Предмет: Биология
Учитель:Чучалина Клавдия Васильевна
Класс:6
Тема:»ГРИБНОЙ ПЕРЕПОЛОХ»
Базовый учебник:УМК И.Н.Пономарева,О.А.Корнилова,В.С.Кучменко
«Биология»,6 класс
Цель: На основе анализа информации обобщить «Царство Грибы»,используя элементы игры на уроке или во внеклассной деятельности.
Задачи:-создать условия для развития творческих способностей учащихся;
-развивать речь учащихся через выступления школьников
-организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками;
-изучить меры профилактики отравлений грибами.
ВЕДУЩИЙ№1
Грибы-удивительное Царство. Наверное,каждый из вас собирал грибы
и удивлялся их необычной форме,окраске,расположению под каким-либо деревом
или кустарником. Мы их солим,жарим,сушим,делаем лекарства.Долгое время люди
считали,что грибы посланы богом:съедобные-в награду,ядовитые-в наказание.
Ядовитые грибы использовали колдуньи,ведуньи,чтобы отравить недруга
и объяснить это внезапной смертью.
Ядовитых грибов много и ,если не знаешь какой это гриб(съедобный или нет)
не бери его.Чем же они опасны-эти ядовитые грибы?
В мухоморе,например,содержатся наркотические вещества и у человека появляются
галлюцинации.
В древности эти свойства грибов люди использовали в ритуальных церемониях.
ВЕДУЩИЙ№2
В древнем Иране делали напиток ХАОМА,он вызывал временный прилив сил.Его делали из мухомора ,добавляли молоко.Рецепт приготовления держали в тайне.
На Дальнем Востоке орочи верят,что души рожденных детей спускаются на
Землю в виде грибов-дождевиков...
Почему же грибы выделили в отдельное Царство?
Потому что они не похожи на растения,животных и бактерий.Они не могут создавать
органические вещества,как это делают растения.С животными их роднит питание:
они используют готовое органичекое вещество.
Ученые отмечают,что в настоящее время известно более 120 тыс. видов грибов.
И среди них есть грибы-»убийцы», «лекари», и просто полезные,потому что в них
много нужных веществ.Они содержат белки,жиры,углеводы,йод,железо,фосфор,
кальций,медь,калий,магний,цинк,витамины А,В1,В2,D,РР,С.
Много еще загадок в этом удивительном ЦАРСТВЕ.
УЧИТЕЛЬ: Раз задумал царь-старик-
Толстый,важный БОРОВИК,
Под сосной сидючи,со скуки зеваючи,
Посылать послов-мудрецов СМОРЧКОВ
Во все трубы трубить,во все пушки палить:
Всему царству-де приказ,чтоб явились в тот же час
Все царевны,все дворянки,все купчихи,все мещанки!
Царь устроит смотр им всем,поразмыслит и затем,
Выбрав лучшую девицу,скажет:»Будь теперь царица,
Добронравна и умна,мне примерная жена».
УЧЕНИК(выступление о грибе-БОРОВИК) Шляпка полукруглая,выпуклая,гладкая,сухая,от светло-желтой до темно-бурой.Ножка плотная,
сплошная,клубневидная,утолщенная в основании.Мякоть плотная,белая,с приятным запахом и вкусом,на изломе цвет не меняет.Съедобен свежий,соленый,маринованый
сушенный.
ПОХОЖИЕ ВИДЫ: ЖЕЛЧНЫЙ ГРИБ-НЕСЪЕДОБЕН,САТАНИНСКИЙ ГРИБ-
ЯДОВИТ.
УЧИТЕЛЬ:Покряхтели старички,темнолицые СМОРЧКИ,
Царю поклонилися,в дальний путь пустилися,стали всех скликать,
В царский терем звать.
УЧЕНИК(выступление о грибе-СМОРЧОК ОБЫКНОВЕННЫЙ)
Шляпка высотой до 15 см, яйцевидная,приросшая к ножке,неровная,полая,с
округлыми ячейками,желтовато-буроватая или серо-бурая.Ножка цилиндричес-
кая,полая,белая.Мякоть восковидная,белая,с приятным грибным запахом и
вкусом.Условно съедобен,очень вкусный,но обязательно нужно отварить.
УЧИТЕЛЬ: Вот изящные ОПЕНКИ-легкий стан и ножки тонки-появились пред царем
Пред своим государем.Оглядел их БОРОВИК,ухмыльнулся в ус старик:
«Нет и вы нехороши,чересчур ужо тонки!»
Тут пришли к царю БЕЛЯНКИ:»Столбовые мы дворянки,не обидь нас
Государь!»
«Пошли вон!»-промолвил царь.
УЧЕНИК (выступление о грибе-ОПЕНОК ЛУГОВОЙ)
Шляпка тонкомясистая,поско-распростертая с бугорком,гладкая,голая,со
слабо-рубчатым полупрозрачным морщинистым краем,кремово-охритая с
коричневым оттенком.Пластинки приросшие,редкие,кремовые,ножка цилиндрическая,плотная,полая волокнистая,цвета шляпки.Мякоть белая.,на
изломе цвет не меняет,с приятным запахом и вкусом.Растет»ведьмиными
кругами» на полянах,постбищах.Съедобен свежий,сушеный.Употребляют
только шляпку.
Ни крестьяночки ЛИСИЧКИ,ни РЯДОВКИ-невелички
Не понравились тому
Привереднику царю.
У ЧЕНИК(выступление о ЛИСИЧКЕ НАСТОЯЩЕЙ)
Плодовое тело имеет вид шляпочного гриба.Шляпка выпуклая с завернутым краем,
воронковидная желтовато-желтая.Ножка сплошная,голая,расширяется кверху.Мякоть
плотная белая,с приятным запахом.Почти никогда не поражается личинками грибных
мух и слизняками.Растет большими группами в смешанных и лиственных лесах.
