ТЕМА: «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные»
ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с Классом Двудольные, Семейством Крестоцветные.
- знать: определение понятий: корень, стебель, лист, цветок, однодольное растение, двудольное растение, соцветие, плод.
- понимать: выделять правильные ответы, которые представлены в карте по данной теме.
- уметь: находить формулу цветка, работать с гербарием, рисунками, описывать растение по плану.
-анализировать: находить в тексте ответ на поставленный вопрос.
- создавать: составить презентацию или написать сообщение о любом растении относящемуся к семейству Крестоцветные.
-оценивать: оценить значимость информации, полученной на данном уроке. Определить, какая мысль на данном уроке была самой интересной. Обосновать, в чем смысл данной темы
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация урока, технологическая карта урока, рабочая карта урока, гербарий, модель цветка.
Ход урока
I.Организационный момент.
УЧИТЕЛЬ: -Здравствуйте ребята! Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал.
II.Проверка домашнего задания.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, мы продолжаем с вами изучать растения класса Двудольные. На прошлом уроке мы с вами выяснили, что покрытосеменные растения делятся на 2 класса. Какие?
УЧЕНИКИ: (Однодольные и Двудольные)
УЧИТЕЛЬ: Мы с вами знаем, что класс Однодольные и класс Двудольные обладают рядом признаков. Сравним признаки Однодольных и Двудольных растений.
СЛАЙД №2 «Сравнительная характеристика Однодольных и Двудольных растений.
СЛДАЙД № 3
Задание № 1. Сравните признаки Однодольных и Двудольных растений. (рабочая карта урока и технологическая карта урока)
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вы справились с этим заданием, оцените себя в технологической карте урока.УЧИТЕЛЬ: Но существуют растения, которые являются –ИСКЛЮЧЕНИЯМИ ИЗ ПРАВИЛ. СЛАЙД №4. «Исключения из правил»
Задание №2. Объяснить и записать, почему растения Вороний Глаз и
Подорожник являются исключением?(рабочая карта урока и технологическая карта урока)
УЧИТЕЛЬ:- Ребята, можно ли определить к какому классу следует отнести эти растения, используя один признак?
УЧЕНИКИ – (определить это не всегда можно) УЧИТЕЛЬ: Почему?
УЧЕНИКИ: (возможный ответ: Растение Вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием,но зародыш с одной семядолей, поэтому его считают однодольным растением. У подорожника дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, но его относят к двудольным растениям, так как зародыш имеет две семядоли. Таким образом, для определения принадлежности цветкового растения к одному из классов необходимо знать все признаки данного растения.)
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вы справились с этим заданием, оцените себя в технологической карте урока. СЛАЙД № 5
Опрос домашнего задания.
(контрольно – измерительный материал, тест)
РАБОТА В ПАРАХ.
Задание № 3. Выбери правильные утверждения:
(+ или -) (рабочая карта урока и технологическая карта урока)
1. Покрытосеменные – это высшие растения, у которых семена покрыты оболочкой.
2. К классу двудольных относятся: пшеница, просо, ячмень.
3. Все покрытосеменные растения делятся на однодольные и двудольные.
4. У подорожника – дуговое жилкование, мочковатая корневая система – но он относится к двудольным растениям, почему?
5. Для двудольных характерна мочковатая корневая система.
6. У однодольных цветок, как правило, трехчленный.
7. Для однодольных характерно параллельное и дуговое жилкование.
8. К классу однодольных относятся: рис, кукуруза.
9. Покрытосеменные – главная растительная пища для человека.
10. Для всех двудольных существует одна формула цветка.
УЧИТЕЛЬ: Меняемся тетрадями, проверяем, я даю ключ ответов (3,7,1,9,8,6,4) .
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вы справились с этим заданием, оцените себя в технологической карте урока. - Ребята, мы с вами уже знаем, что Покрытосеменные делятся на 2 класса. А какие семейства относятся к классу Однодольных и Двудольных растений?
СЛАЙД №6 «Классификация Покрытосеменных растений»
- Молодцы, вы отлично справились с домашним заданием.
III.Изучение нового материала.
