СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 7 классе "Отряды насекомых. Таракановые. Прямокрылые".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот план-конспект был подготовлен мной, и которым я пользовалась во время проведения открытого урока для коллег нашей образовательной организации в декабре 2015-го года.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 7 классе "Отряды насекомых. Таракановые. Прямокрылые".»

Конспект урока биологии в 7 классе по УМК В.В. Пасечника

Тема: «Отряды насекомых. Таракановые. Прямокрылые. Уховёртки. Подёнки»

Цели:

  • познакомить с особенностями строения, среды обитания тараканов, кузнечиков, сверчков, кобылок, саранчи, медведок, уховёрток, подёнок;

  • раскрыть роль этих насекомых в жизни человека и их значение в природе,

  • особо остановиться на вредителях сельскохозяйственных культур и видах, оказывающих вредное воздействие на человека.

Оборудование:

  • коллекции насекомых, учебники, рабочие тетради


Планируемые результаты:

  • знать особенности строения таракановых и прямокрылых;

  • узнавать этих насекомых в коллекциях, на рисунках и в природе;

  • знать о вреде, наносимом сельскохозяйственным культурам прямокрылыми (саранча, медведки);

  • знать о вреде, наносимый человеку и его здоровью насекомыми отряда Таракановые.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Повторение.

Ответить на вопросы:

  • Чем объяснить, что насекомые освоили все среды обитания?

  • Какую роль играют насекомые в природе?

  • Каково значение насекомых для человека?

  • Чем вызван интерес человека к изучению насекомых?

3. Изучение нового материала

1)Активизация познавательной деятельности.

- Хотя интерес к насекомым зародился в глубокой древности и первые письменные упоминания о них встречаются в папирусах трехтысячелетней давности, но наука о о насекомых - энтомология - стала развиваться относительно недавно.

Первым попытался описать развитие насекомых греческий учёный Аристотель. Слово «энтомология» происходит от греческих слов «энтомон» - насекомое и «логос» - наука, т. е. «наука о насекомых». Началом же научного изучения насекомых следует считать лишь XVII век, когда проводили свои исследования по анатомии и метаморфозу насекомых итальянский учёный М. Мальпиги и голландец Я. Сваммердам. В XVIII веке заметный след в энтомологии оставили К. Линней и изобретатель термометра Р. Реомюр, написавший 6 томов «Мемуаров по истории насекомых». Пример француза оказался заразительным: литература о насекомых стала нарастать со скоростью снежной лавины.

В XVII в. итальянский учёный Марчелло Мальпиги, рассматривая под микроскопом внутреннее строение бабочек, к своему удивлению увидел у них кишки, нервы, сердце и другие органы.

Это именно он впервые обнаружил длинные тонкие трубочки, впадающие в кишку.

Учёный распутывал трубочки иголками, считая их, а они снова путались и даже обрывались. Изучив десяток бабочек, Мальпиги определил число трубочек, сделал их зарисовки. Позднее было установлено, что обнаруженные трубочки - органы выделения насекомого. В честь Мальпиги они были названы «мальпигиевыми сосудами».

Мальпиги впервые обнаружил и описал нервную систему насекомого. Только перечень того, что он открыл, занял бы больше страницы.

- Отгадайте загадку: Рыжий, да не конь, Рогат, да не баран, Дома его не любят и на базаре не купят.

Вопросы классу:

  • Что вам известно о тараканах?

  • Где они встречаются?

  • Легко ли избавиться от их соседства?

2) Работа над новым материалом

Отряд Таракановые - очень древняя группа насекомых; они процветали в лесах каменноугольного периода. 2500 современных видов обитают в лесах тропической зоны, реже - в степях и пустынях. До европейской тундры доходит только один вид - лапландский таракан. Тараканы всеядны. Растут они медленно. Обитающий в домах рыжий таракан при 22°С достигает половой зрелости за 172 дня, а чёрный таракан - за 4 года. Обычно тараканы откладывают яйца в особые капсулы - оотеки, предохраняющие их от высыхания. Тараканы не только портят пищу, но и являются разносчиками бактерий и простейших - возбудителей заболеваний, яиц глистов.

В жилье человека обитают рыжий и чёрный тараканы. Рыжий длиной 10 – 13 мм, а чёрный – 18 – 30 мм. Тараканы обоих видов загрязняют и портят продукты, разносят возбудителей дизентерии, тифа, холеры, туберкулёза, а также яйца паразитических червей, споры грибков. Тараканы всеядны, едят растительную пищу, в том числе древесину, в домашних условиях могут повреждать бумагу, переплёты книг, изделия из кожи. Ротовой аппарат грызущий. Бегают тараканы довольно быстро – до 70см в секунду.

Интересное о тараканах Есть сведения об употреблении тараканов в пищу и как лекарственного средства в народной медицине (чёрный таракан).

Кстати, тараканы способны не дышать до 40 минут, чтобы не испарять имеющуюся в организме воду при отсутствии возможности её восполнения. Сейчас в квартирах количество тараканов резко сокращается по той причине, что люди используют для ремонта синтетические материалы, а известь для побелки (лакомство для тараканов) не используют.

