Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс.
Развивающие задачи:
1.Формирование интеллектуальных умений: умений выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать.
2.Развитие общетрудовых умений: умений применять знания на практике.
Образовательные задачи:
1. Осуществить контроль определённых знаний о строении и развитии папоротников.
Повторить, обобщить и систематизировать знания при работе с географическими картами.
2. Формировать навыки работы с раздаточным материалом.
Воспитательные задачи:
1.Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей.
2.Способствовать эстетическому воспитанию учащихся, с этой целью напомнить учащимся о произведениях литературы и познакомить с элементами эстетики в науке и природе.
Тип урока: интегрированный урок биологии и географии
Вид урока: с применением средств мультимедиа
Формы урока: фронтальные, групповые, индивидуальные
Методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные, практические
по степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа
по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый
по принципу расчленения знаний: аналитический, обобщающий
Средства урока:
компьютер, мультимедийный проектор
коллекции: “Каменный уголь и продукты его переработки”, “Ископаемые остатки растений”
гербарии “Папоротники”
атлас “Материков и океанов”
Красная книга России и Томской области
Лупы.
Ход урока:
Учитель: Добрый день, ребята! Тема нашего урока “Страна Папоротников”. Сегодня на уроке мы с вами должны вспомнить, что мы знаем о папоротниках, и расширить свои знания о них.
Отгадайте загадку:
Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях!
(слайд 1)
Девиз нашего урока:
Опасно через меру пристраститься
К давно налаженному обиходу:
Лишь тот, кто в путь готов пуститься,
Выигрывает бодрость и свободу.
Г.Гессе “Игра в бисер(слайд 3)
Неуемная и неугомонная человеческая душа не может удовлетвориться спокойной размеренной жизнью, в которой всё расписано и упорядочено. Душа жаждет волнующих тайн, неожиданных откровений и непостижимого чуда. Так появился на Руси таинственный праздник День Ивана Купалы, или Иванов день. По преданию, накануне этого праздника, в теплую июльскую ночь свой дивный цветок распускает в лесной глуши папоротник. Папоротники хороши и без цветов. С наступлением лета они горделиво раскручивают исполненные величавой грации красивые завитки, высвобождая нежные кружевные вайи. И вот уже под пологом леса совсем не остается свободного места: всё затянуто узорным зелёным покрывалом.
Призвав воображение, можно представить себе этот великолепный полог над головой в палеозойском «лесу» из древовидных папоротников: плотный сырой теплый воздух, зеленый полумрак... Приходит время – и этот древний лес как будто расцветает новыми узорами теплых желтовато-коричневых тонов. Это созревают споры в хитроумных спорангиях на нижней стороне вай. Созревшие споры рассыпаются пыльным дождем на поверхность заросших водоёмов – и жизнь леса продолжится.
Пройдут еще миллионы лет, прежде чем Землю украсят растения с чудесными цветами, а папоротники, утратив свои гигантские размеры, так и не распустят цветов, оставаясь растениями споровыми. Так что же мы ждем и ищем в лесу в таинственную ночь накануне Ивана Купалы? Наши предки понимали и чувствовали, что не может это прекрасное растение миллионы лет населять Землю без таинства оплодотворения. Как и в далекую эпоху споры, упавшие в сырые теплые июльские ночи, когда прогрелись и земля, и вода, прорастают крохотным лепестком-заростком, плотно прижатым ризоидами к влажной земле. Природа не ошиблась, придав ему форму сердечка. Это и есть самое сердце папоротника, где свершается великое таинство слияния двух заветных клеточек жизни – мужской и женской. Они вырастут на нем вместе, но созреют в разное время, чтобы использовать возможность перекрестного оплодотворения с помощью других заростков, ну а уж если не получится, останется шанс и самооплодотворения.
Почему же клеточки непременно должны быть разными? Каждая из них концентрирует в себе бесценной важности информацию о том, что было и будет с ее родом, как расти, созревать и поступать в изменчивых условиях жизни, как дать новое потомство и не исчезнуть с лица земли. Каждая несет, если так можно выразиться, свое видение мира, может даже и оппонируя другой, чтобы у нового организма была возможность выбрать оптимальное. С высоты многомиллионной истории развития жизни мы уже знаем, что у цветковых растений подобное таинство слияния совершается в цветке. А заросток – это первые шаги на пути к цветку, далекий-далекий его прообраз, отделенный от родительского растения еще на стадии образования споры. Спор будет много, и именно на них будет возложена задача размножения, но из них вырастет не подобие родителя, а лишь его продолжение – заросток, который, взяв на себя ответственность за оплодотворение, даст жизнь новому молодому проростку будущего полноценного растения.
