7 класс
Тема урока: Цикл развития мхов. Роль мхов в природе и деятельности человека.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями.
раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение.
познакомиться с видами мхов занесенных в Красную книгу
познакомиться с многообразием мхов
Развивающие:
продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, анализировать полученную информации,
научить учащихся постановки цели предстоящей работы и формулировать выводы о проделанной работе,
развивать мышление, монологическую и диалогическую речь,
оценивать свои знания и умения.
Воспитательные:
формировать чувство патриотизма,
формировать умения работать в парах и группах,
воспитывать ответственного отношения к учебному труду.
Оборудование: ЭОР (компьютер, проектор), презентация.
Средства обучения:
картинки мхов
Красная книга
Методы обучения: практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Структура урока:
Организационный момент
Этап проверки домашнего задания
Этап постановка темы и цели урока
Этап изучения нового материала
Этап обобщения знаний
Этап проверки первичного закрепления материала.
Этап домашнего задания
Этап рефлексии
Этап оценивания.
Ход урока:
Организационный момент, психологический настрой. Проверка готовности к уроку. Физминутка на внимательность.
Этап проверки домашнего задания
Биологический диктант (+,-)
- мхи растут преимущественно во влажных местах
- тело мхов называется таллом
- мхи относят к высшим споровым растениям
- у мхов есть ризоиды
- мхи размножаются семенами
-у мха сфагнум нет ризоидов
- коробочки со спорами мха кукушкин лен образуются на женских растениях
- у сфагнума есть мертвые и живые клетки
3. Этап постановки темы и цели урока
Фронтальный опрос
Чем отличаются высшие растения от низших растений?
Кто из высших растений является самым примитивным в своем строении?
Почему мхи называют высшими споровыми растениями?
Какой фактор необходим для размножения мхов?
Так какая у нас сегодня тема урока?
Приносят ли пользу мхи?
В каких отраслях промышленности используют мхи?
Тема урока: Цикл развития мхов. Роль мхов в природе и деятельности человека (учащиеся формулируют самостоятельно тему, цели, учитель корректирует ответы).)
Какую цель мы сегодня будем преследовать?
На примере мха кукушкин лен изучить особенности размножения мхов, определить их значение в природе и жизни человека. Определить значение мхов в природе и жизни человека.
4.Этап изучения нового материала.
4.1.Цикл развития зеленого мха записывается в виде краткого конспекта.
Демонстрация слайда презентации с изображением цикла развития мха кукушкин лен.
Рассказ учителя.
Вывод формируют учащиеся самостоятельно: основные особенности размножения мхов.
Фронтальная работа по гербарию мхов (сфагнум, кукушкин лён).
Сфагнум – прямостоячий, мягкий стебель с пучковидно расположенными ветвями и однослойными листьями. Относиться к белым мхам. Произрастает густыми плотными скоплениями, образуя ковры на болотах.
Кукушкин лён – стебель густо покрыт темно зелеными листьями пластиночками. На поверхности гаметофита образуются спороносные колоски. Относится к зеленым мхам. Произрастает крупными подушкообразными дернинами.
Физминутка для глаз.
4.2.Групповая работа по заполнению таблицы положительное и отрицательное значение мхов для природы и жизни человека, значение мхов.
Положительное значение | Отрицательное значение |
Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии. Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий. Торф – топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага). Мхи (сфагнум) используются в строительстве | Ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание. Вытесняют на лугах ценные кормовые травы. |
5. Этап обобщения знаний
1. Назовите особенности полового и бесполого размножения мхов.
2. Самые распространенные мхи в Крыму?
3. Какое положительное (отрицательное) значение имеют мхи?
4. Как называются леса, в которых произрастает кукушкин лен? Леса - зеленомошники
5. Почему мхи относятся к высшим растениям?
6.Этап проверки первичного закрепления материала:
- Составить синканы «Размножение мхов», «Значение мхов».
7. Этап домашнего задания пар.6 прочитать, ответить на вопросы устно.
8.Этап рефлексии: Что на уроке было интересным? Что не понятно?
9.Этап оценивания/взаимооценивания с аргументами.