СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 6 классе на основе системно-деятельностного подхода

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока биологии в 6 классе на основе системно-деятельностного подхода по теме "Строение клетки".

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 6 классе на основе системно-деятельностного подхода»

УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА

Предмет: Биология

Класс: 6

Тема урока: «Строение клетки».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

1. Деятельностная цель – формировать универсальные учебные действия в ходе изучения строения клеток растений.

2. Предметно – дидактическая цель – рассмотреть характерные свойства

растений.

Планируемые результаты обучения:

1.Личностные – формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук.

2. Предметные – знать строение клеток растений, отличие молодой клетки от старой, название и назначение лабораторного оборудования.

3. Метапредметные - уметь работать в группе, самостоятельно готовить и исследовать материал микропрепаратов, находить в микропрепарате изучаемые органоиды, зарисовывать рассматриваемые объекты, проявлять познавательные умения, учиться самоконтролю и самооценке.

Ресурсное обеспечение: компьютер, световой микроскоп.


СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята, садитесь.

Эпиграфом к уроку будут слова И. Гёте «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать».

А как мы используем знания? Ребята, как вы понимаете это высказывание?

(Чтобы все было понятно, приобретенные знания можно будет использовать на практике).

Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Я желаю вам успешного усвоения нового материала!

2. Целеполагание:

Демонстрация рисунка цветкового растения.

Перед вами цветковое растение - живой организм, состоящий из органов. Давайте вспомним органы растения, разгадав небольшой кроссворд:

(учитель предлагает обучающимся веточку с листьями, на которых написаны вопросы для кроссворда:

  1. (по вертикали) корневая система, состоящая из боковых и придаточных корней (мочковатая)

  2. (по вертикали) Ось побега (Стебель)

  3. (по горизонтали) Назовите главный надземный орган растения. (побег)

3. (по вертикали) Зачаточный побег (почка)

  1. (по горизонтали) Генеративный орган растения (цветок)

  2. (по горизонтали) Он с весны висел на ветке,

Был зеленый – пожелтел.

Только дунул слабый ветер

Он уже и полетел.

Что это? (лист)



Учитель: итак, какие органы растения мы с вами повторили?

(мочковатая корневая система, стебель, почка, побег, цветок и лист).

Вопрос к классу: Из каких частей состоит лист? (черешка, листовой пластинки)

Демонстрация рисунка растительной клетки.

Вопрос к классу: Что изображено на рисунке? (клетка)

Из чего состоит любой живой организм? (из клеток) (поговорить о клетках, о том что все клетки состоят из частей – органоидов.)

-Как вы думаете, что вам предстоит узнать сегодня на уроке? (строение и функции частей клетки).

-Целью нашего урока является изучение строения и функций частей клетки.

3. Актуализация знаний

- А с помощью чего мы можем рассмотреть и изучить клетки различных организмов? (с помощью увеличительных приборов)

Строение и значение увеличительных приборов мы изучали на прошлом уроке.

Учащимся предлагаю заполнить первую часть карточки «знаю».

Вспомните и запишите, из каких частей состоит лупа и микроскоп, правила работы с микроскопом, произведите расчет увеличения вашего микроскопа. Вам предстоит оценить свой ответ. Критерии проверки выведены на экран.

4. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

- А теперь рассмотрите рисунок клетки. Подпишите части клетки под цифрами 1- 4

- Поднимайте руку, у кого получилось назвать все части клетки?

- Что вы не смогли сделать? (не смогли подписать части клетки от 1- 4)

- Поднимите руки, кто смог назвать какие-нибудь части клетки?

- Кто не смог и почему? (Мы не можем, обосновать свои ответы, мы не достаточно знаем о строении клетки).

- Вы, молодцы, и постарались выполнить задание. Но у вас у всех возникли затруднения, но учения без затруднений не бывает.

Учащимся предлагаю заполнить вторую часть карточки «узнаю».

В ходе беседы определяются задачи урока. Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности? (Мы должны узнать, как устроена клетка, построить эталон строения клетки и научиться определять органоиды растительной клетки).

5. Усвоение новых знаний.

Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам разгадать загадку.

Материи мельчайшая частица -
Меня не видит глаз,-так я мала,
Но из меня ведь состоят тела
Растений, человека, зверя, птицы!
Отгадай кто я? (клетка)

Тема нашего сегодняшнего урока: «Строение клетки».

Как вы будете достигать, поставленной цели? (Изучим источники информации и узнаем из них, из каких органоидов состоит клетка, создадим эталон для клеток всех растений, научимся его применять).

- Со строением растительной клетки вы познакомитесь в ходе выполнения исследования: «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». (работа с учебником)

Прежде чем выполнить работу, заслушаем сообщение об органоидах растительной клетки (опережающее задание) и заполним таблицу: «Строение растительной клетки».

Органелла клетки

Особенности строения органеллы

Функция

Схематический рисунок






Ядро - связанная с мембраной структура, которая содержит наследственную (ДНК) информацию, а также контролирует рост и размножение клетки. Это обычно самая важная органелла в клетке.

Митохондрии, как производители энергии, преобразуют энергию в формы, которые может использовать клетка. Они также участвуют в других процессах, таких как клеточное дыхание, деление, рост и гибель клеток.

