СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК БИОЛОГИИ . Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с использованием цифровой лаборатории RELEON.

Просмотр содержимого документа
«УРОК БИОЛОГИИ . Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека»

УРОК: Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека

Биология 7 класс

Учитель Ковтун Инна Александровна

Цель: продолжить знакомство учащихся с многообразием моллюсков.

Задачи: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей разных классов типа Моллюски в связи со средой их обитания; продолжить работу по формированию знаний о классификации животных, формированию умений объяснять особенности организации моллюсков, приводить примеры их распространенности и характеризовать их роль в биоценозах; создать условия для развития познавательного интереса у учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник; инструктивная карточка; влажные препараты беззубки, рисунки, фотографии, таблицы с изображением разнообразных представителей типа; раковины моллюсков; компьютер; мультимедийная установка; набор ЦОР; цифровая лаборатория RELEON.

Предметные результаты обучения

—общая характеристика типа Моллюски.

— определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу;

—работать с фиксированными (влажными) препаратами;

— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

— понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, их значение для экологических систем.

Метапредметные результаты

—выполнять исследовательскую работу под руководством учителя;

—наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

— сравнивать животных изученных таксономических групп между собой

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— работать с учебником, дидактическими материалами;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Личностные результаты:

— развитие и формирование интереса к изучению природы;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать);

— развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

—характеризовать систематику моллюсков;

—распознавать характерные черты брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков;

—объяснять значение моллюсков в природе и жизни человека;

—готовить публичное выступление

—работать в группе.

Ход урока.



I. Мотивация учебной деятельности



1-4 слайд

1-2 мин

Учитель. Добрый день ребята! Сегодня мы совершим с вами небольшое путешествие по морским глубинам и не только и познакомимся с необыкновенными представителями этого удивительного мира.

О ком же пойдет сегодня речь? Отгадайте загадки:

По дорожке лезут рожки
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко
Рожки спрятались опять.

Мною названы подлодки и устроен я сложней, шестикамерное сердце для меня всего важней ( наутилус)

Самый быстрый из собратьев, десять рук есть у меня, угадайте кто же я? (кальмар)

Сегодня мы продолжаем изучать удивительный и загадочный мир моллюсков. Работать на уроке мы будем в трех группах.


II. Изучение нового материала

5 слайд

1 мин

1. Учитель. Ребята перед нами тема урока, обсудите в группе и сформулируйте задачи урока.

Моллюски – от латинского слова «molluskus», что в переводе означает – мягкий. И Действительно тело этих животных очень мягкое. Есть даже целая наука, которая занимается изучением этих животных – малакология.


6 слайд

Впервые у этих животных появляется раковина, которая состоит из твердых минералов. У моллюска есть определённые железы, которые имеют способность образовывать кристаллы известняка из солей морской воды. Известняк мельчайшими частичками откладывается на краях или вдоль внутренней части раковины. .


2. Самостоятельная работа.

7 мин

Инструктивная карточка. Задание 1. Ученые конхологи.

Техника безопасности . При эксплуатации видеокамеры RELEON запрещено:

- открывать крышки видеокамеры

-подключать напряжение питания, не соответствующее характеристикам видеокамеры

-эксплуатировать видеокамеру без кабельных вводов

- вносить любые изменения в конструкцию видеокамеры;

- подвергать видеокамеру ударам или падению с высоты более 0,1 м;

  1. Рассмотрите раковину с помощью камеры RELEON. Найдите передний (широкий, округлый) и задний (узкий) края, спинную и брюшную стороны. Какую окраску имеет наружная сторона раковины?

Обратите внимание на выступающую наружную часть раковины (верхушку) и на окружающие ее слои годовых приростов. Установите по числу годовых слоев возраст раковины.

Сделайте выводы по работе: Зимой моллюски растут_______________, а летом ______________от этого на раковине можно увидеть швы и выпуклые кольца роста (годовые кольца). Они идут параллельно внешнему краю раковины. По ним, как и по годовым кольцам дерева мы определили _____________раковин молюсков. Наши экземпляры имеют следующий возраст:

Мидии________________Перловица_________________Беззубка_________________

В природе возраст беззубки может быть 15 лет, перловицы 10 лет, а прудовика – 12 лет. Обмен информацией групп.


7 слайд

5 мин

Инструктивная карточка . Задание 2. Химическая лаборатория

Техника безопасности.

Вещества в лаборатории на вкус не изучаются-

Это строго-настрого запрещается.