Ответь на вопросы:
1. Какие растения называют высшими?
2. От каких растений произошли папоротники?
3.Какими способами может размножаться папоротник?
4.Что называют архегониями и антеридиями?
5. Что такое спорофит?
6.Что развивается из мегаспор и микроспор?
(слайд 8)
Среда обитания
Влажные места, сырые овраги.
Многолетние растения.
Встречаются от лесов севера до тропиков.
Папоротников более 10 тысяч видов.
Папоротники – это многолетние растения. Они растут во влажных местах, чаще под пологом леса и по сырым оврагам. В настоящее время папоротники насчитывают более 10 тыс. видов, распространяются они очень широко и встречаются от лесов севера средней полосы до тропиков. Посмотрите на экран, какие многообразные бывают папоротники. Ребята приготовили сообщения о том, какие бывают папоротники, и какое значение они имеют. Они нам сейчас всё расскажут и покажут. (слайд 9)
Орляк достигает в длину до полутора метров. Орляк, как и все папоротники должен размножатся с помощью спор. Но это теоретически, практически же в средних широтах споры у орляка почти не образуются. Размножается он при помощи своего мощного корневища. Оно ветвится, расползается в разные стороны и благодаря этому папоротник-орляк захватывает новые территории. И держится на них крепко: ни морозы, ни пожары ему не страшны – корневище сидит глубоко в земле и легко переносит все невзгоды. Осенью вайи орляка отмирают, а весной появляются молодые. Они туго скручены и похожи на больших плоских улиток. Когда-то в России корни орляка использовали вместо мыла, а листья употребляли в пищу. В Японии и сейчас это очень популярное блюдо. В случае же пожаров в лесу, когда гибнет вся растительность на определённых участках, папоротник своими корневищами укрепляет землю, не позволяет воде смывать плодородный слой, препятствует образованию оврагов.(слайд10)
Другой съедобный папоротник наших лесов – страусник, или страусово перо. Известен он гораздо меньше, чем орляк. В умеренной зоне Северного полушария насчитывают четыре вида страусников, в России – два. Это очень красивые растения высотой до 170 см с листьями, образующими правильный круг и напоминающими воронку. У старых кустов образуется стволик, напоминающий колючую луковицу высотой 10-12 см. Страусник размножается спорами, которые находятся на спороносных листьях, появляющихся в конце лета в середине воронки. При созревании спор эти листья буреют, становятся почти чёрными и превращаются в тонкие колбаски с продольными бороздками. Страусник употребляют в пищу. Для этого собирают черешки листа – рахисы, что в переводе с греческого означает хребет. При заготовке рахис должен ломаться с хрустом. Если он ломается, а не рвётся, значит, он перезрел и в пищу непригоден. От момента сбора до переработки папоротника может пройти не более 4 часов, иначе рахисы быстро загрубеют и станут несъедобными. Свежие рахисы в пищу непригодны, их либо отваривают, либо засаливают. (слайд 11,12, 13, 14)
Щитовник мужской любит богатые почвы, и где попало, расти не будет. Чаще всего он встречается в дубравах, лиственных или кленовых лесах. Щитовник можно узнать по тому, что на черешках его листьев хорошо заметны тёмно-рыжие чешуйки. Больше всего чешуек в нижней части черешков. Там они самые крупные. Этот “аристократ” один из немногих папоротников, которые используются в медицине. Корневище используется для приготовления лекарства против гельминтов. Он служит отличным кормом многим домашним животным. Миллионы листьев щитовника каждый год собирают для оформления банкетов, торжественных собраний, и просто для букетов. (слайд 15,16)
Сальвиния ушковидная – этот изящный папоротник с мутовками из трёх листочков прибыл из Южной Америки в Африку для украшения водоёмов. С 1959 года о нём стали поговаривать как о злостном сорняке. В 1960 году в Родезии построили крупное водохранилище Кариба, и вскоре его поверхность покрылась плотным ковром сальвинии. Стали забиваться сети у рыбаков, нарушилось судоходство, под угрозой оказались турбины ГЭС. Толщина слоя достигла четверти метра. Гибли животные и растения. Местные власти взмолились о помощи: “Пришлите учёных, помогите справиться с карибским сорняком!”.
