СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии №6. Функции белков

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии №6 по теме "Функции белков". 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Карточка № 1.6»

Тест №1 «Строение и функции белков» - 1 вариант.



Зад. № 1 Ответьте на предложенные вопросы, выберите один правильные ответы.



I. Какие соединения являются мономерами молекул белка?

а) глюкоза б) глицерин в) жирные кислоты д) аминокислоты

2. Сколько из известных аминокислот участвуют в синтезе белка?

а) 20 б) 23 в) 100
3. Какая часть молекул аминокислот отличает их друг от друга?
а) радикал б) аминогруппа в) карбоксильная группа

4.Посредством какой химической связи соединены между собой аминокислоты в молекуле белка первичной структуры?

a) пептидная связь

б) водородная связь между группами -СО и -NH, расположенных в соседних завитках спирали

в) связи между радикалами аминокислот

5.О каком уровне структурной организации белка идёт речь :«Это трёхмерная, про­странственная «упаковка» полипептидной цепи, в результате которой возникает - глобула»? а) первичная структура б) вторичная структура в) третичная структура

г) четвертичная структура
6.Простые белки состоят из:

а) только из аминокислот в)аминокислот и липидов

б) аминокислот и углеводов г) аминокислот и нуклеиновых кислот

7. О какой функции белка идёт речь: «Специальные белки способны ускорять биохимические реакции, идущие в клетке»?
а) пластическая г) защитная ж) рецепторная б) каталитическая д) сократительная з) энергетическая  д) регуляторная

8.О какой функции белка идет речь: «Специальные белки поддерживают постоян­ную концентрацию веществ в крови и клетках, участвуют в росте, размножении и других жизненно важных процессах»?

а) пластическая б) каталитическая в) сократительная г) защитная д) рецепторная

е) энергетическая  ж) регуляторная

9.Процесс потери белком своих свойств и нарушение структуры белковой молекулы – это:

а) ренатурация; б) репликация; в) денатурация; г) спирализация

10.Вторичная структура белка: а) глобула; б) конформация; в) свёрнута в спираль.

11.При обратимой денатурации нарушаются следующие структуры белка: 
а) вторичная; б) первичная; в) третичная; г) четвертичная; д) все, кроме первичной.



Зад. № 2 Ответьте на предложенные вопросы, выберите два правильных ответа.

9. Что является общим для всех аминокислот?

а) радикал б) аминогруппа в) карбоксильная группа


Зад. № 3 Ответьте на предложенные вопросы, выберите три правильных ответа.



10.Какие структуры белка способны нарушаться, а затем восстанавливаться?

а) первичная структура б) вторичная структура в) третичная структура

г) четвертичная структура










Тест №1 «Строение и функции белков» - 2 вариант.



Зад. № 1 Ответьте на предложенные вопросы, выберите один правильные ответы.



1.Какие соединения являются мономерами молекул белков?

а) жирные кислоты б) глицерин в) аминокислоты г) глюкоза

2.Сколько из известных аминокислот участвуют в синтезе белка?

а) 150 6)5 в) 20

3.Какая часть молекул аминокислот отличает их друг

от друга? а) карбоксильная группа б) радикал в) аминогруппа

4.Посредством какой химической связи возникает третичная структура белка?

а) пептидная б) водородная связь между группами -СО и -NH, расположенными в соседних завитках спирали в) связи между радикалами аминокислот

5.О каком уровне структурной организации белка идёт речь: «Она возникает в ре­зультате соединения нескольких макромолекул с третичной структурой в сложный комплекс? а) первичная структура б) вторичная структура в) третичная структура

г) четвертичная структура
6.О какой функции белков идёт речь: «Специфические белки предохраняют организмы от вторжения чужеродных белков и организмов и от повреждения»?

а) пластическая б) каталитическая в) защитная г) транспортная д) сократительная ж) рецепторная  е) регуляторная з) энергетическая

7. О какой функции белков идёт речь: «Специальные белки способны присоеди­нять и переносить различные вещества».

