Открытый урок
по русской литературе в 5 классе.
(урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино").
Цели урока: помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения,
представить картины и людей, в нем изображенных;
учить выразительному чтению стихотворения;
развивать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины;
развивать воображение учащихся, их фантазию.
Оборудование урока:
портрет М.Ю.Лермонтова; репродукции картин: “Бородинская битва”Ф.А.Рубо; “Главнокомандующий М.И.Кутузов”Р.М.Волкова; “ грамзапись стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”, макет пушки, солдатская форма
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя
- Сегодня на уроке мы повторим биографию М.Ю.Лермонтова., познакомимся со стихотворением «Бородино», расскажем о безмерной любви к Отчизне, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков в Отечественной войне 1812 года;
Основная мысль нашего урока заключена в словах самого поэта (запись на доске):
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын, Как русский,- сильно, пламенно и нежно
Отрывок из поэмы «Сашка» читает учитель
Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою... и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
.
-Как вы думаете, почему Михаил Юрьевич Лермонтов так красиво сказал о столице нашей Родины? (Он родился в Москве и всегда любил этот город
Михаил Юрьевич Лермонтов – самый загадочный поэт XIX столетия, гений русской литературы, талантливый художник, скульптор, шахматист, спортсмен, математик, способный музыкант.
. М.Ю.Лермонтов родился в 1814, а умер в 1841 году Жизнь этого человека коротка и трагична, вместе с тем полна интересными событиями, творческими успехами. Богатое литературное наследие писателя благодарный читатель – народ – сохранил до наших дней.
2. Из биографии М.Ю.Лермонтова –сообщение ученика.
Нерадостным было детство маленького Миши: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке. Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование.
Лермонтова всегда интересовало и восхищало историческое прошлое Родины. Особое внимание он уделял Отечественной войне 1812 года
_ Почему же он так интересовался Отечественной войной 1812 года

3.Сообщение ученика.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился, когда Отечественная война 1812года уже окончилась. Оставшиеся в живых участники войны возвратились домой. Маленький Миша внимательно слушал их рассказы об Отечественной войне и о Бородинской битве. Может быть, поэтому он решил стать военным и поступил в школу военных прапорщиков. Окончив школу, он стал служить офицером в гвардейском полку. В полку служили солдаты – участники Бородинской битвы (солдатская служба в то время длилась 25 лет). Бывалые воины делились воспоминаниями с молодыми солдатами.
-Среди участников Отечественной войны были и родные Михаила Юрьевича.
4. Сообщение ученика.
Отец поэта, Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал сыну о Бородинской битве. Дядя, Афанасий Алексеевич Столыпин, был участником Бородинского сражения. Михаил Юрьевич очень внимательно слушал воспоминания героев Бородинской битвы. Рассказы участников сражения оставили неизгладимый след в душе маленького Михаила. И в честь 25-ой годовщины Отечественной войны 1812 года Лермонтов написал своё замечательное стихотворение.
- Какое историческое событие его особенно привлекало? (Бородинское сражение).

6.. Сообщение. Историческая справка о Бородинском сражении и о итоге войны 1812 года.
Бородино – это название села, которое находится в 125 км от Москвы. 7 сентября 1812 года именно здесь произошло решающее сражение, которое решило весь ход Отечественной войны. Именно здесь сражались русские и французы . Русскую армию возглавлял М.И.Кутузов
. Армию французов возглавлял Наполеон
Храбро сражались русские воины.Но французская армия имела перевес в силах. Чтобы сохранить армию, Кутузов принимает решение отступить. Москва была оставлена русскими. Наполеон несколько часов ждал ключи от покоренной столицы, которые так и не были ему вручены.
Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Вскоре после Бородинского сражения французы покинули Москву Наполеон бежал. Война была выиграна, закончилась она в1814 г. в Париже.