Отгадайте ещё одну загадку: С ветки на тропинку, С травинки на травинку, Прыгает пружинка —Зелёненькая спинка. Во фраке зелёном маэстро Взлетает, над лугом в цвету. Он — гордость местного оркестра И лучший прыгун в высоту!

ПРЯМОКРЫЛЫЕ - древний отряд насекомых. Включает не менее 20000 видов, встречающихся повсеместно. Размеры колеблются от 2 мм до 15 см. Ротовой аппарат грызущий. Распространены от Полярного круга до тропиков.

Кузнечики издают разнообразные звуковые сигналы, по которым их легко отличить. Слуховой аппарат у кузнечиков расположен на голенях передних ног; у саранчи – по бокам переднего сегмента брюшка. У кузнечика кровь БЕЛАЯ!

Насекомые чувствительны к перемене погоды. Зелёные кузнечики не стрекочут вечером перед дождём. Кузнечиков часто путают с одиночными саранчовыми - кобылками. У саранчовых короткие усики, а у кузнечиков они длиннее тела. Кузнечик - классический пример покровительственной окраски.

«На скошенном и выгоревшем на солнце поле жили зелёные и серые кузнечики. Птицы переловили зелёных. Объясните, почему уцелели серые кузнечики?»

После ответов учащихся обратить их внимание на то, что для зелёных кузнечиков условия изменились, а окраска их тела осталась прежней. Следовательно, приспособительная окраска носит относительный характер.

Саранчовые - опаснейшие вредители сельского хозяйства, так как относятся к группе насекомых, для которых характерны вспышки массового размножения. В обычные периоды их численность не отличается от численности других прямокрылых, находится на сравнительно низком уровне. Наиболее опасна азиатская саранча, гнездящаяся в плавнях низовьев Дона, Волги, Урала, Терека, среднеазиатских рек и озёр. Там она питается тростником, а улетая на сотни километров, истребляет по пути всю растительность. Почти столь же опасна марокканская саранча. Вредят сельскому хозяйству также несколько видов прусов.

Цикл развития перелётной саранчи: из кубышек весной выводится молодь, ведущая одиночный образ жизни (одиночная фаза); при массовом отрождении возникает стадный инстинкт, под воздействием которого насекомые образуют большие скопления - кулиги (стадная фаза), которые в минуту преодолевают расстояние в 6—12 м, их не останавливают даже водные преграды. После превращения во взрослую особь, способную к перелётам, саранча становится особенно опасной. Огромными стаями поднимается она в воздух и летит со скоростью 10-15 км/ч, преодолевая за день расстояние 80-120 км. Там, где опускается такая стая, число экземпляров саранчи достигает нескольких сотен на 1 м2 . Площади, которым угрожает саранча в период массового размножения, измеряются миллионами гектаров. Одна самка откладывает до 250 яиц.

При полной выживаемости её потомство съедает до 75 кг зелёной массы. Время развития - 30-40 суток. Уроны от саранчовых не миллионные, а миллиардные. В ООН создан центр по борьбе с саранчой.

Сверчки. В сельской местности хорошо известен домовой сверчок. Это ночное насекомое, питающееся различными пищевыми отбросами. Обитание в отапливаемых помещениях повлияло на жизненный цикл этого вида сверчков: они утратили сезонную ритмику размножения, поэтому в любое время в домах встречаются разные стадии развития - от мелких личинок до взрослых насекомых

Медведка. Медведки ведут подземный образ жизни. Они хорошо приспособлены для копания передними конечностями. Отлично плавают, ныряют и даже летают ночью. Вредят огородным растениям, повреждая их корневую систему. Селятся в основном на лугах и в огородах, любят поймы рек.

Отряд Уховёртки. Длина тела уховёрток от 4 до 78мм. На конце тела уховёрток имеются выросты, за что их иногда называют «двухвостки». Выросты выполняют функцию защиты и нападения. Это насекомое пользуется дурной незаслуженной славой. До сих пор ещё можно слышать рассказы о том, что уховёртка заползает в ухо спящего человека и, прорывая барабанную перепонку, выводит из строя слуховой аппарат. Все это не соответствует действительности, и боязнь вреда, якобы причиняемого этим человеку, ни на чем не основана. Обыкновенная уховёртка ведёт скрытый образ жизни, прячась днем под камнями, поваленными деревьями, а также под корой деревьев и старых пней. В таких укрытиях уховёртки иногда скапливаются в больших количествах. Ночью, наоборот, они становятся очень активными; выползают из своих дневных убежищ и быстро бегают в поисках пищи, которая может быть очень разнообразной. Уховёртка может питаться различными частями мёртвых и живых зелёных растений, грибками и водорослями, развивающимися под корой, а также и животной пищей, в том числе мелкими насекомыми.

Отряд Подёнки. Во взрослом состоянии живут один или несколько дней. Взрослые особи не питаются. Яйца откладываются в воду, личинки развиваются там же.

4. Закрепление.

1) Вопросы к классу:

  • Какие меры борьбы применяют против саранчи?

