СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Класс Двудольные, Семейство Крестоцветные.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомиться с семейством Крестоцветные

Просмотр содержимого документа
«Класс Двудольные, Семейство Крестоцветные.»

ТЕМА: «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные»

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с Классом Двудольные, Семейством Крестоцветные.

- знать: определение понятий: корень, стебель, лист, цветок, однодольное растение, двудольное растение, соцветие, плод.

- понимать: выделять правильные ответы, которые представлены в карте по данной теме.

- уметь: находить формулу цветка, работать с гербарием, рисунками, описывать растение по плану.

-анализировать: находить в тексте ответ на поставленный вопрос.

- создавать: составить презентацию или написать сообщение о любом растении относящемуся к семейству Крестоцветные.

-оценивать: оценить значимость информации, полученной на данном уроке. Определить, какая мысль на данном уроке была самой интересной. Обосновать, в чем смысл данной темы

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация урока, технологическая карта урока, рабочая карта урока, гербарий, модель цветка.

Ход урока

I.Организационный момент.

УЧИТЕЛЬ: -Здравствуйте ребята! Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал.

II.Проверка домашнего задания.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, мы продолжаем с вами изучать растения класса Двудольные. На прошлом уроке мы с вами выяснили, что покрытосеменные растения делятся на 2 класса. Какие?

УЧЕНИКИ: (Однодольные и Двудольные)

УЧИТЕЛЬ: Мы с вами знаем, что класс Однодольные и класс Двудольные обладают рядом признаков. Сравним признаки Однодольных и Двудольных растений.

СЛАЙД №2 «Сравнительная характеристика Однодольных и Двудольных растений.

СЛДАЙД № 3

Задание № 1. Сравните признаки Однодольных и Двудольных растений. (рабочая карта урока и технологическая карта урока)

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вы справились с этим заданием, оцените себя в технологической карте урока.УЧИТЕЛЬ: Но существуют растения, которые являются –ИСКЛЮЧЕНИЯМИ ИЗ ПРАВИЛ. СЛАЙД №4. «Исключения из правил»

Задание №2. Объяснить и записать, почему растения Вороний Глаз и

Подорожник являются исключением?(рабочая карта урока и технологическая карта урока)

УЧИТЕЛЬ:- Ребята, можно ли определить к какому классу следует отнести эти растения, используя один признак?

УЧЕНИКИ – (определить это не всегда можно) УЧИТЕЛЬ: Почему?

УЧЕНИКИ: (возможный ответ: Растение Вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием,но зародыш с одной семядолей, поэтому его считают однодольным растением. У подорожника дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, но его относят к двудольным растениям, так как зародыш имеет две семядоли. Таким образом, для определения принадлежности цветко­вого растения к одному из классов необходимо знать все при­знаки данного растения.)

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вы справились с этим заданием, оцените себя в технологической карте урока. СЛАЙД № 5

Опрос домашнего задания.

(контрольно – измерительный материал, тест)

РАБОТА В ПАРАХ.

Задание № 3. Выбери правильные утверждения:

(+ или -) (рабочая карта урока и технологическая карта урока)

1. Покрытосеменные – это высшие растения, у которых семена покрыты оболочкой.

2. К классу двудольных относятся: пшеница, просо, ячмень.

3. Все покрытосеменные растения делятся на однодольные и двудольные.

4. У подорожника – дуговое жилкование, мочковатая корневая система – но он относится к двудольным растениям, почему?

5. Для двудольных характерна мочковатая корневая система.

6. У однодольных цветок, как правило, трехчленный.

7. Для однодольных характерно параллельное и дуговое жилкование.

8. К классу однодольных относятся: рис, кукуруза.

9. Покрытосеменные – главная растительная пища для человека.

10. Для всех двудольных существует одна формула цветка.

УЧИТЕЛЬ: Меняемся тетрадями, проверяем, я даю ключ ответов (3,7,1,9,8,6,4) .

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вы справились с этим заданием, оцените себя в технологической карте урока. - Ребята, мы с вами уже знаем, что Покрытосеменные делятся на 2 класса. А какие семейства относятся к классу Однодольных и Двудольных растений?

