СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения в 3А классе по теме: Л.Н.Толстой «Косточка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с произведением Л.Н.Толстого "Косточка", биографией писателя.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения в 3А классе по теме: Л.Н.Толстой «Косточка»»

Цель: создание условий для знакомства с биографией, творчеством и его произведением «Косточка».

Предметные: Познакомить с произведением Л.Н. Толстого “Косточка”, биографией писателя. Продолжить учить воспринимать на слух художественное произведение, прогнозировать содержание произведения по иллюстрации и заголовку, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, выразительно и внимательно читать, определять жанр, находить в тексте строки, которые могут стать подписью к иллюстрации, объяснить значение слова горница, задавать вопросы к произведению.

Метапредметные: Продолжить учить организовывать своё рабочее место, формулировать тему, цель урока, осуществлять самопроверку и взаимопроверку на уроке, работать в паре и группе. Формировать умения работать с текстом. Развивать речь, логическое мышление (внимание, память, анализ, синтез, воображение, творческие способности). Развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность).

Личностные: Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. Воспитывать честность, чувство сопереживания;

Тип урока: Урок рефлексии.


I Оргмомент.

Эмоциональный настрой: - дыхательная гимнастика.

Почувствуем запах свежего морозного воздуха. Сделайте вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза)

Сдуть снежинку с ладошки.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Учитель: Скажите, пожалуйста, какой объект неживой природы поднимает нам настроение? (Солнце)

Поднимите руки те, у кого хорошее настроение.

Итак, мы начинаем урок с хорошего настроения!

Речевая разминка

а) Работа с чистоговоркой

Да-да-да - вода, провода, природа, лебеда

ра-ра-ра - игра, гора, нора, кора

жи-жи-жи - ежи, ужи, ножи, лыжи

чка-чка-чка - печка, свечка, ночка, дочка, косточка

б) Работа со скороговоркой

Слива, слива, моя слива,

Ты красива и вкусна.

Много мякоти на диво,

Ну, а косточка - одна.

Чтение скороговорки с разной интонацией.


II. Актуализация знаний.

“Мир освещается солнцем, а человек знанием”. 

Учитель: Как вы понимаете это высказывание?

Ученики: Человек, который много читает, получает много знаний. С этим человеком интересно общаться.

- Что такое совесть? (Поступил плохо и бывает не по себе, что-то мучает)

- Когда люди краснеют? (Становится стыдно. От жары) 

- А бледнеют? (Заболели. Сильно испугались)

- Бывало ли с вами такое? (да)


III. Тема, цель урока.

На доске: Л.Н. Толстой ... (“Косточка”)

Ученики: Мы познакомимся с произведением Л. Н. Толстого “Косточка” 

Учитель: Скажите, пожалуйста, чему мы учимся на уроке литературного чтения?




Учитель: На предыдущих уроках мы учились пересказывать текст, составлять план к произведению. Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня?

Ученики: Задавать вопросы к тексту.

Учитель: Какова цель урока?

Ученики: Продолжить учиться работать с текстом. Учиться задавать вопросы к тексту.


IV. Работа по теме урока.

Знакомство с автором произведения.

Учитель: Некоторые люди помнят произведение, но не помнят автора. Как вы думаете, обязательно ли знать автора?

Ученики: Это невежливо по отношению к автору, который учит нас чему-либо, воспитывает и доставляет нам удовольствие.

Учитель: Давайте поближе познакомимся с писателем Л.Н. Толстым.

Портрет писателя. Выставка книг.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная Поляна. В Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни.

Всю жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Многие из вас, наверное, и не знают, что Лев Николаевич Толстой был не только писателем, но и педагогом, учителем. В своем имении Ясная Поляна он велел построить школу для детей и сам занимался с ними. Для своих учеников Лев Николаевич написал “Русскую азбуку” и другие книги. Все рассказы этой книги были поучительными. Среди произведений, которые Лев Толстой сочинил для знакомых и незнакомых детей был маленький рассказ “Косточка”.

Произведения Льва Николаевича Толстого учат детей добрым и честным поступкам. Учат уважать старших и помогать им, учат жить в согласии. Учат быть дружными и не оставлять друга в беде. Учат оберегать своих домашних питомцев.

- Откройте учебник на стр. 30

Прочитайте название главы литературного чтения?

- Почему так называется глава?


Знакомство с произведением. Работа по учебнику.

Л.Н.Толстой

Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Словарная работа

- Встретились ли вам в тексте незнакомые слова?

- Что они означают?

Сочла – сосчитала.

Горница – большая светлая комната

-Как вы думаете, какого возраста был Ваня? (маленький) Есть ли в тексте информация о возрасте Вани? Что помогло Вам сделать такой вывод?

- Долго ли Ваня готовился съесть сливу? 
- Выберите из этой части слова, описывающие действия Вани.

Никогда не ел.
Нюхал их.

Они нравились.
Очень хотелось съесть. 
Ходил мимо. 

- О чём вам эти слова говорят? (хотел, но сомневался) - Герой сомневается…. 
- А что произошло дальше? (не удержался, схватил и съел)

-Как вы считаете, Ване слива понравилась? (Не знаем. Автор ничего об этом не написал.)

- Как вы думаете, он распробовал вкус сливы, получил удовольствие? (Нет, он ничего не успел.)

- Почему? Ответ подтвердите словами автора. (Схватил! Проглотил! «… схватил одну сливу и съел».)

- Опишите Ваню. (Стоит испуганный, с вытаращенными глазами, не поймет, как он эту сливу проглотил) Ему уже стыдно. Страшно, что скажут домашние. А мне Ваню жалко.

-Вы хорошо представляете состояние Вани? (Да).

