Членистоногие включают следующие классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. К ракообразным относятся: Высшие десятиногие раки- обитатели пресных водоёмов, морей и океанов (рак, омар, лангуст, креветка,краб); низшие раки – дафнии, циклопы – пресноводные обитатели, мокрицы- обитатели влажных почв. На экране фото представителей Членистоногих Несмотря на разнообразие внешней формы, у всех членистоногих имеются сходные черты строения. Предлагает решить 1 учебную задачу. Используя текст на листочке №1. назовите признаки, на основании которых животных объединяют в тип членистоногие. 1.Членистые конечности 2.Сегментированное тело: в большинстве 3 отдела тела: голова, грудь, брюшко 3.Двусторонне-симметричные животные 4.Тело покрыто хитином 5.Происхождение от свобождноживущих примитивных многощетинковых червей Работаем в паре. Создание проблемной ситуации: Речной рак имеет твёрдый покров, состоящий из органического вещества – хитина. Лёгкий, но твёрдый хитиновый покров защищает мягкие части тела животного и является наружным скелетом. Ответьте на вопрос: «Что происходит с хитиновым покровом в процессе развития и роста рака?» (ответ: хитиновый покров растёт ) Объяснив, что хитиновый покров практически нерастяжим, формулирую проблемный вопрос: «Каким же образом увеличиваются размеры тела рака, если хитиновый покров вырасти не может?» (ответ: происходит линька, во время линьки старый покров лопается, и рак освобождается от него. Линька происходит несколько раз. Когда рак достигнет взрослого состояния, его рост прекращается и хитиновый покров больше не меняется. Учебная задача № 2. Перед вами представитель класса Ракообразных – Речной рак. Рассмотрите внешнее строение рака. На рисунке подпишите части внешнего строения рака. Проверьте правильность выполнения задания, сравнив с образцом. На экране появляется рисунок рака с подписанными частями. Все части внешнего строения рака подписаны правильно - 1б Допущены ошибки – 0 б | ( На столе отдельный лист для оценивания. В графе «Части внешнего строения рака» поставьте набранный вами балл. Кто испытывал затруднения при выполнении данного задания? Как вы справились с затруднением? Предлагает решить 3 учебную задачу. 1.У речных раков головогрудные конечности, выполняют определённые функции. Рассмотрите рис. на листочке № ? назовите конечности рака и функции, которые они выполняют, запишите в таблицу. Работайте в парах. Название головогрудной конечности | Функции, которые выполняет конечность | Усики | | Верхние и нижние челюсти | | Ногочелюсти | | Клешни | | Ходильные ноги | | Брюшные конечности | | 2.После выполнения задания один из пары называет свой ответ. На экране появляется правильный ответ. Все остальные учащиеся проверяют правильность выполнения задания. 3.Оцените свою работу по выполнению данного задания, используя критерии (каждая пара). Правильно нашли информацию о функции конечности речного рака – 3б. Правильно нашли ответ о четырёх головогрудных конечностях – 2 б Выписали только о двух головогрудных конечностях -1б. | 4 учебная задача. 1.Нужно найти информацию в тексте учебника о внутреннем строении речного рака и на рисунке указать соответствующую описанию систему органов. Работаем в паре, но у каждой пары буде свое задание. Один из вас находит информацию в тексте, другой её записывает кратко в таблицу. Система органов | Особенности строения | Пищеварительная система | | Дыхательная система | | Выделительная система | | Кровеносная система | | Нервная система | | Органы чувств | | Первая пара изучает пищеварительную систему. Вторая – дыхательную систему и т.д. Учитель даёт направление, где найти описание в тексте учебника. 2.После выполнения задания, один из пары называет строение системы органов рака. После каждого высказывания поэтапно на экране появляется правильный ответ. Все остальные учащиеся поэтапно записывают в свою таблицу. По ходу корректируются не правильно выбранные утверждения. 3.Оцените свою работу по выполнению данного задания, используя критерии (каждая пара) Правильно нашли предложение о строении органа и указали на рисунке – 3б. Выписали не полные предложения, правильно нашли на рисунке -2б. Не определили на рисунке систему органов и выписали не полные предложения – 1б. | Занесите нужный бал в колонку таблички «Внутреннее строение речного рака». 4. Кому из вас было сложно выполнить данное задание? Как вы думаете почему? Устно сделать вывод, что перечисленные особенности строения органов дыхания, пищеварения, выделения связаны с водным образом жизни рака. |