СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии "Грибной переполох" для учащихся 6 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рекомендован для учащихся 6 класса. Урок - игра.

Цель: обобщение знаний по теме "Грибы"

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Грибной переполох" для учащихся 6 класса»


Предмет: Биология


Учитель:Чучалина Клавдия Васильевна


Класс:6


Тема:»ГРИБНОЙ ПЕРЕПОЛОХ»


Базовый учебник:УМК И.Н.Пономарева,О.А.Корнилова,В.С.Кучменко

«Биология»,6 класс


Цель: На основе анализа информации обобщить «Царство Грибы»,используя элементы игры на уроке или во внеклассной деятельности.


Задачи:-создать условия для развития творческих способностей учащихся;


-развивать речь учащихся через выступления школьников


-организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

и сверстниками;


-изучить меры профилактики отравлений грибами.


ВЕДУЩИЙ№1


Грибы-удивительное Царство. Наверное,каждый из вас собирал грибы

и удивлялся их необычной форме,окраске,расположению под каким-либо деревом

или кустарником. Мы их солим,жарим,сушим,делаем лекарства.Долгое время люди

считали,что грибы посланы богом:съедобные-в награду,ядовитые-в наказание.

Ядовитые грибы использовали колдуньи,ведуньи,чтобы отравить недруга

и объяснить это внезапной смертью.

Ядовитых грибов много и ,если не знаешь какой это гриб(съедобный или нет)

не бери его.Чем же они опасны-эти ядовитые грибы?

В мухоморе,например,содержатся наркотические вещества и у человека появляются

галлюцинации.

В древности эти свойства грибов люди использовали в ритуальных церемониях.


ВЕДУЩИЙ№2


В древнем Иране делали напиток ХАОМА,он вызывал временный прилив сил.Его делали из мухомора ,добавляли молоко.Рецепт приготовления держали в тайне.

На Дальнем Востоке орочи верят,что души рожденных детей спускаются на

Землю в виде грибов-дождевиков...

Почему же грибы выделили в отдельное Царство?

Потому что они не похожи на растения,животных и бактерий.Они не могут создавать

органические вещества,как это делают растения.С животными их роднит питание:

они используют готовое органичекое вещество.

Ученые отмечают,что в настоящее время известно более 120 тыс. видов грибов.

И среди них есть грибы-»убийцы», «лекари», и просто полезные,потому что в них


много нужных веществ.Они содержат белки,жиры,углеводы,йод,железо,фосфор,

кальций,медь,калий,магний,цинк,витамины А,В1,В2,D,РР,С.

Много еще загадок в этом удивительном ЦАРСТВЕ.

УЧИТЕЛЬ: Раз задумал царь-старик-

Толстый,важный БОРОВИК,

Под сосной сидючи,со скуки зеваючи,

Посылать послов-мудрецов СМОРЧКОВ

Во все трубы трубить,во все пушки палить:

Всему царству-де приказ,чтоб явились в тот же час

Все царевны,все дворянки,все купчихи,все мещанки!

Царь устроит смотр им всем,поразмыслит и затем,

Выбрав лучшую девицу,скажет:»Будь теперь царица,

Добронравна и умна,мне примерная жена».

УЧЕНИК(выступление о грибе-БОРОВИК) Шляпка полукруглая,выпуклая,гладкая,сухая,от светло-желтой до темно-бурой.Ножка плотная,

сплошная,клубневидная,утолщенная в основании.Мякоть плотная,белая,с приятным запахом и вкусом,на изломе цвет не меняет.Съедобен свежий,соленый,маринованый

сушенный.

ПОХОЖИЕ ВИДЫ: ЖЕЛЧНЫЙ ГРИБ-НЕСЪЕДОБЕН,САТАНИНСКИЙ ГРИБ-

ЯДОВИТ.


УЧИТЕЛЬ:Покряхтели старички,темнолицые СМОРЧКИ,

Царю поклонилися,в дальний путь пустилися,стали всех скликать,

В царский терем звать.


