УРОК ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ
ТЕМА: | Дружба, товарищество, взаимовыручка. Чтение «Горькая малина» П.Бондарчука. |
Цели: | Познакомить учащихся с рассказом П. Бондарчука «Горькая малина». Вырабатывать навыки выразительного и осознанного чтения, учить анализировать прочитанный тект, читать в лицах, оставлять вопросы к прочитанному, обогащать словарный запас учащихся. Развивать навыки критического мышления, коммуникативную компетенцию учащихся, умение выражать мысли и аргументировать свои высказывания; способствовать формированию собственной позиции ребенка. Воспитывать чувство справедливости, честность, бережное отношение к дружбе, критическое отношение к своим собственным поступкам. |
ОБОРУДОВАНИЕ: | Карточки с планом с планом рассказа, чистый лист бумаги для каждого ученика, таблицы с пословицами и поговорками по теме урока, таблицы сомоанилиза урока, выставка книжек по данной теме урока. |
ХОД УРОКА:
Самоопределение к деятельности. (Мотивация)
Психологический настрой урока.
Проговаривание: Желание дружить – первый шаг к счастью. Я хочу дружить. Сейчас мне дорог этот урок. Он меня многому научит!
(На доске: Каждый прожитый день, каждый прочитанный текст, новое общение прибавляют частицу мудрости)
Актуализация опорных знаний фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
Проверка домашнего задания
- С каким рассказом вы познакомились?
«Горькая малина»
- Кто автор этого рассказа?
П. Бондарчук
Работа по карточкам (6 карточек)
(групповая работа)
- Какие слова характеризуют Митю?
Грустный, печальный, унылый
Добрый, доверчивый, справедливый
- Подбери слова-антонимы к прилагатеьным
Малина сладкая –
Мама грустная –
- Какую проблему ставит перед нами автор?
- Можно ли мальчикам оставаться друзьями? Почему?
«Мозговая атака»
- Как вы думаете, легко ли дружить с человеком, который меняется «10 раз на дню»?
Создание проблемной ситуации
- Каждый урок – это часть большого пути к знаниям и умениям. Вот сегодня давайте вместе на примере рассказа «Горькая малина» и поучимся принимать разумные решения не только на уроках, а, главное, в жизненных ситуациях.
- Смогли ребята самостоятельно решить решить проблему?
Это правильно, не плохо. Советы взрослых научат вас общаться, прислушиваться к другому мнению и принимать собственное решение.
Постановка учебной задачи
Сегодня мы, прочитав рассказ П. Бондарчука «Горькая малина», поговорим о том, какую дружбу можно считать настоящей, что происходит с тем, кто хоть однажды схитрит или соврет своему другу; научимся выразительно читать, анализировать поступки героев.
Ответьте на вопросы текстом
Куда отправились Митька с Юркой?
О предложении Юры?
О просьбе Мити отдохнуть (в лицах: Митька, Юрка, автор)
Каким было возвращение Митьки домой? (в лицах: автор, Митька, мама)
Каким было возвращение Юрки домой? (в лицах: автор, Юрка, мама)
Как отец отнесся к поступку Юры? (цепочкой)
О решении Юры отнести корзинку с малиной Мите? (сложная цепочка)
О встрече Юры с Митей и его мамой (цепочкой)
О том, как Митя и Юра принялись перебирать малину? (в лицах: мама, Юрка, Митька, автор)
ФИЗМИНУТКА
Этап открытия новых знаний
Работа над составлением характеристики действующих лиц
Каким в рассказе представлен Митя?
(Добрым, доверчивым, справедливым)
Он сразу согласился на предложение друга поесть ягод из его корзины.
Как Митя отреагировал на нечестный поступок товарища?
(Тяжесть на душе, чувствовал неловкость, огорчился)
Как вы думаете, надеялся ли Митя, что Юра все поймет и решит исправить свою ошибку?
Каким перед нами предстает Юра в начале рассказа?
(Хитрым, нечестным, жадным)
Можно ли было догадаться, что он совершит подобный поступок?
Найдите слова, подтверждающие эту мысль
(Вторую он подержал на ладони, подержал и бросил обратно)
Что еще доказывает, что он не хотел делиться с другом?
(Отказывался передохнуть)
Что же заставило Юрку изменить свое поведение?
(Поведение мамы и отца)
Почему Митина мама улыбалась?
Закрепление во внешней речи
Ассоциативный куст
- Что для вас означает слово дружба?
(На доске: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах)
Честная
Бескорыстная
Настоящая
ДРУЖБА
Крепкая
Верная
Преданная
Ценная
- Каким должен быть настоящий друг?
Закрепление полученных знаний.
Самопроверка
Пословицы о дружбе
Добро помни, а зло забывай
Делать добро спеши
Желание дружить – первый шаг к счастью
Доброта и дружба совершенно изменяют человека
Иного хлебом не корми, только с печи не гони
Сумел ошибиться, сумей и избавиться
На ошибках учатся
Включение в систему знаний.
Аудирование
«Горькая малина» Петр Бондарчук
Тест
Кто автор рассказа?
И.Крылов
В.Сухомлинский
П.Бондарчук
Где мальчики собирали малину?
В лесу
В саду
В глубокой лощине
«Пить хочется!» - пожаловался…
Юрка
Сергей
Митька
Юрка вытер губы…
Носовым платком
Ладонью
Салфеткой
Маме всегда казалось, что…
Юрка – хороший товарищ
Юрка – плохой товарищ
Юрка – тебе вообще не товарищ
Отец, слушая Юру, заявил…
Молодец, сынок!
Эту малину я есть не буду!
Нам достанется больше!
Мамы мальчиков помогли ребятам…
Поссориться
Доесть малину
Перебрать для общего пирога
Рефлексия
Понял ли Юрка, что поступил нечестно по отношению к Митьке?
Почему рассказ получил такое название?
Почему рассказ имеет такое окончание?
А у вас есть настоящий друг?
Чтение стихотворений о дружбе
Мне говорили, дружбы не бывает,
Что это сказки, это лишь в кино.
Но все ошиблись. Все они не знали,
Что повстречать тебя мне суждено.
С тобой могу и плакать и смеяться,
Могу молчать, я знаю, ты поймешь.
И если буду я в тебе нуждаться
В минуту трудную. Я знаю, ты придешь.
Ты не осудишь, если ошибусь я
И дашь совет. Хороший, как всегда.
А если вдруг поссоримся немного…
С кем не бывает?.. С нами иногда.
Но я прощаю. Ты меня прощаешь.
И мы опять часами говорим…
Я доверяю… Ты мне доверяешь,
Все наши тайны только нам двоим.
Никогда не меняйте друзей,
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймете это поздней,
Ближе друга на свете нету…
Итог
Каким, по вашему мнению, должен быть настоящий друг?
У вас есть настоящие друзья?
Выберите цвет своего настроения от урока.
Домашнее задание: написать мини-сочинение «Мой лучший друг».
10