Рибосомы - органеллы, состоящие из РНК и белков и отвечают за биосинтез белка. Рибосомы расположены в цитозоле или связаны с эндоплазматическим ретикулумом.

Лизосомы - эти мембранные мешочки ферментов перерабатывают органический материал клетки путем переваривания клеточных макромолекул, таких как нуклеиновые кислоты, полисахариды, жиры и белки.

Вакуоль - заполненные жидкостью замкнутые структуры, чаще всего встречаются в растительных клетках и грибах. Они отвечают за широкий спектр важных функций, включая хранение питательных веществ, детоксикацию и вывод отходов.

Хлоропласты - пластиды, содержащиеся в клетках растений, но отсутствующие в животных клетках. Хлоропласты поглощают энергию солнечного света для процесса фотосинтеза.

Клеточная стенка - жесткая внешняя стенка расположенная рядом с плазматической мембраной в большинстве растительных клеток, обеспечивающая поддержку и защиту клетки.

Реснички и жгутики - волосковидные образования с наружной стороны некоторых клеток, которые осуществляют клеточною локомоцию. Они состоят из специализированных групп микротрубочек, называемых базальными телами.

Для выполнения исследовательской работы вам необходимо:

1) приготовить препарат кожицы чешуи лука?

2) ответить на вопросы:

- Из каких частей состоит клетка и какие функции они выполняют?

- Почему необходимо окрасить препарат кожицы чешуи лука йодом?

- Чем молодая клетка отличается от старой?

Этапы исследования определены на стр.18 (учебника)

Группы обучающихся работают со световыми микроскопами.

Исследовательская работа

Тема: «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Цель: изучение строения растительной клетки на примере кожицы лука.

Оборудование: световой микроскоп, предметное стекло, марля, пипетки, химический стаканчик с водой, пинцет, покровное стекло, раствор йода, фильтровальная бумага, чешуя лука.

Продукт исследования: скриншот и рисунки группы клеток. Обучающимся предлагается рассмотреть приготовленные микропрепараты на световом микроскопе. На скриншоте и рисунках указать основные части клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро).

Физкультминутка.

Перед тем как сделаем выводы по нашему исследованию, предлагаю всем встать со своих мест и выполнить упражнения

А у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

Вывод предлагается по образцу:

Под микроскопом хорошо видна __________ , защищающая содержимое клетки от воздействия неблагоприятных условий существования и связывающая клетку с внешней средой.

При окрашивании йодом выделяется __________ , которое является хранителем наследственной информации.

Весь объём клетки заполнен полужидким содержимым – __________ , в которой располагаются органеллы.

Клеточный сок находится в __________ .

Увеличение моего микроскопа равно __________ .

Ядро находится __________ .

Работа с таблицей « Строение растительной клетки».

-Учитель показывает две клетки, учащиеся сравнивают и выясняют чем молодая клетка отличается от старой.

Вывод: молодая клетка в отличие от старой (маленькая по размеру, имеет много мелких вакуолей, ядро расположено в центре клетки).

6. Закрепление новых знаний.

Задание. Соотнесите цифры от 1 до 4 (в эталоне) с предложенными функциями.

Функции:

А. накопление продуктов обмена веществ; давление внутри клетки.

Б. обмен веществ между клеткой и окружающей средой.

В. контролирует жизнедеятельность клетки; хранит генетическую информацию и передает её дочерним клеткам.

Г. объединяет все органоиды клетки

Учащиеся сопоставляют, оценивают свои работы с образцом:

1 – В;

2 – Г;

3 – Б;

4 – А;

7. Обобщение.

Проверочная работа по теме «Строение клетки».

Выбери верный ответ

1. Основная наследственная информация в клетке располагается:
а) в цитоплазме

б) клеточной оболочке

в) ядре

г) пластидах

2. Цитоплазма:

а) улавливает энергию солнечных лучей
б) заполняет внутреннюю часть клетки
в) хранит наследственную информацию

г) накапливает клеточный сок

3. Бесцветные пластиды называются:                                          

а)хлоропласты

б)хромопласты  

в)лизосомы  

г)лейкопласты.


Найди соответствие:

Части клетки

Функции

1) Оболочка  

2) Ядро

3) Цитоплазма

4) Вакуоль

5) Хлоропласты

 

А) происходит фотосинтез

Б) обеспечивает перемещение

веществ  

 В) полость, в которой содержится клеточный сок, накапливаются питательные вещества

Г) придает клетке форму и защищает её содержимое.

Д) хранит наследственную информацию


8. Рефлексия учебной деятельности.

Предлагается заполнить третью часть карточки.

Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке?

Вы достигли цели? (Да.)

А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «-» рядом с высказываниями.

1.Я знаю органоиды растительной клетки.

2.Я могу определить органоиды у любой растительной клетки.

3.Я могу соотносить органоиды растительной клетки с их функциями.

4.В самостоятельной работе у меня были ошибки.

5.Я понял причину своих ошибок (если они были).

6.Я сегодня был активным на уроке.

7.Я сегодня был внимательным на уроке.

8.Я сам открыл новое знание.

9.Я доволен своей работой на уроке.

9. Домашнее задание

1) Творческая работа. Составить сказку на тему: «Путешествие в мир клетки».

2) Изучить параграф «Строение клетки», ответь на вопросы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!