а) пластическая б) каталитическая в) транспортная г) защитная ж) рецепторная

д) сократительная з) энергетическая е) регуляторная.

8.Первичная структура молекулы белка удерживается: 
а) водородными связями; б) пептидными связями; в) гидрофобными связями; г) дисульфидными связями.

9.Ферменты от других белков отличаются тем, что они:
а) синтезируются на рибосомах;  б) включают в свой состав витамины, металлы; 
в) являются катализаторами химических реакций

10.Ренатурация – это процесс: а) нарушение естественной структуры белка; 
б) восстановления естественной структуры белка



Зад. № 2 Ответьте на предложенные вопросы, выберите два правильных ответа

8.Что является общим для всех аминокислот?

а) карбоксильная группа б) радикал в) аминогруппа



Зад. № 3. Ответьте на предложенные вопросы, выберите три правильных ответа.



9.Какие структуры молекул белка способны нарушаться при денатурации, а затем вновь восстанавливаться? а) четвертичная структура б) третичная структура в) вторичная структура г) первичная структура



10.Сложные белки состоят из: а) только аминокислот б) аминокислот и углеводов в) аминокислот и липидов г) аминокислот и нуклеиновых кислот





Тест по биологии на тему «Молекулярный уровень» (9 класс)

Тест. Молекулярный уровень. 1 вариант. 9 класс.


А1.Какой из химических элементов содержится в клетках в наибольшем количестве:
1.азот
2.кислород
3.углегод
4.водород
А2.Назовите химический элемент, который входит в состав АТФ, всех мономеров белков и нуклеиновых кислот.
1)N 2)P 3)S 4)Fe
А3.Укажите химическое соединение, которое углеводом НЕ является.
1)лактоза 2)хитин 3)кератин 4)крахмал
А4.Как называется структура белка, которая представляет собой спираль из цепочки аминокислот, свернутую в пространстве клубком?
1)первичная 2)вторичная 3)третичная 4)четвертичная 
А5.В клетках животных запасным углеводом является:
1.крахмал
2.целлюлоза
3.глюкоза
4.гликоген
А6.Основным источником энергии для новорожденных млекопитающих является:
1.глюкоза
2.крахмал
3.гликоген
4.лактоза
А7.Что является мономером РНК?
1)азотистое основание 2)нуклеотид 3)рибоза 4)урацил
А8.Сколько видов азотистых оснований входит в состав молекулы РНК?
1)5 2)2 3)3 4)4
А9.Какое азотистое основание ДНК комплиментарно цитозину?
1)аденин 2)гуанин 3)урацил 4)тимин
А10. Универсальным биологическим аккумулятором энергии являются молекулы
1).белков 2).липидов 3).ДНК 4).АТФ
А11. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 5% от общего числа. Сколько нуклеотидов с тимином содержится в этой молекуле
1).40% 2).45% 3).90% 4).95% 
А12.Какова роль молекул АТФ в клетке?

1-обеспечивают транспортную функцию           2-передают наследственную информацию

3-обеспечивают процессы жизнедеятельности энергией  4-ускоряют биохимические

реакции

Часть В ( выберите три верных ответа из шести предложенных)

В1. Какие функции в клетке выполняют углеводы?

  1. Каталитическую 4) структурную

  2. Энергетическую 5) запасающую

  3. Двигательную 6) сократительную

В2. Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов молекулы ДНК?

  1. Азотистые основания: А,Т,Г,Ц.

  2. Разнообразные кислоты

  3. Липопротеины

  4. Углевод дезоксирибоза

  5. Азотная кислота

  6. Фосфорная кислота

В3. Установите соответствие между строением и функцией органического вещества и его видом:

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ВЕЩЕСТВА

А. состоят из остатков молекул глицерина и жирных кислот 1. липиды

Б. состоят из остатков молекул аминокислот 2. Белки

В. Участвуют в терморегуляции

Г. Защищают организм от чужеродных веществ

Д. образуются за счет пептидных связей.

Е. Являются наиболее энергоемкими.

С1. Решите задачу.

