1.3 Создание проблемной ситуации | Почему по кровеносным сосудам кровь движется непрерывно тогда, как сердце работает толчками? http://download-sounds.ru/wp-content/uploads3/2012/05/1.mp3 По каким характеристикам сердечнососудистой системы можно судить о состоянии здоровья человека? Просматривают ЭОР http://proflicey5.ru/bin/images/varikoznoe-rasshirenie-ven-stopy-simptomy-11636-large.png Почему варикозная болезнь сопровождает вены нижних конечностей? http://2.bp.blogspot.com/_k9RfmLxLJ3o/SlxPYnrp42I/AAAAAAAAACg/Ao8snioljS0/s400/ymphedema.jpg При некоторых заболеваниях у человека развиваются отёки. Каким образом в организме происходит отток жидкости?. | Работают в группах. Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемных ситуаций, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции. Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленных проблем. Постановка учебной задачи урока: «Каковы особенности движения крови и лимфы по сосудам?» |
2.Операционно-исполнительский | 2.1Целеполагание и планирование | Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности Вы знаете, как работает сердце и каков путь движения крови по сосудам в организме человека. По некоторым характеристикам работы сердечно сосудистой системы можно судить о здоровье человека. Какие характеристики кровообращения выбудете изучать сегодня на уроке? | Для планирования своей деятельности учащиеся конкретизируют цели урока: Какую роль играет давление в непрерывном движении крови по сосудам. Научиться определять свой пульс и оценить состояние сердечнососудистой системы Отчего зависит скорость кровообращения? Каковы особенности движения крови по венам? Выяснить особенности движения лимфы в организме человека |
2.2 Поиск способа решения проблемной ситуации | Учебно- тематическая карта урока. Блок. Давление крови. Используя текст учебника стр. 134, ЭОР - hthttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000865-1000-4ddd-db19-2b00475d60a3/index.htmtp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000862-1000-4ddd-3249-2300475d60a3/index.htm видеофрагмент https://yadi.sk/d/zBLvb-LNfkNju выполните задание в тетради № 131 ,132 Для этого выясните: Каковы причины движения крови в сосудах? Что называется кровяным давлением? Почему кровяное давление падает по мере движения крови по сосудам? Чему равна величина нормального артериального давления? С помощью какого прибора измеряется артериальное давление? Какое давление называется максимальным, минимальным, пульсовым? Блок. Пульс. Используя текст учебника стр. 134, видеофрагмент https://yadi.sk/d/79BramGFfkNk2 выполните задание № 134 в рабочей тетради. Для этого: выясните 1.Чтотакое пульс? 2.Каковы причины возникновения пульса? 3. Выполните лабораторную работу в задании №137 . Блок. Скорость кровотока Используя ЭОР: 1. Скорость движения крови http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000863-1000-4ddd-02ad-2800475d60a3/10_017.swf 2.Разность скорости движения крови по артериям и венам http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9a492e74-b839-481e-a4ee-a7192ee58345/%5BBIO8_03-19%5D_%5BPD_01%5D.swf текст учебника стр. 134 Объясните Как меняется скорость движения крови в сосудах. В чём биологический смысл медленного движения крови по капиллярам Блок. Движение крови по венам Используя текст учебника стр. 134 ЭОР - движение крови по венам http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000864-1000-4ddd-609c-2900475d60a3/10_019.swf Выполните задание в тетради №135. Для этого 1.Вспомните особенности строения вен. 2. Выясните, какие факторы обеспечивают движение крови по венам против силы тяжести. V. Блок. Движение лимфы. Используя текст учебника стр. 135 ЭОР – Лимфатическая системаhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000866-1000-4ddd-fefb-3200475d60a3/index.htm Выполните задание в тетради №136 | Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы. Это побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий, грамотному владению биологическим языком. Работа в группах. Выполняют задание в тетради № 131. Работают с видеофрагментом, учебником стр. 134, рабочей тетрадью. Выполняют задание №131, 132. Делают вывод: ●Давление создаётся сокращением желудочков сердца и сопротивлением стенок кровеносных сосудов ●По мере удаления от сердца давление крови в сосудах уменьшается ●Разность давлений в различных участках кровеносной системы - основная причина непрерывного движения крови. Работают с учебником стр.134, выполняют задание в тетради 134. Лабораторная работа. Задание № 137 Тема «Подсчет пульса в разных условиях». Цель: изучить изменение частоты сердечных сокращений в зависимости от состояния организма. Ход работы 1. Найти у себя пульс (на запястье, шее, висках). 2. Подсчитать пульс в положении сидя, стоя, после10 приседаний. 3. Запишите данные в таблицу Показания пульса ЧСС сидя | ЧСС стоя | ЧСС После 10 приседаний | | | | Сделайте вывод о работе сердца в зависимости от состояния организма. Работают с текстом учебника стр.134. Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод: ●максимальная скорость движения крови в аорте. ●минимальная скорость движения крови в капиллярах ●Благодаря медленному движению крови в капиллярах осуществляется газообмен Отвечают на вопросы учителя. Выполняют Задание в тетради № 135 Делают выводы: Кровь в венах движется благодаря сокращению окружных скелетных мышц, Присасывающей силе грудной клетки. Наличию клапанов в венах. Просматривают ЭОР Выполняют задание №136 |
2.4 Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу, включающую тестовые задания. Тестовые задания по теме: «Движение крови и лимфы по сосудам» 1 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000867-1000-4ddd-2c1f-3800475d60a3/index_mht.htm 2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000868-1000-4ddd-daf8-3900475d60a3/index_mht.htm | Самостоятельно выполняют тестовые задания. |
3.Рефлексивно-оценочный | 3.1Ситуация контроля за выполнением учебных действий | 1.Какая цель была поставлена перед уроком и насколько удалось реализовать эту цель? 2. Как знания о давлении, пульсе, движении крови по венам, лимфообращении можно применить в личной жизни? 3. Чему вы научились на этом уроке? | На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность. Обсуждение ситуационной задачи. |