  • Почему тараканы - частые гости в жилье человека?

  • В чем заключается вред, наносимый саранчой?

  • Почему медведка является очень опасным вредителем?

  • Каких насекомых относят к отряду Прямокрылые?

  • Кто из уже изученных членистоногих имеет покровительственную окраску?

  • В чем относительность покровительственной окраски?

2) Работа в тетрадях

  • 1. Укажите верные выражения.
    1. Величина тараканов от 7 мм до 15 см.
    2. Тараканов примерно 3,5 тыс. видов.
    3. В жилище человека обитают два вида тараканов.
    4. Тараканы – очень древние насекомые.
    5. Раньше все таракановые летали.
    Ответ: 2, 4, 5.

  • 2. Рассмотрите рисунки 47 и 49 учебника (с. 66 и 68). Объясните, как по внешнему виду можно отличить таракана и сверчка.
    Таракан и сверчок относятся к разным семействам. У таракана 3 пары одинаковых по длине ног и длинные усики. У сверчка задние ноги очень длинные, есть вытянутые узкие передние надкрылья, глаза большие.

  • 3. Закончите предложение.
    Слуховой аппарат у прямокрылых расположен на голенях передних ног (кузнечики) или по бокам первого сегмента брюшка (саранча).

  • 4. Как по внешнему виду вы можете отличить самца и самку кузнечика?
    У самки на конце брюшке имеется яйцеклад.

  • 5. Верно ли утверждение: «Некоторым прямокрылым свойственен каннибализм»?
    Не верно. Прямокрылые питаются либо растительной пищей, либо есть хищники, которые питаются животной пищей, но только другими видами насекомых.

  • 6. Как вы считаете, может мы летом наблюдать полет стаи кобылок? Нет, кобылки не летают большими стаями.
    А стаи саранчи? Да, саранча летает стаями.

  • 7. Что общего у тараканов, сверчков, медведок и уховёрток?
    Они ведут преимущественно ночной образ жизни.

  • 8. Объясните происхождение названия подёнок.
    Подёнки во взрослом состоянии живут всего один или несколько ней, за что и получили такое название.

  • 9. Какой вывод о чистоте водоёма вы сможете сделать, если увидели в нем личинок подёнок?
    Наличие личинок в водоёме означает, что он чистый, так как личинки чувствительны к загрязнению воды химическими веществами и быстро погибают.

10. Для чего стрекочут кузнечики и сверчки?
Таким образом они привлекают особей противоположного пола и сигнализируют о «своей» территории.

3) Фронтальный опрос

  • Вопрос 1. В связи с чем прямокрылые получили своё название?

  • Характерные особенности прямокрылых — большие, приспособленные для прыжков задние ноги и вытянутые прямые узкие передние крылья, превращённые в надкрылья и защищающие веерообразные задние крылья.

  • Вопрос 2. Какую роль играют прямокрылые в природе?

  • Прямокрылые в природе являются частью природного сообщества, в котором они обитают. Взрослые насекомые и личинки имеют ротовой аппарат грызущего типа. Большинство из них питаются растениями, но встречаются хищники и кормящиеся смешанной пищей. При этом прямокрылые сами представляют собой ценный объект питания для других животных.

  • Вопрос 3. Почему медведку сравнивают с кротом?

  • Медведки, как и кроты, ведут подземный образ жизни; великолепно приспособлены для копания передними конечностями, легко создают сложные подземные системы ходов; способны под землёй двигаться как вперёд, так и назад; часто селятся на лугах и в огородах, любят поймы рек.

  • Вопрос 4. Каково значение уховёрток в природе и хозяйстве человека?

  • Уховёртки ведут скрытый образ жизни, активны ночью, днем прячутся под камнями, корой деревьев, в других укромных местах. Питаются мёртвыми и живыми растениями, грибками, водорослями, насекомыми. Например, огородная уховёртка живёт во влажных местах, дуплах деревьев, иногда в подвалах. Питается гниющими органическими остатками, может повреждать овощи.

Часто уховёртки вредят растениям, поедая листья, побеги, цветки и незрелые семена.

Есть уховёртки, приносящие ущерб пчеловодству. Забравшись в пчелиный улей по

ножкам, они живут во влажном и утепляющем материале или межстенном ульевом

пространстве, питаются мёдом, пергой и пчёлами.

  • Вопрос 5. Почему подёнки не питаются во взрослом состоянии?

Подёнки во взрослом состоянии живут один или несколько дней, за что и получили это название. Взрослые особи не питаются, их задача — спариться и оставить потомство. Яйца откладываются в воду, личинки развиваются там же. Личиночное состояние длится 2-3 года.

5. Итог урока.

  • С какими отрядами насекомых мы сегодня познакомились на уроке?

  • Что нового узнали об этх насекомых?

6. Задание на дом.

Параграф 16. Подготовить сообщения на темы: «Кто они: друзья или враги?»; «Медведка — сверчок — крот»; «Окраска насекомых: предостерегающая и покровительственная»; «Саранча — опаснейший вредитель сельского хозяйства».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!