В молекуле ДНК находится 1250 нуклеотидов с аденином (А), что составляет 20% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с тимином (Т), цитозином (Ц) и гуанином (Г) содержится в отдельности в молекуле ДНК. Ответ поясните.

Часть А – 1 балл (максимальное количество 12 баллов)

Часть В – 2 балла (максимальное количество 6 баллов
)

Часть С – 3 балла (максимальное количество 3 балла)

Итого : 21 балл

Критерии оценивания:

19 -21 балл – «5»

13 – 18 баллов – «4»

9 – 12 баллов – «3»

1 – 8 баллов – «2»

Тест. Молекулярный уровень. 2 вариант. 9 класс

А1.На долю четырех химических элементов приходится 98%всего содержимого клетки. Укажите химический элемент, НЕ относящийся к ним.
1)О 2)Р 3)С 4)N

А2.У детей развивается рахит при недостатке:
1.марганца и железа
2.кальция и фосфора
3.меди и цинка
4.серы и азота
А3.Назовите дисахарид.
1)лактоза 2)фруктоза 3)крахмал 4)гликоген
А4. Как называется структура белка, представляющая собой спираль , которую свернута цепочка из аминокислот?
1)первичная 2)вторичная 3)третичная 4)четвертичная
А5.В клетках растений запасным углеводом является:
1.крахмал
2.целлюлоза
3.глюкоза
4.гликоген
А6.Наибольшее количество энергии выделяется при разложении 1 грамма:
1.жира
2.белка
3.глюкоза
4.углеводов
А7.Что является мономером ДНК?
1)азотистое основание 2)нуклеотид 3)дезоксирибоза 4)урацил
А8.Сколько полинуклеотидных нитей входит в состав одной молекулы ДНК?
1)1 2)2 3)3 4)4
А9.Назовите химическое соединение, которое имеется в РНК, но отсутствует в ДНК.
1)тимин 2)дезоксмирибоза 3)рибоза 4)гуанин
А10. Источником энергии клетки являются молекулы
1).белков 2).липидов 3).ДНК 4).АТФ

А11. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 5% от общего числа. Сколько нуклеотидов с тимином содержится в этой молекуле
1).40% 2).45% 3).90% 4).95%

А12.Какие соединения входят в состав АТФ?

1-азотистое основание аденин,углевод рибоза,3 молекулы фосфорной кислоты

2-азотистое основание гуанин, сахар фруктоза, остаток фосфорной кислоты.

3-рибоза,глицерин и какая-либо аминокислота

Часть В ( выберите три верных ответа из шести предложенных)

В1. Липиды выполняют функции:

  1. Ферментативную 4) транспортную

  2. Энергетическую 5) запасающую

  3. Гормональную 6) передача наследственной информации

В2. Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов молекулы РНК?

  1. Азотистые основания: А,У,Г,Ц.

  2. Разнообразные кислоты

  3. Азотистые основания: А,Т,Г,Ц.

  4. Углевод рибоза

  5. Азотная кислота

  6. Фосфорная кислота

В3. Установите соответствие между особенностями и молекулами для которых они характерны.

ОСОБЕННОСТИ МОЛЕКУЛЫ

А) хорошо растворяются в воде 1) моносахариды

Б) имеют сладкий вкус 2) полисахариды

В) сладкий вкус отсутствуют

Г) глюкоза, рибоза, фруктоза

Д) в воде нерастворимы

Е) крахмал, гликоген, хитин.

С1. В молекуле ДНК находится 1100 нуклеотидов с цитозином (Ц) что составляет 20% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с тимином (Т), гуанином(Г), аденином (А) содержится в отдельности в молекуле ДНК, объясните полученный результат.

Часть А – 1 балл (максимальное количество 12 баллов)

Часть В – 2 балла (максимальное количество 6 баллов)

Часть С – 3 балла (максимальное количество 3 балла)

Итого : 21 балл

Критерии оценивания:

19 - 21 балл – «5»

13 – 18 баллов – «4»

9 – 12 баллов – «3»

1 – 8 баллов – «2»











Просмотр содержимого документа
«Урок №6. Функции белков.»

