- воспитание интереса к выразительному чтению стихотворений.
Этап | Задания | Деятельность | Результаты |
учителя | учеников | Предмет-ные | УУД |
Орг. момент | Проверка готовности рабочего места. | Проверьте, пожалуйста, вашу подготовку к уроку. На месте ли учебник, дневник, ручка и карандаш? | Организация рабочего места. | | Правила поведения на уроке |
АОЗ. | 1. Пятиминутка «жужжащего чтения». | Достаем свою книжку для чтения и 5 минут почитаем. | Чтение учеников. | Работа на развитие техники чтения. | Умение слышать и принимать задачу учителя. |
| Диктант Федоренко Золото добывают из земли, а знания из книги. (5 сек). | Прочитайте, запомните и напечатайте предложение. Давайте проверим, что получилось. Что мы с вами записали? Как вы понимаете эти слова? С чем сравниваются знания? Почему про знания говорятся «добывают»? | Индивидуальная работа. Пословица. Пословица - это целое законченное предложение, с моралью и глубоким смыслом. С золотом. Надо трудится самому. | Работа на развитие техники чтения. | Овладение приемами самостоятельной работы |
| 2. Упражнение в скорочтении. На сосне и на берёзе – бахрома: Белой пряжей их закутала Зима. И оставила распутывать Весне Эту пряжу на берёзе и сосне. | Форма работы – фронтальная. Продолжаем выполнять упражнения для правильного и выразительного чтения: - чтение в паре, - многократное чтение (медленно учителем, повторно без, плавно, разговорное, смена логического ударения, скороговоркой), - пересказ с опорой на текст, - убыстрение темпа чтения, - переход на незнакомый текст. | Каждый проговаривает скороговорку в заданном формате. | Работа на развитие техники чтения. | Умение слышать и принимать задачу учителя. |
| Подберите к картине художника подходящий отрывок в тексте. | Работа в группах. Молодцы, давайте вспомним какую тему мы с вами закончили на прошлом уроке. На доске вы видите иллюстрации русских художников Ивана Яковлевича Билибина и Васнецова Виктора Михайловича. Подберите отрывки из сказок, которые изображены на картинах. Давайте вспомним, что отличает сказку от других литературных жанров? | Русские народные сказки. Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, часто с участием волшебных фантастических сил. | | Овладение приемами работы в группах. |
ФМ | Вот так! Как живешь? Вот так! (Встать, показать большой палец.) Как идешь? Вот так! (Шаги на месте.) Как бежишь? Вот так! (Бег на месте.) Как летишь? Вот так! (Махи кистями.) Как плывешь? Вот так! (Махи руками.) Как шалишь? Вот так! (Прыжки с поворотами.) Как сидишь? Вот так! (Садятся за парты.) | | | | |
Определе-ние темы и цели урока | | А сегодня мы познакомимся с новым литературным жанром – научно-популярная статья. Научно-популярный – это какой? Мы слышим слова – научный и популярный. А как вы думает для чего нужны такие произведения? Кто их пишет? | Научно-популярная литература — литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей. Научно-популярная литература направлена как на специалистов из других областей знания, так и на малоподготовленных читателей, включая детей и подростков. Такие произведения доходчиво объясняют сложные процессы. Пишут ученые. | | Умение определять цель |
Изучение нового материала | Чтение и обсуждение слов: Вызубрить, Воображение, Невнятно, Чтец, «проглатывание» звуков. | Сегодня мы познакомимся с необычным человеком: Я. Смоленским (1920-1995г). Яков Михайлович Смоленский – народный артист РФ, профессор. Его именем назван межвузовский конкурс чтецов при Театральном училище им. Б. В. Щукина, участие в котором открыло дорогу в театральный мир многим начинающим талантливым артистам. Яков Михайлович создал превосходную школу сценической речи и художественного чтения. Многие популярные артисты считают его своим учителем. Этот человек в своей статье с нами делится секретами! Но прежде давайте обсудим слова, которые мы видим на доске. Слушаем внимательно и следим по тексту. | Вызубрить - механически повторяя что-нибудь, не вникая в смысл. Воображение - способность представлять, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление. Невнятно - плохо слышимо, плохо различаемо, неотчетливо. Чтец - артист, выступающий с художественным чтением. «Проглатывание» звуков – торопливая речь, нечеткое произношение. | Словарная работа | Умение слушать и принимать учебную задачу. |
Закрепле-ние материала | Работа с текстом, поиск ответов на вопросы. | Какие у вас впечатления от этой статьи? Отличается она от сказок? Чем? От какого лица идет повествование? К кому обращается автор? Найдите эти строки в тексте. На какие части можно разделить этот текст (утверждение, доводы или доказательства выдвинутого утверждения, выводы). Ищем в тексте. Прочитайте первое предложение статьи. Прочитайте последнее предложение. Что необычного вы заметили? Одна и та же мысль! | Отличается строгостью слов. От лица автора. Обращение к читателю, то есть к нам. В первом абзаце автор делится с нами утверждением. Доводы – центральная часть текста. Вывод – заключение. Как научиться читать стихи. | Анализ научно-популярной статьи | Умение делать выводы |
| Составление памятки с опорой на статью. | Давайте сейчас составим памятку «Как научиться читать стихи» Каждый найдет в тексте совет автора и впишет в нашу памятку. А теперь попробуй придумать свои советы и дополнить нашу памятку. | Представляй себе то, о чём говорит поэт. Читай стихи, не торопясь, чётко. Не «проглатывай» звуки и слова. Произноси стихи в два раза медленнее, чем говоришь. Слушай себя при чтении стихотворения вслух. Прочитывать все слова. Читать выразительно, с чувством. Не кричать во время чтения. Стихи надо читать с хорошим настроением. Читать без ошибок. | Составление опорного плана. | Прием анализа. |
| Прочитать любимое стихотворение, принимая во внимание советы Смоленского. | Сейчас мы прочтем, опираясь на нашу памятку стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима». Очень красиво получается! Теперь мы знаем секреты выразительного чтения и будем их применять! | Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело. Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно… | | |
| Игра составь слова из слова ВООБРАЖЕНИЕ. | Немного отдохнем и разовьем наше воображение. За 2 минуты составим как можно больше слов из слова ВООБРАЖЕНИЕ. У кого больше слов – тот получает сразу 3 фишки! | Барин, барон, биржа, верба, ворон, жнива, набор, бревно, ворона, невежа, обжора, рвение, ржание, жевание, обожание, … | Словарная работа | Развитие внимания |
Итог | Мы сегодня узнали… | Давайте вместе подведем итог нашего урока. Что нового мы узнали? Чему научились? | Познакомились с научно-популярной статьей. Узнали, как научиться читать стихи. Составили памятку. | Закрепление и обобщение знаний по теме. | Умение обобщать и делать вывод. |
Рефлекс. | | Что понравилось? Все ли удалось? | | | |
Дом.зад-е | Пересказ статьи | | | | |
Оценива-ние | | На уроке вы все хорошо работали. Хочу похвалить… | | | |