- Представьте, что вы Ваня. Вам 4 года, вы никогда не ели … такую диковинную конфету, в комнате никого нет. Опишите свои мысли и поступки, не забудьте, вы – Ваня.
- Как вы думаете, хорошо поступил герой произведения?

- А как бы вы поступили на месте Вани?

- Так может надо было Л.Н. Толстому закончить рассказ на этом месте? Почему автор написал продолжение?

Давайте предположим каким оно будет?

Хотите узнать, что было дальше в произведении? Тогда читаем.

Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет.

Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

- Нет!

Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

- Нет, я не ел.

-Есть ли непонятные слова?

- Почему мама рассказала о пропаже сливы папе?

- Понял ли папа, что к пропаже сливы причастен Ваня?

- Когда отец это понял? (Ваня покраснел, как рак…)

- А почему Ваня покраснел?

-А когда люди обычно краснеют? Было ли с вами такое?

Как вы думаете, как поступит отец?

-Что может случиться дальше?

Тогда отец сказал:

- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

- Что он сказал детям? Давайте попробуем найти главные слова. (Нехорошо, не в том беда, через день умрет, я этого боюсь)

-Почему он так сказал? (Он хотел, чтоб Ваня сам признался, чтобы он остался честным)

-Он хотел помочь Ване признаться. У Вани была слабая воля. Он не удержался и взял без разрешения, потому что удержаться ему было трудно. А признаться – еще трудней. Все хотели помочь Ване.

- Как вы думаете - Ваня признается?

Давайте проверим наши предположения.

Ваня побледнел и сказал:

- Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

- Как вы думаете, Ваня испугался? - Докажите словами из текста (Ваня побледнел)

-- Догадались ли другие дети, кто взял сливы?

- Какое последнее действие в рассказе совершил Ваня?

- Почему все засмеялись, а Ваня заплакал? (обидно, потому что смеются, испугался, что умрет)

-Что пережил Ваня за обедом?

- Какое отношение у вас сейчас к Ване? Поменялось ли ваше отношение к мальчику в начале рассказа и сейчас? Почему?


Физкультминутка


V.  Работа по содержанию текста.

-Мы прочитаем произведение ещё раз для того, чтобы лучше представить образ Вани и его семьи
Давайте представим, что мы в семье у Вани. Собрались за обеденным.

-Как вы думаете, кто сидел за столом? (Мама, папа, дети… Мама, папа, двое детей… Мама, папа, бабушка, Ваня, брат, сестра…)

-Мы точно не знаем, но у Вани был брат или сестра...

Что это доказывает? («А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» - сказал отец… …)

- Мы можем точно сказать, сколько человек в семье Вани? (Нет).

- Опишите, каким вы представляете Ваню. (Ваня маленький мальчик. Его хочется защищать. Он похож на маленького щенка или котенка. Ему, наверное, года 4- 5.)

- А семья Вани была богатая или бедная? Почему? ( Сливы по счету)

- Как родители относились в этой семье к детям?

– Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»? (именно косточка помогла Ване избавиться от чувства вины) 
– А как еще могла бы закончиться эта история?


VI. Работа в парах. Самоконтроль

Учитель: Ваша задача расположить все части по порядку. Проверьте себя по учебнику.

Учитель: а) Ваша задача расположить все части по порядку. Проверьте себя по учебнику.

- Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

- Перед обедом мать сосчитала сливы и видит – одной нет.

- Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда.

- Нет, я косточку бросил за окошко.

- Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их.

б) – Какая из пословиц подходит нашему рассказу?

       Друг познается в беде.

      Любую ошибку можно исправить.

     Поспешишь – людей насмешишь.

     Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

– Как вы её понимаете? Объясните, почему вы её выбрали?


VII. Итог урока.

Учитель: С каким произведением мы познакомились? Чему учит Л. Толстой в этом произведении? Какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, добились ли мы поставленной цели? Поднимите руки те, кто считает, что он умеет задавать вопросы к тексту.


VIII. Дифференцированное домашнее задание.

Учитель: Поднимите руки те ученики, кто желает на следующем уроке подготовить выразительное чтение этого произведения? А кто желает приготовить пересказ этого произведения? Нарисовать иллюстрацию к тексту?


IX. Рефлексия.

Учитель: Мне бы очень хотелось узнать, какое у вас сейчас настроение. Нарисуйте, пожалуйста, на солнышке глазки и улыбку, если у вас хорошее настроение.

Солнышки вывешиваются на доску.

Спасибо за урок!  Предлагаю вам оценить свою работу на уроке самостоятельно и поставить отметку в дневник.












Лев

Николаевич Толстой

(1828-1910)


- Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

- Перед обедом мать сосчитала сливы и видит – одной нет.

- Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда.

- Нет, я косточку бросил за окошко.

- Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их.



Друг познается в беде.

Любую ошибку

можно исправить.

Поспешишь – людей насмешишь.

Лучше горькая

правда, чем

сладкая ложь.

Да-да-да - вода, провода, природа, лебеда

ра-ра-ра - игра, гора, нора, кора

жи-жи-жи - ежи, ужи, ножи, лыжи

чка-чка-чка - печка, свечка, ночка, дочка, косточка

Слива, слива, моя слива,

Ты красива и вкусна.

Много мякоти на диво,

Ну, а косточка - одна.



Мы идем фруктовый сад.

Вдыхаем сливы аромат.

Хотим сорвать, но не достать.

Нам на носочки надо встать.

Не получилось, не беда.

На пятку встанем, как всегда,

Подпрыгнем быстро, высоко.

Достанем сливу мы легко.

Мы глубоко сейчас вздохнем.

И сядем тихо, отдохнем.




«КОСТОЧКА»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!