(на доске СЛАЙД №6 «Классификация Покрытосеменных растений»)
УЧИТЕЛЬ:Ребята,посмотрите на слайд, здесь мы видим, что класс Двудольные включает в себя несколько семейств, но на сегодняшнем уроке мы остановимся на первом из этих семейств – Семейство Крестоцветные. Итак, тема нашего урока: «Класс Двудольные. Семейство Kрестоцветные ( Капустные)».
СЛАЙД №7. ТЕМА: «Класс Двудольные. Семейство Kрестоцветные (Капустные)».
Как вы думаете, много ли мы знаем об этом семействе- Семействе Крестоцветные?
Давайте попробуем поставить цель нашего сегодняшнего урока.
УЧЕНИКИ: Цель нашего урока- познакомиться с семейством Крестоцветные.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы хотим узнать больше о Семействе Крестоцветные. Мы должны ответить на следующие вопросы 1.Почему семейство «Крестоцветные » получило такое название? 2.По каким признакам можно определить семейство «Крестоцветные»?
Общее представление о семействе:
Насчитывается 3200 видов, это однолетние и многолетние травы. Среди крестоцветных — овощные (капуста, редька), масличные (сурепка, рапс) и сорные (пастушья сумка, ярутка), а также медоносные, лекарственные, красильные и декоративные растения. Хрен (Armoracia), род многолетних растений семейства крестоцветных (капустных).Эти растения нам известны, но мне бы хотелось остановиться с вами на чуть менее известном растении представителе семейства Крестоцветные- Горчице белой.
Задание № 4.Горчица белая. Ответы на вопросы (Слайд)(рабочая карта урока и технологическая карта урока)
СЛАЙД № 8«Горчица белая».
Задания:На основании рис. СЛАЙДА перечислить органы представленного растения.
Ответить вопросы: (на доске вывешиваются рисунки )
1.Рассмотрите строение этого растения.
2. Какой тип корневой системы у этого растения? Как вы думаете, почему?
3.Какой стебель у растения?
4.Какие у него листья?
5.Как листья расположены на стебле?
6.Какое жилкование листьев?
7.Определите к какому классу относится данное растение, на основании этого расскажите строение семени этого растения.
8.Что такое корневая система?
9.Что такое стебель?
10.Что такое лист?
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вы справились с этим заданием, оцените себя в технологической карте урока.
УЧИТЕЛЬ:- Ребята, какие органы этого растения мы не рассмотрели?
УЧЕНИКИ :(Нет, мы забыли о цветке.)
УЧИТЕЛЬ:- Давайте продолжим нашу работу. Давайте вспомним, что такое цветок?
Задание №5 «Строение цветка семейства крестоцветные».(рабочая карта урока и технологическая карта урока)
СЛАЙД № 9 «Строение цветка Семейства Крестоцветные»
МОДЕЛЬ ЦВЕТКА. Расскажите, какое строение у этого цветка.
(Цветок правильный, чашечка состоит из 4 чашелистиков, венчик – из 4 лепестков, тычинок 6 (4 длинные, 2 короткие), пестик 1).
- А теперь, давайте попробуем записать формулу цветка.
Если вам будет сложно, то можно обратиться к учебнику на стр.137.,пункт «Формула цветка»На подготовленных схемах ребята пописывают части цветка
Проверка формулы СЛАЙД №10.«Формула цветка».
УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИКИ:- На рисунке большие цветки или мелкие? (мелкие), одиночный цветок или соцветие? (соцветие). Какое? (кисть). Если вам будет сложно,то можно обратиться к учебнику на стр.140,рис 103. (Предлагаю подписать на подготовленных схемах соцветие кисть.)
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вы справились с этим заданием, оцените себя в технологической карте урока.
Задание № 6 Нарисовать соцветие.(рабочая карта урока и технологическая карта урока)Проверка соцветия СЛАЙД № 10.«Соцветие кисть».
УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИКИ- Какого цвета цветы у растений семейства Крестоцветные? (Бледно-желтого) А для чего цветки собираются в соцветия? (привлекают насекомых).
- Правильно, большинство представителей этого семейства хорошие медоносы.
Весной начинают цвести сады, зачем они цветут? (из цветов образуются плоды).