СЛАЙД №6 «Классификация Покрытосеменных растений»

- Молодцы, вы отлично справились с домашним заданием.

III.Изучение нового материала.

(на доске СЛАЙД №6 «Классификация Покрытосеменных растений»)

УЧИТЕЛЬ:Ребята,посмотрите на слайд, здесь мы видим, что класс Двудольные включает в себя несколько семейств, но на сегодняшнем уроке мы остановимся на первом из этих семейств – Семейство Крестоцветные. Итак, тема нашего урока: «Класс Двудольные. Семейство Kрестоцветные ( Капустные)».

СЛАЙД №7. ТЕМА: «Класс Двудольные. Семейство Kрестоцветные (Капустные)».

Как вы думаете, много ли мы знаем об этом семействе- Семействе Крестоцветные?

Давайте попробуем поставить цель нашего сегодняшнего урока.

УЧЕНИКИ: Цель нашего урока- познакомиться с семейством Крестоцветные.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы хотим узнать больше о Семействе Крестоцветные. Мы должны ответить на следующие вопросы 1.Почему семейство «Крестоцветные » получило такое название? 2.По каким признакам можно определить семейство «Крестоцветные»?

Общее представление о семействе:

Насчитывается 3200 видов, это однолетние и многолетние травы. Среди крестоцветных — овощные (капуста, редька), масличные (сурепка, рапс) и сорные (пастушья сумка, ярутка), а также медоносные, лекарственные, красильные и декоративные растения. Хрен (Armoracia), род многолетних растений семейства крестоцветных (капустных).Эти растения нам известны, но мне бы хотелось остановиться с вами на чуть менее известном растении представителе семейства Крестоцветные- Горчице белой.

Задание № 4.Горчица белая. Ответы на вопросы (Слайд)(рабочая карта урока и технологическая карта урока)

СЛАЙД № 8«Горчица белая».

Задания:На основании рис. СЛАЙДА перечислить органы представленного растения.

Ответить вопросы: (на доске вывешиваются рисунки )

1.Рассмотрите строение этого растения.

2. Какой тип корневой системы у этого растения? Как вы думаете, почему?

3.Какой стебель у растения?

4.Какие у него листья?

5.Как листья расположены на стебле?

6.Какое жилкование листьев?

7.Определите к какому классу относится данное растение, на основании этого расскажите строение семени этого растения.

8.Что такое корневая система?

9.Что такое стебель?

10.Что такое лист?

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вы справились с этим заданием, оцените себя в технологической карте урока.

УЧИТЕЛЬ:- Ребята, какие органы этого растения мы не рассмотрели?

УЧЕНИКИ :(Нет, мы забыли о цветке.)

УЧИТЕЛЬ:- Давайте продолжим нашу работу. Давайте вспомним, что такое цветок?

Задание №5 «Строение цветка семейства крестоцветные».(рабочая карта урока и технологическая карта урока)

СЛАЙД № 9 «Строение цветка Семейства Крестоцветные»

МОДЕЛЬ ЦВЕТКА. Расскажите, какое строение у этого цветка.

(Цветок правильный, чашечка состоит из 4 чашелистиков, венчик – из 4 лепестков, тычинок 6 (4 длинные, 2 короткие), пестик 1).

- А теперь, давайте попробуем записать формулу цветка.

Если вам будет сложно, то можно обратиться к учебнику на стр.137.,пункт «Формула цветка»На подготовленных схемах ребята пописывают части цветка

Проверка формулы СЛАЙД №10.«Формула цветка».

УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИКИ:- На рисунке большие цветки или мелкие? (мелкие), одиночный цветок или соцветие? (соцветие). Какое? (кисть). Если вам будет сложно,то можно обратиться к учебнику на стр.140,рис 103. (Предлагаю подписать на подготовленных схемах соцветие кисть.)

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вы справились с этим заданием, оцените себя в технологической карте урока.

Задание № 6 Нарисовать соцветие.(рабочая карта урока и технологическая карта урока)Проверка соцветия СЛАЙД № 10.«Соцветие кисть».

УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИКИ- Какого цвета цветы у растений семейства Крестоцветные? (Бледно-желтого) А для чего цветки собираются в соцветия? (привлекают насекомых).

- Правильно, большинство представителей этого семейства хорошие медоносы.

Весной начинают цвести сады, зачем они цветут? (из цветов образуются плоды).

СЛАЙД № 11

- Правильно, цветы, нужны для образования плодов. Как называется плод у Крестоцветных? (стручок или стручочек). Стручок - у капусты, а стручочек – у ярутки, пастушьей сумки (рис 111 на стр. 135 в учебнике).

- Вопрос: чем отличается стручок от стручочка? (соотношение длины к ширине у стручка 3:1.

- Как называется плод у гороха? (боб)

- Чем отличается стручок от боба? (у стручка есть перегородка, на которой располагаются семена).

СЛАЙД № 12

- Почему семейство «Крестоцветные » так называется? (Оказывается, за строение цветка,у которого лепестки расположены крест накрест)

На доске изображения цветков растений разных семейств, учащиеся должны выбрать только те, которые относятся к данному семейству- Крестоцветные.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вы справились с этим заданием, оцените себя в технологической карте урока.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Говорит цветку цветок:
Подними-ка свой листок.
( поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
( шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
(Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка.
(Наклоны.)

А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(Встряхивания кистями рук.)
Наконец готовы все
Продолжать урок.

Задание № 7 Игровой момент.(рабочая карта урока и технологическая карта урока)

ИГРОВОЙ МОМЕНТ.

- По каким признакам можно определить семейство «Крестоцветные»?

-Ребята, вы справились с этими заданиями, а теперь мы с вами отдохнём, пусть нам поможет в этом семейство «Крестоцветные».Как? Поиграем? Я перечислю признаки, если они подходят к нашему семейству, то вы покажите карточку зеленого цвета, если нет – то карточку красного цвета. Удачи!

1.Плод-Костянка.

2.Цветок имеет 2 пестика и 4 тычики

3.Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.

4. Чашечка цветка состоит из 4 чашелистиков.

5. Плод – стручочек или стручок

6. Венчик цветка состоит из 4 лепестков.

7.Пестик -1

8. Цветок имеет 1 пестик и 8 тычинок.

9. Плод – орех

10. Соцветие- головка

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вы справились с этим заданием, оцените себя в технологической карте урока.

СЛАЙД №13 «Признаки семейства Крестоцветные»

- Ну что же, мы с вами отдохнули, теперь снова приступим к работе. Признаки семейства мы с вами изучили, а теперь давайте с вами познакомимся с представителями семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ.

СЛАЙД № 14-20«Представители семейства Крестоцветные»



УЧИТЕЛЬ: Крестоцветные или Капустные семейство двудольных растений. Встречаются травы, реже полукустарники и кустарники. Свыше 3 тыс. видов (около 350 родов), главным образом в Северном полушарии. Среди крестоцветных — овощные (капуста, редька), масличные (сурепка, рапс) и сорные (пастушья сумка, ярутка), а также медоносные, лекарственные, красильные и декоративные растения. Хрен (Armoracia), род многолетних растений семейства крестоцветных (капустных).. Листья и корни богаты витамином С и горчичным эфирным маслом, придающим хрену острый вкус. Корни хрена выделяют фитонциды. Корни трут на терке и используют как острую приправу. В народной медицине хрен — противоцинготное и противопростудное средство. Кашицу из корней используют для растираний при радикулите, водный настой — для полоскания горла при ангине. В связи с мочегонным действием применяется при водянке, подагре. Листья — пряность при засолке огурцов, томатов, грибов.

В медицине:

Горчица- Популярность горчицы в народной медицине очень велика. На первом месте стоят горчичники - от ревматизма, ишиаса и подагры. Потом следует горчичный спирт для втирания при мышечных болях, растяжениях связок, вывихах и, естественно, при ревматизме.

Пастушья сумка и Хвощ полевой- заваривают и пьют при кашле. Используют так же против инфекции полости рта, для обработки плохо заживающих ран.

Вы подготовили небольшие сообщения о том, где применяются растения семейства Крестоцветные.(заслушиваем сообщения ребят)

СЛАЙД №21. Коротко о главном на уроке.

