Тема урока: «Семейство Мотыльковые»
Цель: дать характеристику семейства.
Предметные результаты:
– формировать умение приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум – называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);
– формировать умение объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно формулировать аргументы, подтверждающие собственное мнение по данному вопросу
Оргмомент.
Проверка домашнего ззадания.
Выберите признаки растений семейства Пасленовые. (Один ученик у доски )
А. Плод костянка
Б. Соцветие кисть
В. Ч4Л4Т4+2П1
Г. Ч(5)Л(5)Т5П1
Д. Плод коробочка
Е. Простой околоцветник
Ж. Двойной околоцветник.
2. Игра «Цветик-семицветик»
1. Как называется плод картофеля?
2. Сколько лепестков образуют венчик цветка Пасленовых?
3. Как называется плод у дурмана обыкновенного?
4. Сколько чашелистиков у цветка петунии?
5. Сколько тычинок у растений семейства Пасленовые?
6. Сколько пестиков у цветка белены черной?
7. Как называется соцветие картофеля?
8. Какой вред организму человека наносит табак курительный?
3. Актуализация знаний.
Мы познакомились уже с представителями 3-х семейств. Каких? Сегодня мы рассмотрим признаки растений еще одного семейства. Но сначала скажите:
1. По каким признакам растения объединяют в одно семейство?
2. Какие виды цветков бывают у растений ? правильный и неправильный
3. Назовите мне разновидности сухих плодов растений.
4. Определение темы урока.
Угадайте, о каких растениях идет речь.
В огороде хоть росла,
Знает ноты “соль” и “фа”. Слайд 1 .
Раскололся желтый домик на две половинки,
И посыпались в ладонь бусинки-дробинки. (горох)
Как называется плод у фасоли и гороха? Отсюда и название семейства. Кто догадался какое? У этого семейства есть еще одно название -Мотыльковые. А откуда появилось это название мы узнаем чуть позже.
Тема урока: Семейство Мотыльковые (бобовые ) на доске
5. Целеполагание Слайд 2.
Посмотрите на экран. Можем мы сказать что эти растения принадлежат семейству Мотыльковые?
Нет. Почему? Не хватает знаний. Что же нам необходимо узнать? Признаки семейства.
Т.е. мы должны выяснить:
План: (фиксируется на доске)
1. Жизненная форма 2. Строение вегетативных органов 3. Строение цветка 4. Виды плодов 5. Значение представителей семейства в природе и жизни человека»
6. Получение новых знаний.
1. Бобовые – одно из самых многочисленных семейств цветковых растений. Щелчок. К этому семейству растений относится около 12 тысяч видов растений из почти 500 родов.
Давайте определим жизненые формы растений этого семейства.
У вас на столых лежит гербарий. Сейчас вы получите карточки с заданиями, которые вам нужно выполнить.
Группа 1
Внимательно рассмотрите растения и ответьте на вопросы.
1. К какому классу однодольных или двудольных относятся горох?
2. Какими должны быть у гороха корневая система и жилкование листьев, если это двудольное растение? Запись в тетрадь.
Группа 2.
Внимательно рассмотрите растения гербария и рисунок цветка бобовых. Определите части цветка. Пользуясь текстом учебника дайте характеристику цветка мотыльковых растений и запишите его формулу. ↑Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 Запись в тетрадь
А пеперь посмотрите на цветок бобовых растений и попробуйте определить происхождение второго названия –Мотыльковые. Слайд 3. (Похож на сидящего мотылька)
Цветки одиночные или собраны в соцветия. Слайд 4. Какие соцветия характерны для Мотыльковых ? Кисть, головка
Группа 3.
Внимательно прочитайте текст и определите значение мотыльковых в природе и жизни человека.
Донник лекарственный – медонос, кормовое и лекарственное растение.
Люпин даёт зелёное удобрение: запахивается в почву как азотное удобрение. Семя богато белком (до 60%) и жиром (до 20%). Разводится и как декоративное растение: у него красивое соцветие – кисть и пальчатые листья.
Важное лекарственное растение, которое идёт и на экспорт, –солодка, или лакрица. Её корень используют как отхаркивающее и слабительное средство. Древние греки называли это растение «сладкий корень». Её используют и как лакомство.
Жёлтая акация (родом с Алтая) и белая акация (из Северной Америки) – декоративные древесные растения, медоносы.
Вика посевная – однолетник с лиловыми цветками, пищевое (семена съедобны) и кормовое растение. А также сорняк яровых посевов.
Важное кормовое растение и медонос – клевер. Опыляется только шмелями, так как у пчёл недостаточно длинный хоботок. По своим питательным качествам клеверное сено превосходит злаки (белка в 1,5 раза больше, содержит витамины А, С, Д, Е). Кроме того, значительно обогащает почву азотом и улучшает её структуру.
Фасоль уже в древности разводили в Южной Америке. В России – с XVII века. Съедобны и питательны не только семена, но и бобы.
Соя, модная нынче благодаря тому, что ею можно заменить чуть ли не всё – от мяса и молока до резины и мыла, родом с Востока. Её семя содержит до 45% белка и до 27% жирного масла.
Трава клевера, собранная в период цветения, применяется только в народной медицине от кашля, при лихорадке, простуде; наружно – при воспалении глаз и ушей. Отвар листьев используют при малярии, для укрепления желудка, при золотухе. Припарки из листьев прикладывают к опухолям и ранам.
В природе: кормовые растения, обогащают почву азотом, медоносы.
В жизни человека: лекарственные, пищевые, декоративные.
Давайте еще раз обратим внимание на корневую систему бобовых растений Слайд 5.
Что это за утолщения на корнях? Найдите ответ на с.164. Как называется такое взаимовыгодное сожительство? (Симбиоз)
7. Первичное применение новых знаний.
Характерные признаки семейства Мотыльковые Слайд 6
1.Жизненные формы.
2. Тип корневой системы.
3. Жилкование листьев.
4. Строение цветка.
5. Плод
6. Соцветие.
8. Рефлексия. Оцени свое настроение на уроке.
9. Оценивание
10. На дом: §28 с.163-164, №125 в раб. тетр. с. 58 Слайд 7