Урок №6 по теме: «Функции белков».

Цели урока: Продолжить расширение и углубление знаний о важнейших органических веществах клетки на основе изучения  строения и функции белков; знать из чего состоят белки, функции белков. Продолжить формирование умения выявлять связи между строением и функциями веществ.

Оборудование:  Оборудование: таблица «Строение белков», модель ДНК, оборудование для л/р: Пероксид водорода 3%; сырой и вареный картофель, сырое и вареное мясо, пробирки, белок куриного яйца (сырой). Шерстяные нити. молоко, тсо, таблица « железы внутренней секреции», схема на доске

Тип урока:     комбинированный

Методы обучения:  беседа.

                                                Ход урока

 I.Организационный момент.

 II. Проверка знаний. 

                                    Фронтальная беседа.

  1. На какие группы делят все элементы, входящие в состав живого?

  2. На какие группы делятся углеводы в зависимости от количества молекул?

  3. Почему углеводы получили такое название?

  4. Что такое липиды?

III. Изучение нового материала.

Рассказ учителя о функциях белков с заполнением таблицы.

Строительная — белки входят в состав клеточных мембран и органелл

клетки. Стенки кровеносных сосудов, хрящи, сухожилия, волосы, ногти,

когти у высших животных состоят из белков.

Ферментативная- белки-ферменты ускорители всех химических  реакций в организме. Они обеспечивают расщепление питательных веществ в пищеварительном тракте, фиксацию углерода при фотосинтезе.

Транспортная- белки способны присоединять и переносить различные вещества. Белок  гемоглобин переносит кислород из легких к клеткам других тканей и органов, в мышцах- белок миоглобин. Белки сыворотки переносят липиды и жирные кислоты и различных БАВ. Транспортные белки в наружной мембране клеток переносят различные вещества из окружающей среды в цитоплазму.

Защитная- они предохраняют организм от вторжения чужеродных белков и микроорганизмов и от повреждения. Её выполняют иммуноглобулины (антитела) крови, обеспечивающие иммунную защиту организма.  Фибриноген и тромбин участвуют в  свертывании крови и предотвращают кровотечение.

Сократительная- благодаря движению относительно друг друга нитей

белков актина и миозина осуществляется сокращения мышц.

Регуляторная- присуще белкам-гормонам. Они поддерживают постоянные концентрации веществ в клетках и крови ,участвуют в росте в размножении. многие гормоны инсулин регулирует уровень сахара в крови.

  Рецепторная- некоторые белки, встроенные в клеточную мембрану,способны изменить свою структуру на действие внешней среды.  Фитохром-светочувствительный белок, регулирующий фотопериодическую реакцию растений,  оксин- составная часть родопсина, пигмента, находящегося в клетках сетчатки глаза.

Пигментную- белки имеющие цвет, меланин — кожи, волос, радужной  оболочки  глаза.

Двигательную функцию выполняют сократительные белки. Моторные белки обеспечивают движения организма (например, сокращение мышц, в том числе локомоцию (миозин), перемещение клеток внутри организма (например, амебоидное движение лейкоцитов), движение ресничек и жгутиков, а также активный и направленный внутриклеточный транспорт (кинезин, динеин).

Энергетическая функция. При распаде 1 г белка до конечных продуктов выделяется 17,6 кДж. Сначала белки распадаются до аминокислот, а затем до конечных продуктов — воды, углекислого газа и аммиака. Однако в качестве источника энергии белки используются только тогда, когда другие источники (углеводы и жиры) израсходованы.

Сигнальная функция белков — способность белков служить сигнальными веществами, передавая сигналы между клетками, тканями, о́рганами и разными организмами.

Сигнальную функцию выполняют белки-гормоны, цитокины, факторы роста и др.Так присходит прием сигналов из внешней среды и передача информации в клетку.

IV.  Итог.   На уроке мы повторили и расширили свои знания по теме «Белки». Узнали о функциях белков их строении, о роли белков как самых необходимых химических

соединений для жизнедеятельности всего живого на Земле.      