Съедобен свежий,маринованный,соленый.
Ученик (выступление о СЫРОЕЖКЕ ПИЩЕВОЙ)
Шляпка розоватая,бордово-красная с буроватым оттенком,часто с крупными белыми
пятнами и оголенным краем без кожицы. Ножка твердая,цилиндрическая.Мякоть
хрупкая,ломкая,млечного сока нет.Растет в хвойных и лиственных лесах.Съедобен
в свежем,соленом виде,можно употреблять сырыми.
МАСЛЕНОК ПОЗДНИЙ-шляпка мясистая,выпуклая,желтовато-бурая,маслянистая.
Ножка плотная,цилиндрическая желтовато-белая,на разрезе цвет не меняет.
Встречается в хвойных лесах,под соснами.Съедобен свежий,маринованный,соленый,
для сушки почти не пригоден.
«Ах,красавица девица,-молвил царь ей,-будь царица!
Коль не будешь ты моя,от любви засохну я!»
СЫРОЕЖКА покраснела и ответить не успела,
как уж РЫЖИКАМ стрельцам повелел царь:Быть гостям
у меня на свадьбе в вечер!
Вы летите,точно ветер,всех на пир ко мне скликать,
будем свадьбу пировать».
УЧЕНИК( рассказ о рыжике) Шляпка(до 15см) плоская,с возрастом воронковидная,
края слегка подвернуты,гладкая,рыжая,оранжевая с более темными концентрическими
кругами или ясным синевато-зеленым оттенком.Мякоть ломкая,на изломе краснеет,
затем зеленеет,с обильным нежгучим ярко-оранжевым соком,запах фруктовый,смолистый,вкус очень приятный.Встречается в хвойных лесах,молодых
посадках,на опушках,по обоченам дорог,среди травы.Съедобен сырой,свежий,соленый,маринованный.
Стали гости собираться,царской свадьбой потешаться:
«Ишь ты,хитрый БОРОВИК, молодую взял старик!»
ГРУЗДИ, царские министры,приготовили все быстро:
стали в тубы все палить,стали в трубы все трубить,
поваров пятьсот собрали-пир готовить приказали:
«Чтоб готов к заре был стол иль посадим всех на кол!»
ГРУЗДЬ НАСТОЯЩИЙ
Шляпка (5-20см)выпуклая,толстомясистая,с густоопушенным лохматым краем,
слизистая,липкая молочно-белая,с возрастом жетовато-кремовая.Мякоть сочная,
крепкая,но ломкая,белая,млечный сок белый,острый,горький,на воздухе быстро
желтеет.Растет группами в березовых и смешанных лесах.Условно съедобен соленый
Обязатено предварительно вымачивание.
Уж готов богатый ужин,БОРОВИК от сна разбужен, в ризы царские одет вздумавший
жениться дед.Уж вошла краса невеста,гости глянули-и с места на колени перед ней
Царь хохочет,веселится,вкруг весельем блещут лица, и один лишь МУХОМОР
на царя суровый взор устремил;знать,злодеянье уж замыслил окаянный.
Так и есть:в вино царя яду бросил гриб-змея.
Выпил царь и покатился... Все к нему:»Упал?!Разбился!?» Неподвижно царь лежит,
вечным сном державный спит.Суетятся все без толку,Мухомор же втихомолку
СЫРОЕЖКЕ рот зажал,на коня — и ускакал,деву нежную сжимая. СЫРОЕЖКА
молодая никнет горестным челом над разбойничьим седлом.
Уж злодея скрыл малинник,как царевич ПОДОСИННИК на арабском скакуне,взяв
отряд, и во главе храбрых Рыжиков скорее поспешил догнать злодея.
Наконец не стало вора, мечь в груди у МУХОМОРА...Перед девицей-душой на колени
стал герой:»Если любишь,СЫРОЕЖКА,то с ответом ты не мешкай,будь мне,девица,
женой.СЫРОЕЖКА поклонилась и промолвила в ответ:»Я люблю тебя,мой свет!»
Тут они скорей вернулись.Гости ,между тем, очнулись,стали спорить меж собой:не
вернуться ли домой?
УЧЕНИК(рассказ омухоморе,подосиновике)
Вдруг раздвинулся малинник,показался ПОДОСИННИК.Закричали все:»Ура!..Мы
за нового царя!»Войска шапки вверх кидали:»ПОДОСИННИКА,-кричали,-с
СЫРОЕЖКОЮ хотим!» Отвечало Эхо им. Грузди,царские министры, приготовили
все быстро,стали в пушки все палить,стали в трубы все трубить...
Вот прошел обряд венчанья,на народные гулянья посмотреть и я пошел,да немного
не дошел,зацепился за пенек,простоял было денек,люди ночью проходили и,спасибо,
отцепили.
БЛИЦ-ОПРОС (проводится после сказки,за каждый правильный ответ-1 балл)
1.Почему одна из групп грибов называется»шляпочные»?
2.Какие из упомянутых в сказке грибов съедобные?
3.Какие грибы называют ложными?
4.Каковы меры первой помощи при отравлении грибами?
5Какие вещества получают корни деревьев от этих грибов?
6.Какие способы питания характерны для грибов?
Подводятся итоги и дается домашнее задание:заполнить таблицу»Грибы-двойники»
Литература
.Н.Пономарева Биология:6 класс:учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений-М.:Вентана-Граф,2011г.
2.Журнал «БИОЛОГИЯ»-№12,2007г.
3.Чернов И. Грибы.Т.2. Биологич.-М.:Аванта+61999.
4.ДаувальдерВ.Сказки.-М.:1992г.