УЧИТЕЛЬ:-Ребята, мы познакомились с некоторыми представителями семейства, я хочу узнать у вас, что вы запомнили самое главное на этом уроке. Для этого я раздаю вам цветок Горчицы белой,(схема) на каждом лепестке напишите то, что вы запомнили на уроке-несколько главных слов.

Давайте посмотрим, что же вы написали и посмотрим на слайд ,и сравним.

IV.Закрепление изученного материала.

Задание № 8 Практическая работа.(рабочая карта урока и технологическая карта урока)

СЛАЙД № 22 «ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА»

- Ребята, сейчас каждый из вас получит гербарный материал и попробуйте выполнить следующее задание: Пользуясь вопросами учебника на странице 211 – 212 опишите предложенные вам гербарные экземпляры растений.

Проверка и коррекция 1 -3 ответов.

V. Рефлексия

- Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать. А о ваших чувствах я узнаю следующим образом: на ваших столах в конверте, лежат рисунки-наклейки солнышко: улыбающееся, радостное, грустное, наклейте любое солнышко в технологическую карту которое наиболее точно соответствует вашему настроению на уроке .

Задание № 9 Отметь нужное знаком +(технологическая карта урока)

Подсчет в технологической карте урока баллов, которые заработал ученик за урок.

- Молодцы, мы сегодня с вами хорошо поработали. (Выставление и комментарии оценок). А теперь осталось записать домашнее задание. Оно у каждого может быть своим.

СЛАЙД № 23-24

VI.Домашнее задание

§ 47, ответить на вопросы в конце параграфа.

СЛАЙД № 25 Задание для любознательных (на выбор)

1. Подготовить сообщение о некоторых растениях семейства крестоцветные, занесенных в Красную книгу

2.Составить синквейн.

3.Тврческая работа: рисунок, плакат, коллаж.

СЛАЙД № 25

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-определять цели и задачи урока

-участвовать в коллективном обсуждении

1. Приветствует учащихся.Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку.

2. Учитель сообщает цели урока.

Выполняется проверка домашнего задания.

Предлагает слайды с правильными ответами

1. Проверяют свою готовность к уроку.Настраиваются на учебную деятельность.

2. Учащиеся выполняют задания на проверку знаний и оценивают себя в технологической карте.(обмениваются своими рабочими картами)

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-сделать вывод и назвать тему урока

Познавательные УУД:

-определения следующих понятий корень,стебель,лист,цветок,однодольное растение,двудольное растение,соцветие,плод

-подписывать части цветка,рисовать соцветие

-определять части цветка

Коммуникативные УУД:

-слушать товарища и обосновывать своё мнение

Предметные результаты:

-знать храктеристику двудольных растений

-уметь создавать рисунок

-работать с гербарными экземплярами

1.Учитель предлагает рассмотреть рисунок растения Горчицы Белой и ответить на вопросы.

(устно их задает)

2. Учитель открывает слайд « Строение цветка» и предлагает ребятам подписать его части.

3 Предлагает слайд с ответами для проверки.

4.Учитель предлагает нарисовать соцветие и составить формулу цветка.

5.Предлагает слайд с ответами для проверки.

6. Учитель устно задает вопрос о плодах Крестоцветных .

7. Предлагает слайд с ответами для проверки

8.Игоровой момент.

9Физкультминутка

10.Практическая работа.


1.Учащиеся дают определение понятий-корень,стебель,лист,цветок,однодольное растение,двудольное растение,соцветие,плод и характеризуют это растение

2.Учащиеся подписывают части цветка, рисуют соцветие, пишут формулу цветка в своей рабочей карте

3.Учащиеся участвуют в игровом моменте урока

4.Учащиеся участвуют в физкультминутке.

5.Учащиеся выполняют практическую работу

6.Учащиеся оценивают себя в технологической карте.


Регулятивные УУД:

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Личностные УУД:

-оценивать свою работу и свой собственный вклад в работу коллектива

Подведение итогов.Что интересного?

1.Учащиеся отвечают на вопросы.

2.Подсчитывают колличество баллов за урок.