                     

V. Домашнее задание: п.1.5 выполнить

Просмотр содержимого презентации
«Урок №6.Функции белков-9 класс»

Урок №6.  «Функции белков» Презентацию подготовила : Болотова О.Н. учитель биологии МОУ «СОШ №2 г.Зеленокумск»

Урок №6. «Функции белков»

Презентацию подготовила : Болотова О.Н. учитель биологии

МОУ «СОШ №2 г.Зеленокумск»

Аминокислоты Заменимые Незаменимые Незаменимыми для взрослого здорового человека являются 8 аминокислот: валин, изолейцин, лейцин, лизин, метионин, треони́н, триптофан и фенилалани́н.  Для детей незаменимыми также являются аргинин и гистидин.  Не могут быть синтезированы в организме.  Заменимые аминокислоты могут синтезироваться в организме. Потребность организма осуществляется за счет поступления белков пищи. К заменимым аминокислотам относятся аланин, аспарагин, аспарагиновая кислота, глицин, глютамин, глютаминовая кислота,тирозин, цистеин, цистин и др.

Аминокислоты

Заменимые

Незаменимые

Незаменимыми для взрослого здорового человека являются 8 аминокислот: валин, изолейцин, лейцин, лизин, метионин, треони́н, триптофан и фенилалани́н.

Для детей незаменимыми также являются аргинин и гистидин.

Не могут быть синтезированы в организме.

Заменимые аминокислоты могут синтезироваться в организме.

Потребность организма осуществляется за счет поступления белков пищи.

К заменимым аминокислотам относятся аланин, аспарагин, аспарагиновая кислота, глицин, глютамин, глютаминовая кислота,тирозин, цистеин, цистин и др.

Содержание незаменимых аминокислот

Содержание незаменимых аминокислот

Белки Белки – это нерегулярные полимеры, мономерами которых являются α -аминокислоты.  БЕЛКИ   Простые Сложные  (протеины) (протеиды) только из аминокислот белок +  небелковая часть альбумины, глобулины гемоглобин,  нуклеопротеид

Белки

Белки – это нерегулярные полимеры, мономерами которых являются α -аминокислоты.

БЕЛКИ

Простые Сложные

(протеины) (протеиды)

только из аминокислот белок +

небелковая часть

альбумины, глобулины гемоглобин,

нуклеопротеид

Функции белков в организме   Белки — необходимые компоненты всех живых организмов, они участвуют в большинстве жизненных процессов клетки. Белки осуществляют обмен веществ и энергетические превращения.  Белки входят в состав клеточных структур — органелл, секретируются во внеклеточное пространство для обмена сигналами между клетками, гидролиза пищи и образования межклеточного вещества.

Функции белков в организме

Белки — необходимые компоненты всех живых организмов, они участвуют в большинстве жизненных процессов клетки.

Белки осуществляют обмен веществ и энергетические превращения.

Белки входят в состав клеточных структур — органелл, секретируются во внеклеточное пространство для обмена сигналами между клетками, гидролиза пищи и образования межклеточного вещества.

Заполни таблицу «Функции белка» Белки  (по функциям) Выполняемая функция Структурные белки Примеры белков Являются структурными компонентами биологических мембран и многих внутриклеточных органелл, главным компонентом опорных структур организма Коллаген хрящей и сухожилий, эластин соединительной ткани, кератин волос и ногтей

Заполни таблицу «Функции белка»

Белки

(по функциям)

Выполняемая функция

Структурные белки

Примеры белков

Являются структурными компонентами биологических мембран и многих внутриклеточных органелл, главным компонентом опорных структур организма

Коллаген хрящей и сухожилий, эластин соединительной ткани, кератин волос и ногтей

Структурная функция   Строительна я — белки входят в состав клеточных мембран и органоидов клетки. Стенки кровеносных сосудов, хрящи, сухожилия, волосы, ногти, когти у высших животных состоят из белков. Коллаген и эластин  — основные компоненты межклеточного вещества соединительной ткани (например, хряща), а из другого структурного белка кератина состоят волосы, ногти, перья птиц и некоторые раковины.