УЧЕНИК(выступление о грибе-СМОРЧОК ОБЫКНОВЕННЫЙ)

Шляпка высотой до 15 см, яйцевидная,приросшая к ножке,неровная,полая,с

округлыми ячейками,желтовато-буроватая или серо-бурая.Ножка цилиндричес-

кая,полая,белая.Мякоть восковидная,белая,с приятным грибным запахом и

вкусом.Условно съедобен,очень вкусный,но обязательно нужно отварить.


УЧИТЕЛЬ: Вот изящные ОПЕНКИ-легкий стан и ножки тонки-появились пред царем

Пред своим государем.Оглядел их БОРОВИК,ухмыльнулся в ус старик:

«Нет и вы нехороши,чересчур ужо тонки!»

Тут пришли к царю БЕЛЯНКИ:»Столбовые мы дворянки,не обидь нас

Государь!»

«Пошли вон!»-промолвил царь.

УЧЕНИК (выступление о грибе-ОПЕНОК ЛУГОВОЙ)

Шляпка тонкомясистая,поско-распростертая с бугорком,гладкая,голая,со

слабо-рубчатым полупрозрачным морщинистым краем,кремово-охритая с

коричневым оттенком.Пластинки приросшие,редкие,кремовые,ножка цилиндрическая,плотная,полая волокнистая,цвета шляпки.Мякоть белая.,на

изломе цвет не меняет,с приятным запахом и вкусом.Растет»ведьмиными

кругами» на полянах,постбищах.Съедобен свежий,сушеный.Употребляют

только шляпку.

Ни крестьяночки ЛИСИЧКИ,ни РЯДОВКИ-невелички

Не понравились тому

Привереднику царю.



У ЧЕНИК(выступление о ЛИСИЧКЕ НАСТОЯЩЕЙ)

Плодовое тело имеет вид шляпочного гриба.Шляпка выпуклая с завернутым краем,

воронковидная желтовато-желтая.Ножка сплошная,голая,расширяется кверху.Мякоть

плотная белая,с приятным запахом.Почти никогда не поражается личинками грибных

мух и слизняками.Растет большими группами в смешанных и лиственных лесах.

Съедобен свежий,маринованный,соленый.

Ученик (выступление о СЫРОЕЖКЕ ПИЩЕВОЙ)

Шляпка розоватая,бордово-красная с буроватым оттенком,часто с крупными белыми

пятнами и оголенным краем без кожицы. Ножка твердая,цилиндрическая.Мякоть

хрупкая,ломкая,млечного сока нет.Растет в хвойных и лиственных лесах.Съедобен

в свежем,соленом виде,можно употреблять сырыми.

МАСЛЕНОК ПОЗДНИЙ-шляпка мясистая,выпуклая,желтовато-бурая,маслянистая.

Ножка плотная,цилиндрическая желтовато-белая,на разрезе цвет не меняет.

Встречается в хвойных лесах,под соснами.Съедобен свежий,маринованный,соленый,

для сушки почти не пригоден.

«Ах,красавица девица,-молвил царь ей,-будь царица!

Коль не будешь ты моя,от любви засохну я!»

СЫРОЕЖКА покраснела и ответить не успела,

как уж РЫЖИКАМ стрельцам повелел царь:Быть гостям

у меня на свадьбе в вечер!

Вы летите,точно ветер,всех на пир ко мне скликать,

будем свадьбу пировать».

УЧЕНИК( рассказ о рыжике) Шляпка(до 15см) плоская,с возрастом воронковидная,

края слегка подвернуты,гладкая,рыжая,оранжевая с более темными концентрическими

кругами или ясным синевато-зеленым оттенком.Мякоть ломкая,на изломе краснеет,

затем зеленеет,с обильным нежгучим ярко-оранжевым соком,запах фруктовый,смолистый,вкус очень приятный.Встречается в хвойных лесах,молодых

посадках,на опушках,по обоченам дорог,среди травы.Съедобен сырой,свежий,соленый,маринованный.

