Групповая работа. ФО.Учащимся предлагается выполнить компетентностно -ориентированное задание. Стимул: Вашему вниманию представляется логическая задача Чарльза Дарвина. Именно её он задал коллегам-учёным на заседании научного общества для того, чтобы проиллюстрировать, что всё в природе взаимосвязано: – Какая существует связь между числом старых дев, проживающих в Англии, и удоем коров (количеством молока, которое дают коровы)? Задачная формулировка: Больше старых дев, больше одомашненных кошек, меньше истребляется мышей, больше разоряют мыши гнёзда шмелей на полях, меньше опыляется клевера, меньше качественного корма для коров, меньше молока. Постройте пищевые цепи на основе текста решения задачи. Источник: Связи организмов в биогеоценозе: Единственный источник энергии на Земле – Солнце. Автотрофы (в основном, зелёные растения, сине-зелёные водоросли) путём фотосинтеза преобразуют энергию Солнца в энергию химических связей. Они становятся источником органических веществ для всех остальных организмов и «кормят» гетеротрофов. В первую очередь, консументов 1-ого порядка (травоядных животных), те становятся пищей для консументов 2-ого порядка (хищников) и т.д. После смерти любой организм подвергается разложению благодаря деятельности грибов и микроорганизмов (деструкторов, или редуцентов). Стрелки между группами организмов означают направление движения органического вещества, а значит, энергии, которая в нём заключена. Отразить пищевые связи между организмами можно с помощью пищевой (трофической) цепи. Пищевая цепь — это последовательность организмов, в которой каждый из них съедает или разлагает другой. Каждое звено пищевой цепи называют трофическим уровнем. Примеры пищевых цепей: Трава –– заяц –– волк. (продуцент –– травоядное –– плотоядное) Нектар –– муха –– паук –– землеройка –– сова. Сок розового куста –– тля –– божья коровка –– паук –– насекомоядная птица –– хищная птица. Инструмент проверки (модельный ответ): Клевер –– Шмели –– Мыши –– Кошки Клевер –– Коровы. Критерии оценивания | Дескриптор | сравнивает природные пищевые цепи | сравнивает данные пищевые цепи | составляет пищевые цепи | составляет пищевую цепь | Самооценивание. На презентации выводятся правильные ответы. Моделирование «Построение пищевых цепей и сетей». Задание группам 1 группа: Составить пищевую сеть для водной экосистемы 2 группа: Составить пищевую сеть для экосистемы леса 3 группа: Составить пищевую сеть для экосистемы пустыни Учащимся раздаются рисунки с растениями и животными (Приложение). Учащиеся совместно составляют критерии оценивания. Взаимооценивание групп по технике «2 звезды и 1 пожелание». |