№ урока: 56 Класс: 6 дата:
Тема урока:
Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах.
Задачи урока:
Образовательные: знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий.
Развивающие: развивать познавательный интерес к биологии; навыки сравнительно-аналитической и мыслительной деятельности. Продолжить формирование навыков работы с учебником, рабочей тетрадью, таблицей.
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе и находить согласованные решения; воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке.
Ход урока:
I. Орг. момент :
II. Стадия вызова. Актуализация знаний.
Эти маленькие организмы создали жизнь на Земле, совершают глобальный круговорот веществ в природе, а также стоят на службе у человека. Луи Пастер их назвал «великие могильщики природы» Кто они?
Учитель: Ребята! Назовите эти маленькие организмы.
Около 5 млрд. лет назад, на Земле было пустынно. Над пустынными просторами без конца и без края ползли низкие зеленые (от избытка хлора в воздухе) тучи и почти не переставая, лили горячие дожди. Неделями, месяцами, годами заливали они равнины, пологие холмы и дымившиеся сопки вулканов. Из края в край гулял по Земле ветер, встречая на своем пути только камень. Лишь временами раздавался клекот огненных лав, с шипением изливавшихся и застывающих. В разводьях туч изредка появлялось мутное, зеленоватое солнце. Оно отражалось в мелких озерах-морях, которые можно было бы перейти вброд. Миллионы и миллионы лет прошли, прежде чем в раннем докембрии, около 3,5 – 3,8 млрд. лет назад, появились бактерии, а затем и сине-зеленые водоросли, производительницы свободного кислорода.
Учитель: Ребята! Рассмотрите рисунки с изображёнными организмами.
На оснований каких признаков вы отнесли эти организмы к бактериям?
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с одноклеточными организмами. Откройте тетради, запишите число, тему урока и начертите таблицу:
Что знаю? | Что хотел узнать? | Что узнал? |
Учитель: 1.Что вы можете сказать об этих животных?
2. Какие ассоциации у вас вызывает слово “ Бактерии”? (заполните колонку «Что знаю»).
I. Проблемный вопрос:
- Почему бактерии, являясь одними из древних на Земле, пройдя длинный эволюционный путь, широко распространены и существуют наряду с высокоорганизованными организмами?
- Возможно ли существование современной биосферы и человека в ней без бактерий?
Ученик: Для того чтобы ответить на вопрос, необходимо изучить общую характеристику бактерий.
II. Стадия осмысления.
Учитель: Запишите в первую колонку всё, что вы знаете о бактериях.
Кто такие бактерии?
Какая наука их изучает?
Бактерии – примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме.
Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий.
А что вы хотели узнать? Составляем структурно - логическую схему в колонке «Что хотел узнать?»
Задание: С общей характеристикой бактерий вы познакомитесь сами, прочитав параграф учебника " Бактерии", стр. , а для того, чтобы упорядочить получаемую информацию, составьте общую характеристику бактерий по плану в колонке «Что узнал?»
План характеристики :
К какой группе живых организмов относятся бактерии?
История открытия бактерий.
Где распространены бактерии?
Строение.
Размножение.
Что знаю? | Что хотел узнать? | Что узнал? |
Одноклеточные организмы. Распространены повсеместно. Цианобактерии – синезеленые водоросли.( по теме Одноклеточные водоросли). Вызывают заболевания. Быстро размножаются. | Структурно-логическая схема: Систематика Строение
Бактерий
Строение Распространение | 1.Живые организмы делятся на 2 группы: Безъядерные- прокариоты, ядерные – эукариоты.. Прокариоты – организмы, не имеющие оформленного ядра, молекула органического вещества не отделена от цитоплазмы, а прикреплена к клеточной мембране. Бактерии относятся к этой группе. Эукариоты – организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой. В группу эукариот входят растения, грибы, животные, в том числе человек. 2..Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 году. Как и всех микроскопических существ он назвал их «анималькули». - Название «бактерии» ввёл в употребление Христиан Эренберг в 1828. -Луи Пастер в 1850-е положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства. - Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.
3.Бактерии распространены повсеместно: в воздухе, водоемах, почве, продуктах питания, в живых организмах, в толще атлантических ледников, знойных пустынях, горячих источниках. 4.. Зарисовать в тетради. 5.Размножение: Размножаются бактерии простым делением надвое. Каждые 20 мин в благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться. В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цитоплазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки, округляется и образует внутри нее на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой. |
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
Лабораторная работа № 30. Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки.
Задание классу:
1.Сравните строение растительной клетки и бактериальной клетки. 2.Если, например, в организм человека попала всего одна такая бактерия, то через 12 ч их может стать уже несколько миллиардов. При такой скорости размножения потомство от одной бактерии за 5 суток может образовать массу, которая может заполнить за 5 суток все моря и океаны.
Но этого не происходит. Как вы думаете почему? (Оказывается большинство бактерий погибает под действием солнечного света, высушивании, недостатке
пищи, нагревании, под действием дезинфицирующих средств. На этом основаны и методы борьбы с бактериями.)
Учитель: Мы ответили с вами на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?
Учащиеся формулируют выводы к уроку.
1. Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры.
2. Бактерии распространены повсеместно.
3.. Размножаются при благоприятных условиях очень быстро.
6. Спора – бактериальная клетка с плотной оболочкой.
IV. Рефлексия.
- Каковы особенности строения бактериальной клетки?
- Кто такой Луи Пастер, какие открытия он сделал?
- Какие свойства бактерий и водорослей характерны цианобактериям?
-Что такое спора бактерий и для чего она служит?
Составление синквейна по теме « Бактерий».
5. Домашнее задание. § .
Подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: “Клубеньковые бактерии”, “Цианобактерии”, “Молочнокислые бактерии”, “Болезнетворные бактерии”.