СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 5 классе «Свойства живого» ФГОС УМК Пономаревой И.Н. «Вентана-Граф»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации к уроку биологии в 5 классе «Свойства живого» (УМК Пономаревой И.Н., «Вентана-Граф») ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 5 классе «Свойства живого» ФГОС УМК Пономаревой И.Н. «Вентана-Граф»»

Методические рекомендации к уроку биологии в 5 классе «Свойства живого» (УМК Пономаревой И.Н., «Вентана-Граф»)

Педагог: Захарова Евгения Александровна

Предмет: биология

Класс: 5

Тема урока: Свойства живого

Тип урока: изучение нового материала

Место урока: Тема № 1: Биология – наука о живой природе, урок №2

Цель: создать условия для появления осознанного информационного запроса на знание о свойствах живого; создать условия для понимания учащимися знаний об основных свойствах живого организма

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

способствовать формированию понятий, связанных со свойствами живых организмов, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки. Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение.

Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события. Рассматривать на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка - живая система (биосистема

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

воспитание межличностного отношения в работе в группах, парах; продолжить работу по формированию умения работы с микропрепаратами, микроскопом.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать эмоционально-целостное отношение к изучению сложных процессов, происходящих в клетке при её делении; развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Развивать навыки работы с электронными образовательными ресурсами на основе электронных коллекций ФЦИОР и ЕК ЦОР.



Планируемые результаты:

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства при аргументировании вывода о клетке как живой системе.

Предметные выделение существенных признаков живого: обмена веществ в клетке, деления, роста, развития; соблюдение правил работы с микроскопом во время демонстрации микропрепарата. Оценивать значение питания, дыхания, размножения. Объяснять сущность понятий. Понимать сущность процесса деления клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка - живая система

Оборудование: рабочее место учителя, оснащённое ПК и проектором, Таблицы, карточки с заданиями.

Таблицы «Строение цветкового растения», «Строение животного» (рыбы или лягушки, ящерицы, птицы, зверя), «Строение человека».

Объекты живой природы из различных систематических групп.

Средства обучения:

1.Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.;

2. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / О.А.Корнилова, И.В.Николаев, Л.В.Симонова; под ред. Проф. И.Н.Пономарёвой. – М.: Вентана–Граф, 2013. – 80 с.

3.ЦОР:

  • Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001f3-1000-4ddd-cbb0-580046b3269e/013.swf;

Чем живое отличается от неживого

  • Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001f5-1000-4ddd-3f7e-630046b3269e/index_mht.htm;

Тест «Чем живое отличается от неживого»

  • Мультимедийная презентация «Свойства живого».


План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Постановка целей. задач урока, мотивационная деятельность учащихся

  4. Изучение нового материала

  5. Физкультминутка

  6. Изучение нового материала

  7. Закрепление

  8. Информация о домашнем задании

  9. Ре­флексия, подведе­ние итогов урока

Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, фронтальный опрос;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, проблемно поисковый.

Формы организация деятельности учащихся на уроке:

  • приветствие учителя, проверка готовности к уроку;

  • самостоятельное решение проблемы, определение темы, цели урока;

  • участие в работе по повторению, в беседе с учителем, ответы на поставленные вопросы;

  • самостоятельная работа учебником, рабочей тетрадью;

  • оценивание себя и друг друга;

  • рефлексирование.





















Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Свойства живого» (УМК Пономаревой И.Н., «Вентана-Граф»)

Этап урока



Задачи этапа






Деятельность учителя






Деятельность ученика


Время (в мин.)








Формируемые УУД

Познаватель

ные

Регулятив

ные

Коммуни кативные

Личност ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

1

Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

Готовятся к уроку. Отвечают на вопросы учителя

2

Осознанное и произволь ное построение речевого высказыва ния

Прогнозирование своей деятельнос ти

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравствен ный аспект поведения.

2

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Вступительное слово учителя. Повторение пройденного на прошлом уроке.


Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

10

Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации.

Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Самоопределение

3

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Беседа с проблемным вопросом по будущей теме Задает учащимся наводящие вопросы.

Определяют цель урока.

2

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Целеполагание

Постановка вопросов

Самоопределение

4

Работа по выявлению усвоения знаний

Обеспечение восприятия, осмысления, запоминания детьми изученной темы «Свойства живого»

Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод.


Делают вывод о свойствах живы организмов. Решают задачу : Обозначьте на схеме опорного конспекта поступление кислорода и выделение угл. газа

10

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

Планирование, прогнозирование

Умение слушать и вступать в диалог

Самоопределение

5

Проверка усвоения знаний


Установление правильности и осознанности изучения темы.

Объясняет условия выполнения 4 заданий.

Каждый ученик выполняет предложенные одинаковые задания

5

Рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и понимать, правильно выполнять задания.

Ориентация в межлично-стных отношениях

6

Самооценка результатов

Самооценка результатов выполнения задания:

Объявляет критерии выставления оценки.

с помощью учителя осуществляет взаимоконтроль в парах. Сравнивают результаты своей работы с правильными ответами. Оценивают себя.

5

Рефлексия способов и условий действия

Контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности;

Самоопределение

7

Физкультминутка







Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2





8

Подведение итогов урока

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Подводит итоги работы в классе.

Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют тему урока

Определяют оценку своего труда

4

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задает домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

3


Саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

Практико рориентированное

10

Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

- Как вы поступите со знаниями, полученными на сегодняшнем уроке? (Чемодан- мясорубка- мусорная кпрзина)

Оценивают свою работу и работу одноклассников.

2


Оценка своей деятельности и других людей

Коммуникативная рефлексия

Смыслообразование