Структурная функция

Строительна я — белки входят в состав клеточных мембран и органоидов клетки. Стенки кровеносных сосудов, хрящи, сухожилия, волосы, ногти, когти у высших животных состоят из белков.

Коллаген и эластин  — основные компоненты межклеточного вещества соединительной ткани (например, хряща), а из другого структурного белка кератина состоят волосы, ногти, перья птиц и некоторые раковины.

Транспортная функция   Транспортный белок гемоглобин переносит кислород из лёгких к остальным тканям и углекислый газ от тканей к лёгким. Мембранные белки участвуют в транспорте малых молекул через мембрану клетки, изменяя её проницаемость (белки-каналы и белки-переносчики). Белки сыворотки крови переносят липиды и жирные кислоты и различных БАВ. Транспортные белки в наружной мембране клеток переносят различные вещества из окружающей среды в цитоплазму.

Транспортная функция

Транспортный белок гемоглобин переносит кислород из лёгких к остальным тканям и углекислый газ от тканей к лёгким.

Мембранные белки участвуют в транспорте малых молекул через мембрану клетки, изменяя её проницаемость (белки-каналы и белки-переносчики).

Белки сыворотки крови переносят липиды и жирные кислоты и различных БАВ. Транспортные белки в наружной мембране клеток переносят различные вещества из окружающей среды в цитоплазму.

Регуляторная- присуще белкам-гормонам. Они поддерживают постоянные концентрации веществ  в клетках и крови, участвуют в росте в размножении. Например –гормоны, инсулин регулирует уровень сахара в крови.

Регуляторная- присуще белкам-гормонам. Они поддерживают постоянные концентрации веществ

в клетках и крови, участвуют в росте в размножении. Например –гормоны, инсулин регулирует уровень сахара в крови.

Защитная  функция    Защитная- белки предохраняют организм от вторжения чужеродных белков и микроорганизмов и от повреждения.   Её выполняют иммуноглобулины (антитела) крови, обеспечивающие иммунную защиту организма.   Фибриногены и тромбины, участвуют в свёртывании крови. и предотвращают кровотечение .

Защитная функция

Защитная- белки предохраняют организм от вторжения чужеродных белков и микроорганизмов и от повреждения. 

Её выполняют иммуноглобулины (антитела) крови, обеспечивающие иммунную защиту организма. 

Фибриногены и тромбины, участвуют в свёртывании крови. и предотвращают кровотечение .

Защитная  функция

Защитная функция

  • Антитела, входящие в состав иммунной системы, присоединяются к чужеродным для данного организма веществам, антигенам и тем самым нейтрализуют их, направляя к местам уничтожения.
  • Антитела могут секретироваться в межклеточное пространство или закрепляться в мембранах специализированных В-лимфоцитов, которые называются плазмоцитами .
Защитная функция Химическая защита. Связывание токсинов белковыми молекулами может обеспечивать их детоксикацию. Особенно важную роль в детоксикации у человека играют ферменты печени, расщепляющие яды или переводящие их в растворимую форму, что способствует их быстрому выведению из организма.  Печень- «чистит» кровь, то есть перестраивает токсин так, чтобы он мог выйти из организма.

Защитная функция

  • Химическая защита. Связывание токсинов белковыми молекулами может обеспечивать их детоксикацию.
  • Особенно важную роль в детоксикации у человека играют ферменты печени, расщепляющие яды или переводящие их в растворимую форму, что способствует их быстрому выведению из организма.

Печень- «чистит» кровь, то есть перестраивает токсин так, чтобы он мог выйти из организма.