СЛАЙД № 11
- Правильно, цветы, нужны для образования плодов. Как называется плод у Крестоцветных? (стручок или стручочек). Стручок - у капусты, а стручочек – у ярутки, пастушьей сумки (рис 111 на стр. 135 в учебнике).
- Вопрос: чем отличается стручок от стручочка? (соотношение длины к ширине у стручка 3:1.
- Как называется плод у гороха? (боб)
- Чем отличается стручок от боба? (у стручка есть перегородка, на которой располагаются семена).
СЛАЙД № 12
- Почему семейство «Крестоцветные » так называется? (Оказывается, за строение цветка,у которого лепестки расположены крест накрест)
На доске изображения цветков растений разных семейств, учащиеся должны выбрать только те, которые относятся к данному семейству- Крестоцветные.
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вы справились с этим заданием, оцените себя в технологической карте урока.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Говорит цветку цветок:
Подними-ка свой листок.
( поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
( шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
(Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка.
(Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(Встряхивания кистями рук.)
Наконец готовы все
Продолжать урок.
Задание № 7 Игровой момент.(рабочая карта урока и технологическая карта урока)
ИГРОВОЙ МОМЕНТ.
- По каким признакам можно определить семейство «Крестоцветные»?
-Ребята, вы справились с этими заданиями, а теперь мы с вами отдохнём, пусть нам поможет в этом семейство «Крестоцветные».Как? Поиграем? Я перечислю признаки, если они подходят к нашему семейству, то вы покажите карточку зеленого цвета, если нет – то карточку красного цвета. Удачи!
1.Плод-Костянка.
2.Цветок имеет 2 пестика и 4 тычики
3.Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.
4. Чашечка цветка состоит из 4 чашелистиков.
5. Плод – стручочек или стручок
6. Венчик цветка состоит из 4 лепестков.
7.Пестик -1
8. Цветок имеет 1 пестик и 8 тычинок.
9. Плод – орех
10. Соцветие- головка
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вы справились с этим заданием, оцените себя в технологической карте урока.
СЛАЙД №13 «Признаки семейства Крестоцветные»
- Ну что же, мы с вами отдохнули, теперь снова приступим к работе. Признаки семейства мы с вами изучили, а теперь давайте с вами познакомимся с представителями семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ.
СЛАЙД № 14-20«Представители семейства Крестоцветные»
УЧИТЕЛЬ: Крестоцветные или Капустные семейство двудольных растений. Встречаются травы, реже полукустарники и кустарники. Свыше 3 тыс. видов (около 350 родов), главным образом в Северном полушарии. Среди крестоцветных — овощные (капуста, редька), масличные (сурепка, рапс) и сорные (пастушья сумка, ярутка), а также медоносные, лекарственные, красильные и декоративные растения. Хрен (Armoracia), род многолетних растений семейства крестоцветных (капустных).. Листья и корни богаты витамином С и горчичным эфирным маслом, придающим хрену острый вкус. Корни хрена выделяют фитонциды. Корни трут на терке и используют как острую приправу. В народной медицине хрен — противоцинготное и противопростудное средство. Кашицу из корней используют для растираний при радикулите, водный настой — для полоскания горла при ангине. В связи с мочегонным действием применяется при водянке, подагре. Листья — пряность при засолке огурцов, томатов, грибов.
В медицине:
Горчица- Популярность горчицы в народной медицине очень велика. На первом месте стоят горчичники - от ревматизма, ишиаса и подагры. Потом следует горчичный спирт для втирания при мышечных болях, растяжениях связок, вывихах и, естественно, при ревматизме.
Пастушья сумка и Хвощ полевой- заваривают и пьют при кашле. Используют так же против инфекции полости рта, для обработки плохо заживающих ран.
Вы подготовили небольшие сообщения о том, где применяются растения семейства Крестоцветные.(заслушиваем сообщения ребят)
СЛАЙД №21. Коротко о главном на уроке.
УЧИТЕЛЬ:-Ребята, мы познакомились с некоторыми представителями семейства, я хочу узнать у вас, что вы запомнили самое главное на этом уроке. Для этого я раздаю вам цветок Горчицы белой,(схема) на каждом лепестке напишите то, что вы запомнили на уроке-несколько главных слов.