Стали гости собираться,царской свадьбой потешаться:

«Ишь ты,хитрый БОРОВИК, молодую взял старик!»

ГРУЗДИ, царские министры,приготовили все быстро:

стали в тубы все палить,стали в трубы все трубить,

поваров пятьсот собрали-пир готовить приказали:

«Чтоб готов к заре был стол иль посадим всех на кол!»


ГРУЗДЬ НАСТОЯЩИЙ

Шляпка (5-20см)выпуклая,толстомясистая,с густоопушенным лохматым краем,

слизистая,липкая молочно-белая,с возрастом жетовато-кремовая.Мякоть сочная,

крепкая,но ломкая,белая,млечный сок белый,острый,горький,на воздухе быстро

желтеет.Растет группами в березовых и смешанных лесах.Условно съедобен соленый

Обязатено предварительно вымачивание.

Уж готов богатый ужин,БОРОВИК от сна разбужен, в ризы царские одет вздумавший

жениться дед.Уж вошла краса невеста,гости глянули-и с места на колени перед ней

Царь хохочет,веселится,вкруг весельем блещут лица, и один лишь МУХОМОР

на царя суровый взор устремил;знать,злодеянье уж замыслил окаянный.

Так и есть:в вино царя яду бросил гриб-змея.

Выпил царь и покатился... Все к нему:»Упал?!Разбился!?» Неподвижно царь лежит,


вечным сном державный спит.Суетятся все без толку,Мухомор же втихомолку

СЫРОЕЖКЕ рот зажал,на коня — и ускакал,деву нежную сжимая. СЫРОЕЖКА

молодая никнет горестным челом над разбойничьим седлом.

Уж злодея скрыл малинник,как царевич ПОДОСИННИК на арабском скакуне,взяв

отряд, и во главе храбрых Рыжиков скорее поспешил догнать злодея.

Наконец не стало вора, мечь в груди у МУХОМОРА...Перед девицей-душой на колени

стал герой:»Если любишь,СЫРОЕЖКА,то с ответом ты не мешкай,будь мне,девица,

женой.СЫРОЕЖКА поклонилась и промолвила в ответ:»Я люблю тебя,мой свет!»

Тут они скорей вернулись.Гости ,между тем, очнулись,стали спорить меж собой:не

вернуться ли домой?

УЧЕНИК(рассказ омухоморе,подосиновике)


Вдруг раздвинулся малинник,показался ПОДОСИННИК.Закричали все:»Ура!..Мы

за нового царя!»Войска шапки вверх кидали:»ПОДОСИННИКА,-кричали,-с

СЫРОЕЖКОЮ хотим!» Отвечало Эхо им. Грузди,царские министры, приготовили

все быстро,стали в пушки все палить,стали в трубы все трубить...

Вот прошел обряд венчанья,на народные гулянья посмотреть и я пошел,да немного

не дошел,зацепился за пенек,простоял было денек,люди ночью проходили и,спасибо,

отцепили.

БЛИЦ-ОПРОС (проводится после сказки,за каждый правильный ответ-1 балл)

1.Почему одна из групп грибов называется»шляпочные»?

2.Какие из упомянутых в сказке грибов съедобные?

3.Какие грибы называют ложными?

4.Каковы меры первой помощи при отравлении грибами?

5Какие вещества получают корни деревьев от этих грибов?

6.Какие способы питания характерны для грибов?


Подводятся итоги и дается домашнее задание:заполнить таблицу»Грибы-двойники»


Литература

      1. .Н.Пономарева Биология:6 класс:учебник для учащихся общеобразовательных

учреждений-М.:Вентана-Граф,2011г.

2.Журнал «БИОЛОГИЯ»-№12,2007г.

3.Чернов И. Грибы.Т.2. Биологич.-М.:Аванта+61999.

4.ДаувальдерВ.Сказки.-М.:1992г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!