СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы и их многообразие

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы и их многообразие»

Тема урока:  Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы и их многообразие

Цель: формировать представлений о многообразии, особенностях строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, признаками съедобных и ядовитых грибов;

Задачи: содействовать развитию интеллектуальных способностей учащихся, сохранению здоровья, развитию работы с дополнительной литературой, материалом учебника;

-развитие познавательной и творческой активности, умения наблюдать;

-воспитание любознательности, бережного отношения к природе;

Оборудование: таблица « Шапочные грибы», муляжи съедобных и несъедобных грибов, рисунки учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материал

Методы: наглядные ( таблица, рисунки), словесные ( беседа, выступления), практические ( самостоятельная работа, творческие работы учащихся), частично поисковый.

Ход урока

I. Организационный и мотивационный этап

II.Операционно- познавательный этап

Оговаривается план урока. Вступительное слово учителя. Учитель объявляет тему урока, которую учащиеся записывают в тетради. Затем они ставят задачи урока.

III. Операционно- деятельностный этап. Проверка домашнего задания. Учащимся раздаются карточки с вопросами по теме, которая задавалась в качестве домашнего задания.

Вопросы карточки

1.Где можно встретить грибы-паразиты?

2.Какие организмы являются хозяинами грибов-паразитов?

3. Хитин и «фунгин». Это одно и тоже?

4.Как можно объяснить происхождение название грибов “ боровик” , “ подосиновик”, подберезовик”?

Вопросы по пройденному материалу. Повторение систематики: бактерии, протисты.

Обращение внимания учащихся на доску, где размещены рисунки шляпочных грибов. Выявление признаков подобия и отличия между ними. Формирование определения « шляпочные грибы» Составление схемы « Строение шляпочных грибов»

Практико-ориентированная задача

В лесном питомнике из семян выращивали кедр. Сеянцы росли плохо и вскоре начали засыхать . лесоводы привезли из кедрового леса земли и бросили в каждую лунку. Вид сеянцев изменился – они перестали болеть, не гибли. Почему сеянцы кедра стали хорошо расти и развиваться?( Вместе с комом почвы была занесена грибница грибов-симбионтов).

-Формирование определений: мицелий, гифы, плодовое тело. Рис.43,44

(приложение 1)

- Работа с текстом учебника, с. 57,58. Выявление ядовитых и съедобных грибов Рис. 47

1-я группа: характеристика съедобных грибов;

2-я группа: характеристика ядовитых грибов;

3-я группа: признаки отравления грибами и первая помощь

 ( приложение 2,3)

Физкультминутка.

Заполнение таблицы

Признаки грибов, сближающие их с растениями

Признаки грибов, сближающие их с животными

Признаки, характерные только для грибов




- Правила сбора грибов.

IV. Контрольно-коррекционный этап;

-Закрепление нового материала (биологический диктант)

 Работа с карточками, заполнение пропущенных слов

Биологический диктант

Шляпочные грибы  – это грибы,  у которых_________

поделено  на ______ и ____________.

Их___________находится в почве, древесине, лесной подстилке ._____________ служит  для образования и  распространения  спор.  Они  неабходимы для __________________грыбов. Совместная жизнь корня растения и грибницы называют ___________________.  Шляпочные грибы  бывают_________________ и ______________ .Самый опасный ядовитый гриб_______________.

Фамилия и имя учащегося___________________________

Работа по рабочей тетради. Н.Д.Лисов. Задание 9,10

Это интересно ?

- Грибы растут иногда по кругу. В Голландии считали, что это место где «черти» собираются. У Словян называли местом пляски «ведьм», «ведьмины круги» Раньше грибы не собирали в таких местах, теперь учёные объясняют это тем, что грибница разрастается по кругу, отмирая в середине.

- Почему в середине круга ничего не растёт? ( Грибница забирает почти всю воду и питательные вещества).

(приложение 4)

- Какое значение имеет строение и величина шляпки для гриба?

V. Подведение итогов и оценивание работы учащихся на уроке.

VI. Д/З Параграф 12. Опережающее задание. Как возникли антибиотики?

VII. Рефлексия

Я не знал…………

Я узнал…………..

Меня заинтересовало………..























 Приложение 1.



Приложение 2

Признаки отравления грибами

*головная боль;

*тошнота, рвота;;

*жидкий стул;

*острые боли в желудке;

*иногда потеря сознания

При этих процессах идут необратимые изменения в печени.

 

Первая помощь при отравлениях грибами

*вызвать рвоту (если ее нет) ;

*поставить клизму;

*дать слабительное;

*пить холодную воду и побольше;

*при судорогах и охлаждении ног приложить грелку;

*на живот положить горячий компресс;

*больной должен лежать

 Приложение 3.



Правила сбора грибов

*класть грибы в корзину шляпками вниз;

*грибы с длинными ножками лучше класть боком;

*когда лето влажное, грибы ищут там , где меньше влаги, когда сухое-боьше в тени деревьев, в густой траве, на склонах;

*сбор начинают рано, до восхода солнца( лучше заметны);

*грибы растут семьями;

*грубо вырывать грибын нельзя, так как нарушается грибница;

*не брать переспелых  грибов.

Приложение 4.