Урок по теме: «Взаимоотношения между организмами» (9 класс)
Цель урока: проверить, закрепить, корректировать знания, умения и навыки по данной теме.
Задачи:
Образовательная. Закрепить знания о типах взаимоотношений организмов, полученных при изучении темы, повторить термины, привести примеры.
Развивающая. Сформировать умение формулировать определение терминов, работать с презентацией, дополнительной литературой, выделять главное; работать самостоятельно и в группах, контролировать уровень усвоения знаний, продолжить формирование навыков самоконтроля; умение делать выводы и обобщения.
Воспитательная. Воспитать опыт работы в группах, стимулировать развитие познавательного интереса, грамотно излагать материал, воспитать уравновешенную, целеустремленную личность.
Тип урока: обобщающий урок
Педагогические технологии: ИКТ, элементы ТРКМ (синквейн), педагогика сотрудничества
УМК: Пономарева И.Н., 9 класс
Оборудование:
Методы:
Формы организации педагогической деятельности:
Индивидуальный подход в системе общения, позволяющий проявлять самостоятельность в выборе вида и форм обучения;
Активное общение и взаимодействие учащихся между собой в интерактивных группах, позволяющее выразить себя, проявить инициативу и самостоятельность.
Формы заданий:
Условно-символические
Тестирование
Структура урока:
Актуализация знаний
Мотивация
Применение знаний
Контроль
Рефлексия
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учащиеся делятся на 3 группы по типам:
Симбиоз
Антибиоз
Нейтрализм
1 гр. - 1 ряд, 2 гр.- средний (2 ряд), 3 гр.- 3 ряд
Члены групп остаются на своих местах, порядок рядов не нарушается.
II. Проверка знаний по тесту.
Тест выдается на карточках, каждому ученику индивидуально, всего 2 варианта с 5 заданиями.
См. приложение №1
III. Применение знаний.
Учащиеся, которым накануне было дано (либо по собственной инициативе) задание подготовить сообщения или презентации по теме «Взаимоотношения между организмами» представляют их на уроке. Одно выступление занимает от 3-5 минут.
Примерные темы заданий: «Хищничество», «Паразитизм», «Значение взаимоотношений между организмами для экосистемы в целом», «Примеры взаимоотношений в изображениях, иллюстрациях, схемах».
IV. Обобщение.
Учащиеся выполняют на карточках тестовое задание на соответствие. Для каждой группы нужно выбрать соответствие согласно их разделению:
Симбиоз
Антибиоз
Нейтрализм
I. симбиоз | Кооперация | Бобовые и азотбактерии |
| Хищничество | Зайцы и белки в одном лесу |
| Мутуализм | Два вида бакланов |
II. антибиоз | Паразитизм | Светолюбивые растения и ель |
| Конкуренция | Волк и заяц |
| Комменсализм | Корова и бычий цепень |
III. нейтрализм | Амменсализм | Акула и рыбы-лоцманы |
Карточка. См. приложение №2
Один из учащихся выполняет интерактивное задание на доске SMART Board (пример задания)
V. Выводы к уроку: Учитель предлагает учащимся составить Синквейн на тему «Организмы». Напоминает правила: Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Итог работы учащихся: Синквейн на тему «Организм»
Одноклеточные, многоклеточные
Взаимодействует, растут, живут
Взаимодействие и функционирование как единое целое
Организм – это жизнь!
Учитель подводит итоги проведенного занятия и предлагает учащимся заполнить таблицу самоконтроля. См. Приложение №3.
VI. Домашнее задание. § 31;Задание по группам: создание презентации (каждая группа получает карточку с заданием) Интернет ресурсы к вашему заданию в группе по адресу http://school-collection.edu.ru/ и оформить презентацию.
1 группа - изучают симбиоз.
2 группа - изучают паразитизм
3 группа - изучают хищничество
4 группа - изучают конкуренцию
Литература
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Учебник по биологии 9 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2017
Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. – М.: Устойчивый мир 2001.
Приложение №1
Тест: Основы экологии. Биоценоз.
Вариант I
1. Организмы, нуждающиеся в органической пище:
А) автотрофы
Б) гетеротрофы
В) редуценты
Г) продуценты
2. Абиотический фактор
А) растения
Б) животные
В) давление
Г) Бактерии
3. Трофические связи отражают
А) биогеоценоз
В) цепь питания
В) сообщество
Г) фактор среды
4. Действие фактора среды, в пределах которого оптимальные процессы жизнедеятельности
А) пределы выносливости
Б) ограничивающий фактор
В) абиотические факторы
Г) биотические факторы
5. Организмы с непостоянной температурой
А) гомойотермные
Б) пойкилотермные
В) сапрофиты
Г) паразиты
Вариант II
1. Организмы, нуждающиеся в неорганической пище
А) автотрофы
Б) гетеротрофы
В) редуценты
Г) консументы
2. Биотический фактор
А) температура
Б) давление
В) влажность
Г) растение
3. Графическое изображение соотношений организмов в массе
А) цепь питания
Б) сеть питания
В) биогеоценоз
Г) экологическая пирамида
4. Фактор, угнетающий или прекращающий проявление жизнедеятельности организмов
А) предел выносливости
Б) Ограничивающий фактор
В) Абиотические факторы
Г) биотические факторы
5. Организмы, разлагающие гнилостные остатки
А) паразиты
Б) консументы
В) сапрофиты
Г) автотрофы
Приложение №2
I. симбиоз | Кооперация | Бобовые и азотбактерии |
| Хищничество | Зайцы и белки в одном лесу |
| Мутуализм | Два вида бакланов |
II. антибиоз | Паразитизм | Светолюбивые растения и ель |
| Конкуренция | Волк и заяц |
| Комменсализм | Корова и бычий цепень |
III. нейтрализм | Амменсализм | Акула и рыбы-лоцманы |
Приложение №3
Таблица самоконтроля
Учени… класса
Дата | Тема урока | Что должен знать | Знаю | Что должен уметь | Умею | Отметка | Рекомендации |
моя | учащихся | учителя |
| Взаимоотношения между организмами | 1. Формы взаимодействия 2. Формы позитивных отношений 3. Формы негативных отношений 4. Формы нейтральных отношений Эволюционное значение взаимоотношений | | 1. Объяснять термины: -симбиоз -кооперация -мутуализм -комменсализм -антибиоз -хищничество -паразитизм -конкуренция -амменсализм -нейтрализм 2. Приводить примеры взаимоотношений 3. Делать выводы 4. Работать с дополнительной литературой | | | | | |
. . . . . . . . . . . . . . . . .
18 «+» - 5
15-17 «+» - 4
12-15 «+» - 3
Ниже 12 «+» - 2