СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения в 4 классе по теме "В.М.Гаршин"Лягушка-путешественница"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте показаны виды работ по содержанию сказки В.М.Гаршина ,а также составлению характеристике главного лица произведения(лягушки)

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения в 4 классе по теме "В.М.Гаршин"Лягушка-путешественница"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 города Смоленска







Конспект урока


«Лягушка – путешественница»
В.М. Гаршин


4 класс














Выполнила

учитель начальных классов

Лапшина Елена Вячеславовна















2012 год

Тема: В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»


Цели урока:

  1. познакомить учащихся со сказкой В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница»;

  2. совершенствовать знания о жанре авторской сказки;

  3. развивать умения слушать авторскую сказку и работать с ее содержанием;

  4. развивать умение характеризовать главного героя;

  5. определять главную мысль сказки;

  6. воспитывать любовь к сказкам, интерес к творчеству В.М. Гаршина.


Оборудование:

  • Учебник Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова Литературное чтение 4 класс, 1 часть, М. «Русское слово», 2011 г.

  • Презентация к уроку.

  • Компьютер.

  • Мультимедийный проектор.

  • Экран.



Ход урока

  1. Орг. Момент

- посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу;

- настройтесь на позитивную работу.

  1. Звучит музыка П.И. Чайковского времена года (2 слайд)

- Учитель произносит слова.

Прозвенел для нас звонок,

Пригласил нас на урок.

Ты историю одну послушай,

Умом разумом смекай

Да на ум себе мотай.


2.1. Работа с музыкальным фрагментом. Подготовка к чтению нового произведения.

- Какое настроение создает музыка? (Чуть грустное)

- Какие картины она навевает? (Все опустело. Идет дождь, птицы улетают)


2.2. Речевая разминка (3 слайд)

- Прочтите правильно и быстро, выделяя слова логическим ударением.

За день лягушка очень устала,

Лягушка постельку себе застлала.

Постель у лягушки из камышинок,

А одеяло – из листьев кувшинок.

Болотная кочка – лягушке под ушко

Из мягкого мха – моховая подушка.


- Ребята о ком идет речь в этом стихотворение?

- Как вы думаете, почему я выбрала именно это стихотворение? (Предположения детей)


3. Сообщение темы и целей урока.

- Какой раздел мы изучаем? (Наши любимые сказки)

- Какие вы знаете сказки, героиня которых лягушка? (Ответы детей)

- Тема нашего урока (4 слайд) (Читает ученик)

- Как вы думаете, почему автор так назвал это произведение?

- Путешественник – кто это?


4. Знакомство с биографией писателя. (Портрет и годы жизни на 4 слайде)

- Ребята, я заранее попросила Диану подготовить нам сообщение о биографии писателя.


4.1. Беседа об авторе.

- В каком году родился Всеволод Михайлович Гаршин? (1855 г 2 февраля)

- Каким было его любимое занятие? (Наблюдение над природой, над растительным и животным миром)


4.2. Беседа о жанре произведения.

- Ребята, с каким произведение мы сегодня познакомимся? (Со сказкой В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница»)

- Какие сказки по жанру вы знаете? (Литературные или авторские – пример; народные – пример)

- С какими литературными сказками мы уже познакомились в этом году?


5. Первичное восприятие текста.

- Ребята давайте познакомимся с этим произведением и подумаем, кто является его героями? (комбинированное чтение, учитель+ученик)


6. Проверка первичного восприятия текста.

- Кто являются героями этого произведения? (Лягушка, утки)

- Ребята вам понравилась сказка? Что именно?

- Какой эпизод вызвал у вас особое чувство?

- Какие слова и выражения были непонятны? (работа над словами)


7. Вторичное восприятие текста.

- Постановка учебной задачи. ( слайд 5)


7.1. – Ребята это произведение мы будем изучать 2 урока.

- Сегодня мы будем анализировать образ главной героини? Кого?

- Для этого я предлагаю вам задание. Вы сейчас перечитаете текст и найдете выражения, которые использует В.М. Гаршин для характеристики и описания лягушки.


7.2. Самостоятельная работа по группам.


1 группа работает с текстом страницы 54-57 от слов «Жила-была …» до слов « Я придумала! Я нашла»


2 группа работает текстом страницы 57 - 59 от слов «… Я придумала…» до слов «…мне вдруг сделается дурно.»


3 группа работает с текстом страницы 59 - 60 от слов «… И добрые утки…» до конца текста.


7.3. Выделение слов из текста и анализ образа лягушки по группам (слайд 6)


1 группа

2 группа

3 группа

Наслаждалась

Придумала

Прыгало сердце

Прекрасная

Нашла

Не выдержала

Восхитительно

Ум

Я придумала

Приятно

Радовалась


Нежилась

Гордилась


Большая

Решилась терпеть


Толстая

Присутствие духа


Лупоглазая

Показать себя


Интересно узнать

Послушать


Осмелилась



Пришла в восторг



Была осторожна



Размышлять



Сияющее



Пестрая лакированная





- Ребята, посмотрите на экран, перечитайте слова и проверьте меня. Все ли слова, названные вами, записаны?

- Какие слова использовал автор для описания внешности лягушки? (слайд 7)

- Из оставшихся слов (слайд 8), выберите слова, которыми автор описывает характер лягушки. (Слайд 9)




Таблица со слайда 8


1 группа

2 группа

3 группа

Наслаждалась

Придумала

Прыгало сердце

Прекрасная

Нашла

Не выдержала

Восхитительно

Ум

Я придумала

Приятно

Радовалась


Нежилась

Гордилась


Интересно узнать

Решилась терпеть


Осмелилась

Присутствие духа


Пришла в восторг

Показать себя


Была осторожна

Послушать


Размышлять



Сияющее





- Вы хорошо поработали. Давайте отдохнем. (Физкультминутка слайд 10)


На болоте две подружки

Две зеленые лягушки

Рано утром просыпались

Полотенцем обтирались

Ножками топали, ручками хлопали

Вот здоровье в чем секрет!

Всем друзьям физкультпривет!


7.4. (Слайд 11)

– Ребята, так как же автор относится к своей героине? Почему вы так решили? (Он ее любит, она ему нравится, он ею восхищается)

- Что вы можете сказать о лягушке? (Необыкновенная, замечательная путешественница)


8. Творческая работа с текстом. (Слайд 12)

Работа по группам.

- Ребята, прочитайте, пожалуйста, разговор лягушки с утками по ролям с.55 – 56. (Дети оценивают друг друга).


9. Дом. задание.

- Подготовьте выразительное чтение других фрагментов, где лягушка вступает в диалог.

- Обратите внимание, к тексту мало картинок. Ребята, сделайте рисунок к понравившемуся эпизоду из сказки.


10. Итог урока. (Слайд 13)

- С каким произведением мы работали сегодня на уроке?

- Кто автор произведения?

- К какому жанру относится это произведение?

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Достигли ли мы нашей цели?


11. Рефлексия. (Слайд 14)

- Ребята выберите своего смайлика, кому на уроке было интересно и весело, хочется продолжить изучать это произведение пусть подойдет к смайлику слева, а кому было скучно, не интересно и не хочется больше изучать это произведение к правому.


- Урок окончен, спасибо за работу!