С едкими веществами (кислоты, щелочи) работать можно,

Но крайне осторожно!

Если кислоты или щелочи на тебя попадают,

Их большим количеством воды немедленно смывают!

На рабочем месте –порядок чистота,

Правило это выполняешь всегда.

Из чего же состоят раковины моллюсков.

1. В пробирку с раковиной отмершего моллюска прилейте раствор соляной кислоты HCL, наблюдайте вскипание раковины. Активно выделился углекислый газ.

Вывод : в состав раковины входит________________________________

Прочтите текст и запишите химическое вещество входящее в состав раковины.

Раковина всех моллюсков построены по одной схеме. Они состоят из 3 основных слоёв. Первый слой – внешний, состоит из рогового вещества без содержания известняковых пород. Второй слой – промежуточный, состоит из карбоната кальция. Третий слой – внутренний перламутр, состоит из тонких пластинок карбоната кальция и рогового вещества. Обмен информацией групп.

1 мин

3.Сообщение учащегося о разработках российских ученых.

8 слайд

Российские учёные в составе международного коллектива получили из ракушек съедобной мидии специальный биоматериал для восстановительной хирургии- гидроксиапатит (ГАП). Гидроксиапатит — основной минерал в составе костей и зубов, наиболее предпочтительный для применения в челюстно-лицевой хирургии, стоматологии и ортопедии. Он также добавляется в зубную пасту для укрепления эмали. Для его производства в настоящее время используются яичная скорлупа, кораллы, рыбьи кости и другие виды биологического сырья. Полученный материал из ракушек был дополнен ионами магния для придания ему антибактериальных свойств и предотвращения возможных инфекций после имплантаций. В настоящее время полученный биоматериал успешно прошёл проверку на токсичность.

1 мин

4.Физкультминутка ( МР3 У осьминога 8 ног)

9 слайд

Учитель. Под раковиной есть кожаная складка – мантия. Когда между раковиной и мантией попадает песчинка, моллюск начинает бороться с чужеродным телом, обволакивая его слоями перламутра. Так происходит образование жемчужины.

        Мантия следит за сохранностью раковины. В случае пролома она тотчас выделяет строительный материал на починку.         Мантия играет большую роль в окраске раковин. В ней есть железы, которые выделяют особый пигмент (для каждой ракушки свой). Отсюда и разнообразие цветов у ракушек.

5 мин

5.Сейчас мы с вами посетим выставку «Удивительные раковины МОЛЛЮСКОВ»

10 слайд

Экскурсовод выставки 1. Из представленной коллекции в Черном море обитают большинство видов раковинных моллюсков . Брюхоногие моллюски строят цельные раковины, имеющие спиралевидную форму, или форму катушки с отверстием справа. Рапан – хищный морской моллюск. Язык у него, как сверло. Им он сверлит двухстворчатые раковины и ест моллюсков. Иногда можно наблюдать, как найденные ракушки, особенно рапанов, отдыхающие прикладывают к уху, слушая в ней шум моря. И действительно – звуки, похожие на шум прибоя, слышны довольно отчетливо. Вот только в действительности они слушают окружающие их внешние шумы, которые резонируют внутри раковины. Также это может быть и шум тока собственной крови в теле слушателя.

11 слайд

Экскурсовод выставки 2.Ракушки брюхоногого моллюска Каури использовались в древнем Китае в качестве денег. Даже сейчас их рекомендуют класть в кошелек в качестве талисмана.

12 слайд

Стромбус гигантский

Раковины этого моллюска массивные, иногда они достигают 35 см. Обитает в карибском регионе, у берегов Панамы. Также этого моллюска можно встретить в районе Флориды (США), Багамских островов, Венесуэлы и Колумбии.

Питаются эти улитки водорослями, а продолжительность их жизни составляет 5 — 7 лет

13 слайд

Экскурсовод выставки 3. Двухстворчатые моллюски строят ракушку из двух симметричных частей. МИДИИ- моллюски  живут большими колониями, гроздьями  покрывая  поверхности крупных камней, к которым прикреплены особыми нитями — биссусом. Когда-то эти нити шли на изготовление шелковистых, хотя и жестковатых, тканей, из которых шили наряды для средневековых дам.

мидии - это настоящие фильтры воды. Каждый день они могут фильтровать до 50 литров и сохранять в себе все вредные и полезные микроэлементы, которые находятся в воде.