Сигнальная функция

Сигнальная функция

  • Сигнальная функция белков — способность белков служить сигнальными веществами, передавая сигналы между клетками, тканями, о́рганами и разными организмами.
  • Сигнальную функцию выполняют белки-гормоны, цитокины, факторы роста и др.
  • Большинство гормонов животных — это белки или пептиды. Связывание гормона с рецептором является сигналом, запускающим в клетке ответную реакцию.
  • Цикл активации G-белка под действием рецептора .
Рецепторная функция

Рецепторная функция

  • Белковые рецепторы могут как находиться в цитоплазме, так и встраиваться в клеточную мембрану.
  • Одна часть молекулы рецептора воспринимает сигнал, которым чаще всего служит химическое вещество, а в некоторых случаях — свет, механическое воздействие (например, растяжение) и другие стимулы.
  • Некоторые белки, встроенные в клеточную мембрану,способны изменить свою структуру на действие внешней среды.  Фитохром-светочувствительный белок, регулирующий фотопериодическую реакцию растений,  оксин- составная часть родопсина, пигмента, находящегося в клетках сетчатки глаза.
Каталитическая функция

Каталитическая функция

  • Наиболее хорошо известная роль белков в организме — катализ различных химических реакций.
  • Ферменты  — группа белков, обладающая специфическими каталитическими свойствами, то есть каждый фермент катализирует одну или несколько сходных реакций.
  • Ферменты катализируют реакции расщепления сложных молекул (катаболизм) и их синтеза (анаболизм), а также репликации и репарации ДНК и матричного синтеза РНК.
  • Известно несколько тысяч ферментов; среди них такие, как, например, пепсин, расщепляют белки в процессе пищеварения.
Запасная (резервная) функция белков   Резервные белки запасаются в качестве источника энергии и вещества в семенах растений и яйцеклетках животных; белки третичных оболочек яйца (овальбумины) и основной белок молока (казеин) также выполняют, главным образом, питательную функцию.

Запасная (резервная) функция белков

Резервные белки запасаются в качестве источника энергии и вещества в семенах растений и яйцеклетках животных;

белки третичных оболочек яйца (овальбумины) и основной белок молока (казеин) также выполняют, главным образом, питательную функцию.

Моторная (двигательная) функция   Моторные белки обеспечивают движения организма (например, сокращение мышц, в том числе локомоцию (миозин), перемещение клеток внутри организма (например, амебоидное движение лейкоцитов), движение ресничек и жгутиков, а также активный и направленный внутриклеточный транспорт (кинезин, динеин).

Моторная (двигательная) функция

Моторные белки обеспечивают движения организма (например, сокращение мышц, в том числе локомоцию (миозин), перемещение клеток внутри организма (например, амебоидное движение лейкоцитов), движение ресничек и жгутиков, а также активный и направленный внутриклеточный транспорт (кинезин, динеин).

Энергетическая функция

Энергетическая функция

  • При распаде 1 г белка до конечных продуктов выделяется 17,6 кДж.
  • Сначала белки распадаются до аминокислот, а затем до конечных продуктов — воды, углекислого газа и аммиака. Однако в качестве источника энергии белки используются только тогда, когда другие источники (углеводы и жиры) израсходованы.
Токсины (от греческого toxikоn — яд), вещества бактериального, растительного или животного происхождения, способные угнетать физиологические функции, что приводит к заболеванию или гибели животных и человека. По химической природе все токсины— белки или полипептиды.

Токсины (от греческого toxikоn — яд), вещества бактериального, растительного или животного происхождения, способные угнетать физиологические функции, что приводит к заболеванию или гибели животных и человека. По химической природе все токсины— белки или полипептиды.

Домашнее задание: п.1.5 выучить

Домашнее задание: п.1.5 выучить

Разгадай кроссворд 1        4    2     3                  А             М   7  5  И       6         Н 9              О     11       К         И     8     10    С         Л         О           Т       12           А            

Разгадай кроссворд

 

 

 

  2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

М

 

И

 

 

  6

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

О

 

  11

 

 

 

К

 

 

 

 

И

 

 

8

 

 

10 

 

С

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

Т

 

 

 

12

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

РЕШИ КРОССВОРД:   1.Изменение первичной структуры белка  2. Высокомолекулярные соединения.  3.Белки, состоящие только из аминокислот.  4. Соединение, сочетающее в себе признаки кислот и оснований.  5. Пространственная конфигурация представляющая третичную структуру белка.  6. Высокомолекулярные органические непериодические полимеры, состоящие из аминокислот.  7. Химические связи, соединяющие аминокислоты в первичной структуре белка.  8. Форма, образующая вторичную структуру белковой молекулы.  9.Транспортный белок, для которого характерна четвертичная структура.  10.Двигательный белок.  11. Белки, являющиеся биокатализаторами.  12. Белки на поверхности клетки или в растворе, по которым Т-лимфоциты различают свои клетки от чужих.

