Тема урока: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы и их многообразие
Цель: формировать представлений о многообразии, особенностях строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, признаками съедобных и ядовитых грибов;
Задачи: содействовать развитию интеллектуальных способностей учащихся, сохранению здоровья, развитию работы с дополнительной литературой, материалом учебника;
-развитие познавательной и творческой активности, умения наблюдать;
-воспитание любознательности, бережного отношения к природе;
Оборудование: таблица « Шапочные грибы», муляжи съедобных и несъедобных грибов, рисунки учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материал
Методы: наглядные ( таблица, рисунки), словесные ( беседа, выступления), практические ( самостоятельная работа, творческие работы учащихся), частично поисковый.
Ход урока
I. Организационный и мотивационный этап
II.Операционно- познавательный этап
Оговаривается план урока. Вступительное слово учителя. Учитель объявляет тему урока, которую учащиеся записывают в тетради. Затем они ставят задачи урока.
III. Операционно- деятельностный этап. Проверка домашнего задания. Учащимся раздаются карточки с вопросами по теме, которая задавалась в качестве домашнего задания.
Вопросы карточки
1.Где можно встретить грибы-паразиты?
2.Какие организмы являются хозяинами грибов-паразитов?
3. Хитин и «фунгин». Это одно и тоже?
4.Как можно объяснить происхождение название грибов “ боровик” , “ подосиновик”, подберезовик”?
Вопросы по пройденному материалу. Повторение систематики: бактерии, протисты.
Обращение внимания учащихся на доску, где размещены рисунки шляпочных грибов. Выявление признаков подобия и отличия между ними. Формирование определения « шляпочные грибы» Составление схемы « Строение шляпочных грибов»
Практико-ориентированная задача
В лесном питомнике из семян выращивали кедр. Сеянцы росли плохо и вскоре начали засыхать . лесоводы привезли из кедрового леса земли и бросили в каждую лунку. Вид сеянцев изменился – они перестали болеть, не гибли. Почему сеянцы кедра стали хорошо расти и развиваться?( Вместе с комом почвы была занесена грибница грибов-симбионтов).
-Формирование определений: мицелий, гифы, плодовое тело. Рис.43,44
(приложение 1)
- Работа с текстом учебника, с. 57,58. Выявление ядовитых и съедобных грибов Рис. 47
1-я группа: характеристика съедобных грибов;
2-я группа: характеристика ядовитых грибов;
3-я группа: признаки отравления грибами и первая помощь
( приложение 2,3)
Физкультминутка.
Заполнение таблицы
Признаки грибов, сближающие их с растениями | Признаки грибов, сближающие их с животными | Признаки, характерные только для грибов |
| | |
- Правила сбора грибов.
IV. Контрольно-коррекционный этап;
-Закрепление нового материала (биологический диктант)
Работа с карточками, заполнение пропущенных слов
Биологический диктант
Шляпочные грибы – это грибы, у которых_________
поделено на ______ и ____________.
Их___________находится в почве, древесине, лесной подстилке ._____________ служит для образования и распространения спор. Они неабходимы для __________________грыбов. Совместная жизнь корня растения и грибницы называют ___________________. Шляпочные грибы бывают_________________ и ______________ .Самый опасный ядовитый гриб_______________.
Фамилия и имя учащегося___________________________
Работа по рабочей тетради. Н.Д.Лисов. Задание 9,10
Это интересно ?
- Грибы растут иногда по кругу. В Голландии считали, что это место где «черти» собираются. У Словян называли местом пляски «ведьм», «ведьмины круги» Раньше грибы не собирали в таких местах, теперь учёные объясняют это тем, что грибница разрастается по кругу, отмирая в середине.
- Почему в середине круга ничего не растёт? ( Грибница забирает почти всю воду и питательные вещества).
(приложение 4)
- Какое значение имеет строение и величина шляпки для гриба?
V. Подведение итогов и оценивание работы учащихся на уроке.
VI. Д/З Параграф 12. Опережающее задание. Как возникли антибиотики?
VII. Рефлексия
Я не знал…………
Я узнал…………..
Меня заинтересовало………..
Приложение 1.
Приложение 2
Признаки отравления грибами
*головная боль;
*тошнота, рвота;;
*жидкий стул;
*острые боли в желудке;
*иногда потеря сознания
При этих процессах идут необратимые изменения в печени.
Первая помощь при отравлениях грибами
*вызвать рвоту (если ее нет) ;
*поставить клизму;
*дать слабительное;
*пить холодную воду и побольше;
*при судорогах и охлаждении ног приложить грелку;
*на живот положить горячий компресс;
*больной должен лежать
Приложение 3.
Правила сбора грибов
*класть грибы в корзину шляпками вниз;
*грибы с длинными ножками лучше класть боком;
*когда лето влажное, грибы ищут там , где меньше влаги, когда сухое-боьше в тени деревьев, в густой траве, на склонах;
*сбор начинают рано, до восхода солнца( лучше заметны);
*грибы растут семьями;
*грубо вырывать грибын нельзя, так как нарушается грибница;
*не брать переспелых грибов.
Приложение 4.