Давайте посмотрим, что же вы написали и посмотрим на слайд ,и сравним.
IV.Закрепление изученного материала.
Задание № 8 Практическая работа.(рабочая карта урока и технологическая карта урока)
СЛАЙД № 22 «ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА»
- Ребята, сейчас каждый из вас получит гербарный материал и попробуйте выполнить следующее задание: Пользуясь вопросами учебника на странице 211 – 212 опишите предложенные вам гербарные экземпляры растений.
Проверка и коррекция 1 -3 ответов.
V. Рефлексия
- Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать. А о ваших чувствах я узнаю следующим образом: на ваших столах в конверте, лежат рисунки-наклейки солнышко: улыбающееся, радостное, грустное, наклейте любое солнышко в технологическую карту которое наиболее точно соответствует вашему настроению на уроке .
Задание № 9 Отметь нужное знаком +(технологическая карта урока)
Подсчет в технологической карте урока баллов, которые заработал ученик за урок.
- Молодцы, мы сегодня с вами хорошо поработали. (Выставление и комментарии оценок). А теперь осталось записать домашнее задание. Оно у каждого может быть своим.
СЛАЙД № 23-24
VI.Домашнее задание
§ 47, ответить на вопросы в конце параграфа.
СЛАЙД № 25 Задание для любознательных (на выбор)
1. Подготовить сообщение о некоторых растениях семейства крестоцветные, занесенных в Красную книгу
2.Составить синквейн.
3.Тврческая работа: рисунок, плакат, коллаж.
СЛАЙД № 25
Этапы урока
Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -определять цели и задачи урока -участвовать в коллективном обсуждении | 1. Приветствует учащихся.Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку. 2. Учитель сообщает цели урока. Выполняется проверка домашнего задания. Предлагает слайды с правильными ответами | 1. Проверяют свою готовность к уроку.Настраиваются на учебную деятельность. 2. Учащиеся выполняют задания на проверку знаний и оценивают себя в технологической карте.(обмениваются своими рабочими картами) |
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -сделать вывод и назвать тему урока Познавательные УУД: -определения следующих понятий корень,стебель,лист,цветок,однодольное растение,двудольное растение,соцветие,плод -подписывать части цветка,рисовать соцветие -определять части цветка Коммуникативные УУД: -слушать товарища и обосновывать своё мнение Предметные результаты: -знать храктеристику двудольных растений -уметь создавать рисунок -работать с гербарными экземплярами | 1.Учитель предлагает рассмотреть рисунок растения Горчицы Белой и ответить на вопросы. (устно их задает) 2. Учитель открывает слайд « Строение цветка» и предлагает ребятам подписать его части. 3 Предлагает слайд с ответами для проверки. 4.Учитель предлагает нарисовать соцветие и составить формулу цветка. 5.Предлагает слайд с ответами для проверки. 6. Учитель устно задает вопрос о плодах Крестоцветных . 7. Предлагает слайд с ответами для проверки 8.Игоровой момент. 9Физкультминутка 10.Практическая работа. | 1.Учащиеся дают определение понятий-корень,стебель,лист,цветок,однодольное растение,двудольное растение,соцветие,плод и характеризуют это растение 2.Учащиеся подписывают части цветка, рисуют соцветие, пишут формулу цветка в своей рабочей карте 3.Учащиеся участвуют в игровом моменте урока 4.Учащиеся участвуют в физкультминутке. 5.Учащиеся выполняют практическую работу 6.Учащиеся оценивают себя в технологической карте. |
Регулятивные УУД: -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом Личностные УУД: -оценивать свою работу и свой собственный вклад в работу коллектива | Подведение итогов.Что интересного? | 1.Учащиеся отвечают на вопросы. 2.Подсчитывают колличество баллов за урок. |
Рабочая карта урока по биологии
Ученика 6 А класса
Ф.И.________________________________________________________________
Задание № 1. Сравните признаки Однодольных и Двудольных растений.