7.ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА
-Русский народ одержал победу в этой войне. Давайте посмотрим видеоролик и прослушаем песню «Гимн русскому воинству», посвященную этим героям
8.Слово учителя
- Да, ребята, это история нашей страны, нашего народа, мы должны знать ее, и помнить о тех кто принес мир на Российскую землю.
Лучше узнать об этом, и не просто узнать, а почувствовать, проникнуться этими событиями поможет нам экскурсия. Сегодня на уроке мы с Вами совершим воображаемое путешествие на знаменитое Бородинское поле, которое стало местом незабываемых исторических событий,
а главным экскурсоводом станет для нас, конечно же, М.Ю.Лермонтов и его замечательное произведение, где описывается это важнейшее событие в Отечественной войне 1812 года.
9.Словарная работа.
- Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на слова и их значения и постарайтесь запомнить
Задание: прочитать слова вслух и сказать, что они обозначают. ( Ответы учащихся сопровождаются иллюстрациями).
редут (франц.) - квадратное земляное укрепление на поле боя;
мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) - сударь, господин;
картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
бивак - стоянка войск под открытым небом;
кивер - высокий военный головной убор из твердой кожи;
булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки;
улан, драгун - солдаты конных полков;
басурманы - люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
- С точки зрения лексики, что это за слова?
(Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.)
10.Прослушивание стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино” в аудиозаписи.
-Итак, представьте, что фантастическая машина времени переносит нас в далёкое прошлое, в1812 год. Прослушаем стих-е (Прослушивание стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино” в аудиозаписи.)

11. Инсценирование диалога старого и молодого солдата
(Выходят ученики, одетые в форму 1812 года; читают диалог “Скажи-ка, дядя ...” )
-А сейчас, чтобы вы зрительно представили себе солдат того времени, мальчики подготовили вам инсценирование стих-я «Бородино
12.. Беседа с классом
- Что же интересует молодого солдата, что его волнует?
(Молодому человеку горько сознавать, что Москва, хотя и сожженная, все же была отдана врагу. Он убежден, что это был вынужденный шаг, и оставление Москвы не свидетельствовало о поражении русской армии. Поэтому ему хочется снова и снова слышать рассказы своих старших товарищей, свидетелей великой битвы, о подвигах русских солдат.)
- От чьего имени ведется рассказ?
(От лица старого солдата, который был участником героического сражения)
- С кем сравнивает солдат - рассказчик участников сражения? (C богатырями)
- А сейчас представьте, что мы находимся среди отступающих солдат русской армии. Вы - солдаты, армия отступает!
- Что вас возмущает? Скажите словами текста. (Досадно было, боя ждали .... / О русские штыки!)(слайд 4)
- И вот мы на поле боя в с. Бородино! (Слайд 5)
Что чувствовал солдат, когда готовил свою пушку к бою? Процитируй ... (одеваю кивер на ученика).
(“Забил снаряд я в пушку туго…/ За Родину свою!”)
Солдаты рвутся в бой, они полны отваги, героизма. Покажите их крепкий моральный дух.
- А как вы думаете, почему поэт употребляет местоимение мы в этих строках? (Поэт показывает, что все участники сражения без исключения объединены этим чувством - защищать свою Родину до последней капли крови)
-А теперь представьте: солнце садится, вечереет.(слайд6) Зачитайте строки, где описано, чем занимаются русские солдаты в ожидании боя. (“Прилег вздремнуть я у лафета ...”)
Лагерь был, тих, сосредоточен. Солдаты к предстоящему бою относятся по - деловому, - без суеты. Каждый занят, своим делом, каждый думает о своем.
- А почему ликовал француз? (Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее)
- И вот наступает утро.( Солдаты уже в строю
-Перед нами полководец, который обходит строй
.(слайд 8) Это один из тех полководцев, которые шли плечом к плечу с рядовыми солдатами.
- Ребята, а вы не догадываетесь о ком пишет Лермонтов( о Багратионе)
. 13. Сообщение о Багратионе
1.Пётр Багратион Родился в 1765 в Кизляре в грузинской аристократической семье, происходившей от царской династии Багратионов. Учился в кизлярской школе обер- и унтер-офицерских детей. Свои детские годы Петр Багратион провел в родительском доме. воспитываясь в семье офицера, Петр Багратион часто слышал рассказы своего отца о боях и походах, о мужественной борьбе родного народа против общих врагов. Может именно поэтому он с ранних лет проявил большой интерес и любовь к военному делу, мечтая посвятить себя профессии военного.
Военную службу Пётр Багратион начал 21 февраля (4 марта) 1782 года рядовым в Астраханском пехотном полку,
При Бородино армия Багратиона, отразила все атаки армии Наполеона.
2. По традиции того времени к решающим сражениям всегда готовились как к смотру — люди переодевались в чистое белье, тщательно брились, надевали парадные мундиры, ордена, белые перчатки, султаны на кивера и т. д. Именно таким,— с голубой андреевской лентой, с тремя звездами орденов Андрея, Георгия и Владимира и многими орденскими крестами — видели полки Багратиона в Бородинском сражении, последнем в его боевой жизни. Осколок ядра раздробил генералу большеберцовую кость левой ноги. Через 2 недели он умер