Рабочая карта урока по биологии

Ученика 6 А класса

Ф.И.________________________________________________________________

Задание № 1. Сравните признаки Однодольных и Двудольных растений.

ПРИЗНАКИ


ОДНОДОЛЬНЫЕ

ДВУДОЛЬНЫЕ

Количество семядолей




Тип корневой системы




Тип жилкования листьев




Число частей цветка кратно…



Проводящие пучки располагаются…



Задание №2. Объяснить и записать,почему растения Вороний Глаз и

Подорожник являются исключением?

Вороний Глаз_____________________________________________

Подорожник______________________________________________

РАБОТА В ПАРАХ

Задание № 3. Выбери правильные утверждения:

1. Покрытосеменные – это высшие растения, у которых семена покрыты оболочкой.

2. К классу двудольных относятся: пшеница, просо, ячмень.

3. Все покрытосеменные растения делятся на однодольные и двудольные.

4. У подорожника – дуговое жилкование, мочковатая корневая система – но он относится к двудольным растениям, почему?

5. Для двудольных характерна мочковатая корневая система.

6. У однодольных цветок, как правило, трехчленный.

7. Для однодольных характерно параллельное и дуговое жилкование.

8. К классу однодольных относятся: рис, кукуруза.

9. Покрытосеменные – главная растительная пища для человека.

10. Для всех двудольных существует одна формула цветка.

Задание № 4.Горчица белая. Ответы на вопросы (Слайд)

Задание №5 «Строение цветка семейства крестоцветные».

  1. Подпишите основные части цветка.( модель-рисунок цветка –прилагается)

2 . Определите тип соцветия и его зарисуйте.

3.Попробуйте самостоятельно записать формулу цветка.

Задание № 6 Нарисовать соцветие.

Задание № 7 Игровой момент.

Задание № 8 Практическая работа.

Пользуясь вопросами учебника ,параграфа 47,на странице 229,выполните практическую работу.

Задание № 9 Отметь нужное знаком +

Технологическая карта по теме________________________________________

Учащийся__________________________________________________

Дата__________________________Класс__________________________

Задание №1.Сравните признаки Однодольных и Двудольных растений

Баллы

Я не справился с этим заданием

0

Я справился с этим заданием частично

1

Я справился с этим заданием и объяснил

2

Задание № 2. Объяснить и записать,почему растения Вороний глаз и Подорожник являются исключением?

Баллы

Я не справился с этим заданием

0

Я справился с этим заданием частично

1

Я справился с этим заданием и объяснил

2

Задание № 3. Выбери правильные утверждения.

Баллы

Я не справился с этим заданием

0

Я справился с этим заданием частично

1

Я справился с этим заданием и объяснил

2

Задание №4. Горчица Белая.Ответы на вопросы.

Баллы

Я не справился с этим заданием

0

Я справился с этим заданием частично

1

Я справился с этим заданием и объяснил

2

Задание № 5.Строение цветка семейства крестоцветные.

Баллы

Я не справился с этим заданием

0

Я справился с этим заданием частично

1

Я справился с этим заданием и объяснил

2

Задание № 6.Нарисовать соцветие.


Баллы

Я не справился с этим заданием

0

Я справился с этим заданием частично

1

Я справился с этим заданием и объяснил

2

Задание № 6 Игровой момент.

Баллы

Я не справился с этим заданием

0

Я справился с этим заданием частично

1

Я справился с этим заданием и объяснил

2

Задание № 7 Практическая работа

Баллы


Я не справился с этим заданием

0

Я справился с этим заданием частично

1

Я справился с этим заданием и объяснил

2

Задание № 8. Отметь нужное знаком +

+ по 1 баллу

Я был активен на уроке


Я был не слишком активен на уроке


Мне понравилось работать по рейтинговой накопительной системе


Мне не понравилось работать по рейтинговой накопительной системе




ЗА УРОК Я ЗАРАБОТАЛ _______БАЛЛОВ.

Перевод баллов в отметку:

*менее 8 баллов «2»

*9-10 баллов – «3»

*11-13 баллов – «4»14- 16 баллов –«5» Моя отметка за урок- __________