Другая сальвиния – кувшинковидная, увеличивает свою массу столь молниеносно, что водоёмы превращаются в торфяники. (слайд 17)
Эта информация заинтересует любителей комнатных растений. Существуют декоративные папоротники, которые выращиваются в садах, и для украшения интерьеров. Например, всем знакомый нефролепис (слайд), наиболее распространённый вид, характеризующийся перистыми светло-зелеными листьями. Выращивать их достаточно просто, они требуют лишь повышенной влажности воздуха и удалённого от источников местоположения.(слайд 18)
Адиантум – один из красивейших папоротников, у него короткое корневище, перистые нежные тонкие листья, с блестящими коричневато-чёрными черешками. Это очень капризные создания – не переносят сухого воздуха и повышенного содержания солеё в почве. (слайд19)
Асплениум имеет перистые или вильчатые листья, короткие корневища с корнями, образующие подобие гнёзд. В условиях естественного произрастания – это крупные растения-эпифиты, которые используют другие растения как опору, листья их достигают двух метровой длины. При выращивании в домашних условиях необходимо избегать прямых солнечных лучей. (слайд 20,21)
Платицериум – в природе растёт на деревьях. Это эпифитное растение. Особую декоративность придают ему разнообразной формы листья. Одни из них зелёные, кожистые, причудливой формы, напоминающей оленьи рога. Другие укороченные, служат для прикрепления к деревьям или иной опоре. Из-за оригинальных листьев эти папоротники и используют в дизайне интерьеров. Это светолюбивые растения любят сильно освещенное место, но не под прямыми солнечными лучами. (слайд 22)
Учитель: Некоторые виды папоротников занесены в Красную книгу России и Томской области, потому что их осталось очень мало и они охраняются.(слайд 23, 24,25)
Папоротники – это растения древние.
В заболоченных лесах каменноугольного периода среди гигантских хвощей и плаунов, когда на Земле ещё не появились динозавры, росли древовидные папоротники – до 30 метров высотой. Посмотрите на экран. Так выглядели эти леса. И сейчас на кусках каменного угля нередко можно увидеть отпечатки их листьев. У вас на столах лежат кусочки каменного угля, рассмотрите их под лупой и найдите отпечатки листьев папоротника.
из коллекции “Ископаемые остатки растений”)(слайд 26, 27, 28, 29, 30, 31)
А что такое каменный уголь?
Учитель: Каменный уголь – это твёрдое горючее, полезное ископаемое растительного происхождения. Каменный уголь образуется из продуктов разложения органических остатков высших растений, к которым и относятся папоротники. Каменный уголь залегает в земной коре в виде пластов различной мощности на глубине 2000-2500 и глубже. В жизни человека каменный уголь имеет большое практическое значение, посмотрите на экран.
Использование каменного угля человеком:
источник энергии
химическое сырьё для получения пластмасс, тканей, смол
краски, красители
взрывчатые вещества
вещества, используемые в парфюмерной промышленности
кокс
смазочные масла
лекарства(слайд 35)
Закрепление изученного материала:
Проверочная работа:
Заполните пропуски в тексте, используя полученные знания:
Папоротники произошли от потомков _______________________ и представляют собой одну из древних групп ___________________ растений.
В настоящее время отдел Папоротниковидные насчитывает более __________ видов.
Распространены папоротники в зоне ________________________________________, на материках: ___________________________________. Размножаются двумя способами: _______________________ и __________________________.
В жизненном цикле чередуются _______________________ и _______________________ поколения.
Употребляют в _____________. Применяют в ______________, для изготовления лекарств.
Выращивают в домах, как __________________ растение.
Образуют залежи ____________________ угля.
Найдите ошибку в предложенном тексте:
“…папоротник цветет в глухую, июньскую ночь, накануне религиозного праздника Ивана Купалы. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считая, что он наделен волшебной силой – помогает найти клады, скрытые в земле”.
Выполни тестовое задание:
1. Для папоротников характерно:
А - цветение и образование семян
Б- размножение спорами
В - наличие ризоидов у заростка
Г - обитание в водоёмах
2. Какие органы появились у папоротников:
А - стебель
Б- ризоиды
В - корневище
Г - листья
3.Где происходит оплодотворение у споровых?
А - в воздухе
Б- в воде
В - в почве
Г - в клетке растения
4. Как называются первые наземные растения?
А - Маршанция
Б- Родобридиум
В - псилофит
Г - Сфагнум
5. Заросток папоротника это:
А - спорофит
Б- гаметофит
В - маленькое растение папоротника
Г - разворачивающиеся листья папоротника
6. В жизненном цикле папоротника преобладают:
А - спорофит
Б- гаметофит
В - обе формы развиваются одновременно (параллельно)
Г - обе формы развиваются последовательно – то гаметофит, то спорофит.
7. Вайи это:
А - побеги плауна
Б- листья папоротника
В - листья мха
Г - побеги хвоща
Рефлексивно-оценочный этап урока
Что нового мы узнали о папоротниках.
Поставьте себе оценку за урок
Качество нашего урока
Домашнее задание
Составить кроссворд, с ключевым словом – папоротник.
Напишите мини-сочинение на тему: “Путешествие в лес каменноугольного периода”.