В донесении Императору он писал: «Я довольно не легко ранен в левую ногу пулею с раздроблением кости; но ни малейше не сожалею о сём, быв всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту отечества и августейшего престола…»
- Что звучит в словах полковника ?
- Что мы о нём знаем? (“Полковник наш рожден был хватом”)
- Что означают эти слова “рожден был хватом”? (Cильным, смелым, отважным, ловким)
- Как вы понимаете, словосочетание “слуга царю”? (Верный присяге)
- “Отец солдатам”? (По отношению к солдатам добрый, сердечный, болеет за них душой)
- И вот оно Бородинское сражение!
(слайд 9) Посмотрите на картину. Мы бредем по боевому полю. Что мы здесь видим? (Полчища русских и французов. Трудно понять, кто где. Все слились в общей массе, в жестокой кровавой битве, не на жизнь, а на смерть. Вдали тела убитых, дым от взрывных снарядов)
- Послушаем еще раз описание боя Лермонтовым. (Включаю грамзапись)
- Почувствовали ли вы себя на поле боя?
14.С исторической справкой выступление ученика от имени участника сражения (в костюме)
.-А сейчас к нам в гости из прошлого прибыли свидетели того сражения . Давайте послушаем, что они нам расскажут, а мы сравним их рассказ с тем, что написал Лермонтов в своем стихотворении
1.Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все ,что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение. Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино, которое находится западнее Москвы. А до этого мы долго отступали, после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.
.2 Да, и вот наш главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября мы расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий у них было чуть меньше.
1До главного сражения 5 сентября был бой за Шевардинский редут.
В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению.
2. На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.
Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.
Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.
15.Анализ художественных средств стихотворения.
- Но чем отличаются исторический рассказ от стихотворного? (в стихотворении нет дат, названий, фамилий; речь в стихотворении выразительная, образная).
. Задание: в своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни, речь Лермонтова богата сравнениями, метафорами. Выпишите их
Средства художественной выразительности | Примеры из текста | Роль в тексте |
Метафоры | Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел | Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв |
Сравнения | Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди | Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его |
Восклицательные предложения | Недаром помнит вся Россия про день Бородина! | помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью |
Вывод: использование в стихотворении метафор, сравнений помогает ярче, образнее передать картину боя.
- Итак, перед нашими глазами прошла картина грандиозного сражения, равного которому раньше не знала история. Недаром старый солдат, обращаясь к своему молодому товарищу, говорит:“Вам не видать таких сраженНесмотря на страшный, кровопролитный бой, русские солдаты
“были все готовы
завтра бой затеять новый
И до конца стоять ...”
Но французы отступают.
- О чем печалится солдат - рассказчик? (В его словах звучит скорбное чувство невозвратимой утраты близких ему людей, товарищей, погибших в бою).
- А чем гордится солдат? (Мужеством своих однополчан, готовностью не раздумывая отдать свою жизнь за Родину, беспримерной отвагой и героизмом)
16. Итог урока :
- Ну что ж, ребята, наше путешествие подходит к концу. Оглянитесь вокруг. Мы снова в 21 веке, в нашем классе.
- Какие чувства помог вам испытывать на поле боя М.Ю. Лермонтов?
(Вместе с солдатом - рассказчиком мы были отважны, смелы, любили товарищей, свою Родину; понимали, что отступать нельзя, лучше умереть. Скорбили об убитых товарищах, восхищались их мужеством и отвагой).
В своем произведении М.Ю.Лермонтов отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.
И сегодня нас волнует это стихотворение и это событие.
-Почему?
Да потому, что война во все времена никого не оставляла равнодушным.
Война – это слёзы и смерть, это кровь и разруха. Но подвиг русских солдат, погибших во спасение Отечества, будет жить вечно. Не зря М.Ю.Лермонтов сказал:” Недаром помнит вся Россия про день Бородина”.
Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу!
5. Д/з мы с вами не брали в наше путешествие фотоаппараты, не фотографировали происходившие перед нашими глазами события. Попробуйте себя дома в роли художников. Нарисуйте эпизод, который вам особенно запомнился после нашего путешествия. И выберете к нему отрывок из стихотворения, запишите его на обратной стороне листа и выучите