Однако важно помнить, что закрытые мидии есть не стоит. Во время варки мышца мидии ослабевает и открывает раковину. Однако если раковина все равно осталась закрыта, это означает, что моллюск умер ещё до процесса приготовления. В мёртвых моллюсках быстро начинают размножаться бактерии, поэтому есть их может быть опасно для здоровья.

14 слайд

Экскурсовод выставки 4. Устрица черноморская- Двустворчатые моллюски большей частью неподвижно лежат на грунте. Взрослые устрицы в Черном море имеют размеры до 7 см, но численность этого съедобного моллюска в 40—50-е годы резко сократилась. Гораздо меньше стало устриц у берегов Крыма. Виной тому крупный брюхоногий моллюск рапана. Этого хищника случайно завезли на днищах  кораблей из Тихого океана. Когда-то устрица была объектом промыслового лова, благодаря своим вкусовым и диетическим качествам, но в последние десятилетия практически истреблена в Черном море. В настоящее время занесена в Красную книгу.

Устричная культура на полуострове – отнюдь не новое веяние. До Октябрьской революции в черноморских водах близ Севастополя успешно функционировало устричное хозяйство, из которого к столам монаршей семьи и прочих высокопоставленных и состоятельных персон доставлялось около 12 миллионов устриц ежегодно! Эту устрицу так и называли – крымская устрица, и весьма ценили за особый, сладковатый, изысканный вкус.


15. слайд

5 мин

Учитель. Сезон устриц у нас начинается традиционно осенью... Звучит так, как будто мы переместились куда-нибудь в Ниццу, правда? Однако морской деликатес уже давно без особых проблем можно найти и отведать в крымских ресторанах. И деликатес, взращеный именно в водах Черного моря!


6.Посмотр видеофрагмента о искусственном выращивании моллюсков

16 слайд

Сейчас мы посмотрим видеофрагмент как искусственно выращивают 2 миллиона устриц и 300 тонн мидий в год на 150 гектарах Крымского озера Донузлав . Морепродукты растут в условиях, максимально приближенных к естественным, чтобы в будущем оказаться на вашем столе и радовать неповторимым вкусом. 

После просмотра видео опрос: Поднимите руки те, кто из вас видел живых представителей типа Моллюски? А кто из вас пробовал блюда из моллюсков?

Какие у вас впечатления? Может кто-то имеет опыт разведения в домашних условиях моллюсков. (ответы учащихся). Всегда ли мы можем сказать только о пользе моллюсков . Конечно же нет. И о отрицательном влиянии моллюсков нам раскажет….


7.Сообщение учащегося.

17сл.

1 мин

В Крыму можно встретиться и с Виноградной улиткой. Массовое размножение вида оказывает отрицательное влияние на плодоводческие хозяйства, поскольку улитки объедают листья и цветы на абрикосовых, персиковых вредит виноградной лозе, объедая зеленые части растений и многих других плодовых деревьях. Бороться с виноградной улиткой можно высадкой «отпугивающих» вредителя растений: чеснока, лаванды, тимьяна, розмарина, горчицы, петрушки или привлечение на участок птиц, жаб, лягушек, жужелиц, ежей.

Во Франции виноградная улитка деликатес , и их разводят специально.



8. Просмотр видеофрагмента. Головоногие моллюски

18-19сл.

2 мин

Ребята мы еще не сказали о классе Головоногие моллюски. Изучение этого класса животных мы проведем в форме просмотра видеофрагмента. Головоногие моллюски – хищники, добычу хватают щупальцами, на которых развиваются присоски, иногда с хитиновыми крючьями.

Вопросы после просмотра видео. Встречали ли вы этих моллюсков в Черном море?

Ответ. В Чёрном море головоногих моллюсков не обнаружено и вряд ли они смогут появиться там в самое ближайшее время. Как утверждают ученые-ихтиологи, главной причиной отсутствия кальмаров, осьминогов и каракатиц в Чёрном море является низкая соленость последнего (от 12 до 22 промилле), что намного ниже среднего показателя солености Мирового океана (от 30 до 38 промилле).


III. Обобщение и закрепление знаний

5 мин

Выполнить проверочное задание ЦОР на соотнесение видов моллюсков и классов, к которым они относятся.


IV.Рефлексия.

20сл.

5 мин

Напишите свое мнение об уроке на щупальцах осьминога

V.Домашнее задание

21 слайд

Природа Крыма разнообразна и неповторима. Каждый сантиметр полуострова вызывает восхищение. Составьте загадки, синквейны  и кроссворды на тему «Моллюски Крыма».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!