СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 7 классе "Пищевые цепи и пищевые сети"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 7 классе "Пищевые цепи и пищевые сети"»

Класс

7

Тема урока

Пищевые цепи и пищевые сети. Моделирование «Построение пищевых цепей и сетей».

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

7.3.1.2 - сравнивать природные пищевые цепи;

7.3.1.3 - составлять пищевые цепи и пищевые сети

Цели урока

Сравнивают природные пищевые цепи;

Составляют пищевые цепи и пищевые сети

Критерии оценивания

Учащийся:

сравнивает природные пищевые цепи;

составляет пищевые цепи и пищевые сети.

Языковые цели

Предметная лексика и терминология:

Продуценты, консументы, редуценты, пищевая цепь, пищевая сеть, трофическая цепь, энергия, экосистема, деструкторы, автотрофы, гетеротрофы.

Серия полезных фраз для диалога, письма:

Единственный источник энергии на Земле – Солнце.

Автотрофы (в основном, зелёные растения, сине-зелёные водоросли) путём фотосинтеза преобразуют энергию …… в энергию ……. связей.

Пищевая цепь-это……. .

Каждое звено пищевой цепи называют …….. .

Привитие ценностей


Воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности

Межпредметные связи

Экология, география

Навыки использования ИКТ

Презентация

Предварительные знания


Учащиеся знают из курса «Естествознание» структуру экосистемы, компоненты экосистемы. Учащиеся могут классифицировать живые организмы на потребителей, производителей и деструкторов.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока


1-2 минуты








1 минута



5 минут

Психологическая минутка.

Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

Разделение учеников на группы по номерам (первый-второй-третий). Расчет делается исходя из нужного количества групп.

Активизация мыслительной деятельности.

Индивидуальная работа. Прием «Круги на воде».

Последовательность работы по приёму:

1.Выбрать любое слово (продуцент, консумент).

2.Записать это слово в столбик

3. Написать рядом с каждой буквой какое-нибудь существительное, глаголы, прилагательное, устойчивые словосочетания к изучаемой теме.

Например:

Д-движение

Е-еда

С-смерть

Т-трофический

Р-редуцент

У-уровень

К-корм

Т-трофическая цепь

О-отмершие

Р-разрушитель

Выборочно несколько учеников читают задание. По ответам учащихся определяется тема и цель урока.

Презентация

Середина урока


15 минут






















































15 минут

Групповая работа.

ФО.Учащимся предлагается выполнить компетентностно -ориентированное задание.

Стимул:

Вашему вниманию представляется логическая задача Чарльза Дарвина. Именно её он задал коллегам-учёным на заседании научного общества для того, чтобы проиллюстрировать, что всё в природе взаимосвязано:

– Какая существует связь между числом старых дев, проживающих в Англии, и удоем коров (количеством молока, которое дают коровы)?

Задачная формулировка:

Больше старых дев, больше одомашненных кошек, меньше истребляется мышей, больше разоряют мыши гнёзда шмелей на полях, меньше опыляется клевера, меньше качественного корма для коров, меньше молока.

Постройте пищевые цепи на основе текста решения задачи.

Источник:

Связи организмов в биогеоценозе:

Единственный источник энергии на Земле – Солнце. Автотрофы (в основном, зелёные растения, сине-зелёные водоросли) путём фотосинтеза преобразуют энергию Солнца в энергию химических связей. Они становятся источником органических веществ для всех остальных организмов и «кормят» гетеротрофов. В первую очередь, консументов 1-ого порядка (травоядных животных), те становятся пищей для консументов 2-ого порядка (хищников) и т.д. После смерти любой организм подвергается разложению благодаря деятельности грибов и микроорганизмов (деструкторов, или редуцентов). Стрелки между группами организмов означают направление движения органического вещества, а значит, энергии, которая в нём заключена.

Отразить пищевые связи между организмами можно с помощью пищевой (трофической) цепи.
Пищевая цепь — это последовательность организмов, в которой каждый из них съедает или разлагает другой. Каждое звено пищевой цепи называют трофическим уровнем.

Примеры пищевых цепей: 

Трава –– заяц –– волк.  (продуцент –– травоядное –– плотоядное)

Нектар –– муха –– паук –– землеройка –– сова.
Сок розового куста –– тля –– божья  коровка –– паук –– насекомоядная птица –– хищная птица.

Инструмент проверки (модельный ответ):

Клевер –– Шмели –– Мыши –– Кошки

Клевер –– Коровы.

Критерии оценивания

Дескриптор

сравнивает природные пищевые цепи

сравнивает данные пищевые цепи

составляет пищевые цепи

составляет пищевую цепь

Самооценивание. На презентации выводятся правильные ответы.

Моделирование «Построение пищевых цепей и сетей».

Задание группам

1 группа: Составить пищевую сеть для водной экосистемы

2 группа: Составить пищевую сеть для экосистемы леса

3 группа: Составить пищевую сеть для экосистемы пустыни

Учащимся раздаются рисунки с растениями и животными (Приложение). Учащиеся совместно составляют критерии оценивания.

Взаимооценивание групп по технике «2 звезды и 1 пожелание».

Картинки, фломастеры, ватманы

Конец урока

39-40 минут

Рефлексия

Возвращаемся к целям урока, обсуждая уровень их достижения:

- что узнал, чему научился;

- что осталось непонятным;

- над чем необходимо работать.

стикеры

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


На уроке используется учебная информация с учетом различных типов восприятия информации.

Взаимооценивание групп по технике «2 звезды и 1 пожелание», самооценивание

Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы.







































Приложение



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!