РЕШИ КРОССВОРД: 1.Изменение первичной структуры белка 2. Высокомолекулярные соединения. 3.Белки, состоящие только из аминокислот. 4. Соединение, сочетающее в себе признаки кислот и оснований. 5. Пространственная конфигурация представляющая третичную структуру белка. 6. Высокомолекулярные органические непериодические полимеры, состоящие из аминокислот. 7. Химические связи, соединяющие аминокислоты в первичной структуре белка. 8. Форма, образующая вторичную структуру белковой молекулы. 9.Транспортный белок, для которого характерна четвертичная структура. 10.Двигательный белок. 11. Белки, являющиеся биокатализаторами. 12. Белки на поверхности клетки или в растворе, по которым Т-лимфоциты различают свои клетки от чужих.

Поверь себя Д Е Н А А М П Т П Р Ф У О Р О Л О А Т И Т М Е Е Ц Р Е И И Г Б П Н Н Е Р Л Г Я Е Л Ы Е О О П Ф М Е Б К Т Е У И О И Р Л С Д М Г М Л Н П А И Е Ы И О О Н З Р Б Е Т И И А А Ы Н Н Л Н Ь Т И Г Е Н

Поверь себя

Д

Е

Н

А

А

М

П

Т

П

Р

Ф

У

О

Р

О

Л

О

А

Т

И

Т

М

Е

Е

Ц

Р

Е

И

И

Г

Б

П

Н

Н

Е

Р

Л

Г

Я

Е

Л

Ы

Е

О

О

П

Ф

М

Е

Б

К

Т

Е

У

И

О

И

Р

Л

С

Д

М

Г

М

Л

Н

П

А

И

Е

Ы

И

О

О

Н

З

Р

Б

Е

Т

И

И

А

А

Ы

Н

Н

Л

Н

Ь

Т

И

Г

Е

Н

БЕЛКИ – C,H,O,N….S…….Fe МОНО – АМИНОКИСЛОТА 20 – МАГИЧЕСКИЕ ! ∞ УРОВНИ: 1-ичная  пептидная (послед-ть А/К) 2-  ая  Н - связи 3-ая  гидрофобные  Н – связи  -S-S- связи 4-ая  Hb 11

БЕЛКИ – C,H,O,N….S…….Fe

МОНО – АМИНОКИСЛОТА

20 – МАГИЧЕСКИЕ ! ∞

УРОВНИ:

1-ичная

пептидная (послед-ть А/К)

2- ая Н - связи

3-ая гидрофобные

Н – связи

-S-S- связи

4-ая

Hb

11

ДЕНАТУРАЦИЯ  2,3,4   1! 1 Функции: 1.Каталитическая (ферменты) 2. Защитная (иммуноглобулин) 3. Сигнальная(родопсин) 4. Транспортная (гемоглобин) 5.Структурная( коллаген, кератин) 6. Двигательная (актин, миозин) 7. Энергетическая (1гр.- 17,6 кДж) 8. Регуляторная (инсулин,гистоны) 9.Запасающая ( казеин) необратимая ренатурация

ДЕНАТУРАЦИЯ

  • 2,3,4

1! 1

Функции:

1.Каталитическая (ферменты)

2. Защитная (иммуноглобулин)

3. Сигнальная(родопсин)

4. Транспортная (гемоглобин)

5.Структурная( коллаген, кератин)

6. Двигательная (актин, миозин)

7. Энергетическая (1гр.- 17,6 кДж)

8. Регуляторная (инсулин,гистоны)

9.Запасающая ( казеин)

необратимая

ренатурация


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!