ПРИЗНАКИ | ОДНОДОЛЬНЫЕ | ДВУДОЛЬНЫЕ |
Количество семядолей | | |
Тип корневой системы | | |
Тип жилкования листьев | | |
Число частей цветка кратно… | | |
Проводящие пучки располагаются… | | |
Задание №2. Объяснить и записать,почему растения Вороний Глаз и
Подорожник являются исключением?
Вороний Глаз_____________________________________________
Подорожник______________________________________________
РАБОТА В ПАРАХ
Задание № 3. Выбери правильные утверждения:
1. Покрытосеменные – это высшие растения, у которых семена покрыты оболочкой.
2. К классу двудольных относятся: пшеница, просо, ячмень.
3. Все покрытосеменные растения делятся на однодольные и двудольные.
4. У подорожника – дуговое жилкование, мочковатая корневая система – но он относится к двудольным растениям, почему?
5. Для двудольных характерна мочковатая корневая система.
6. У однодольных цветок, как правило, трехчленный.
7. Для однодольных характерно параллельное и дуговое жилкование.
8. К классу однодольных относятся: рис, кукуруза.
9. Покрытосеменные – главная растительная пища для человека.
10. Для всех двудольных существует одна формула цветка.
Задание № 4.Горчица белая. Ответы на вопросы (Слайд)
Задание №5 «Строение цветка семейства крестоцветные».
Подпишите основные части цветка.( модель-рисунок цветка –прилагается)
2 . Определите тип соцветия и его зарисуйте.
3.Попробуйте самостоятельно записать формулу цветка.
Задание № 6 Нарисовать соцветие.
Задание № 7 Игровой момент.
Задание № 8 Практическая работа.
Пользуясь вопросами учебника ,параграфа 47,на странице 229,выполните практическую работу.
Задание № 9 Отметь нужное знаком +
Технологическая карта по теме________________________________________
Учащийся__________________________________________________
Дата__________________________Класс__________________________
Задание №1.Сравните признаки Однодольных и Двудольных растений | Баллы |
Я не справился с этим заданием | 0 |
Я справился с этим заданием частично | 1 |
Я справился с этим заданием и объяснил | 2 |
Задание № 2. Объяснить и записать,почему растения Вороний глаз и Подорожник являются исключением? | Баллы |
Я не справился с этим заданием | 0 |
Я справился с этим заданием частично | 1 |
Я справился с этим заданием и объяснил | 2 |
Задание № 3. Выбери правильные утверждения. | Баллы |
Я не справился с этим заданием | 0 |
Я справился с этим заданием частично | 1 |
Я справился с этим заданием и объяснил | 2 |
Задание №4. Горчица Белая.Ответы на вопросы. | Баллы |
Я не справился с этим заданием | 0 |
Я справился с этим заданием частично | 1 |
Я справился с этим заданием и объяснил | 2 |
Задание № 5.Строение цветка семейства крестоцветные. | Баллы |
Я не справился с этим заданием | 0 |
Я справился с этим заданием частично | 1 |
Я справился с этим заданием и объяснил | 2 |
Задание № 6.Нарисовать соцветие. | Баллы |
Я не справился с этим заданием | 0 |
Я справился с этим заданием частично | 1 |
Я справился с этим заданием и объяснил | 2 |
Задание № 6 Игровой момент. | Баллы |
Я не справился с этим заданием | 0 |
Я справился с этим заданием частично | 1 |
Я справился с этим заданием и объяснил | 2 |
Задание № 7 Практическая работа | Баллы |
Я не справился с этим заданием | 0 |
Я справился с этим заданием частично | 1 |
Я справился с этим заданием и объяснил | 2 |
Задание № 8. Отметь нужное знаком + | + по 1 баллу |
Я был активен на уроке | |
Я был не слишком активен на уроке | |
Мне понравилось работать по рейтинговой накопительной системе | |
Мне не понравилось работать по рейтинговой накопительной системе | |
| |
ЗА УРОК Я ЗАРАБОТАЛ _______БАЛЛОВ.
Перевод баллов в отметку:
*менее 8 баллов «2»
*9-10 баллов – «3»
*11-13 баллов – «4»14- 16 баллов –«5» Моя отметка за урок- __________