Конспект урока в 5 классе
Тема: « А. Пушкин. «Гонимы вешними лучами …»
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся со стихотворением А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…», отрабатывать навыки чтения: правильность, выразительность. Развивать умение определять тему произведения.
Коррекционно-развивающие: коррекция мыслительных операций анализа и синтеза через упражнение с осколочными картинками; коррекция слухового восприятия на основе упражнения в различении и соотнесении; творческого воображения, речи через словесное рисование; коррекция словесно-логической памяти через упражнение на восстановление текста.
Воспитательные: воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор (использование презентации к уроку),учебники, тетради, портрет А. С. Пушкина, аудиозапись стихотворения, осколочные картинки, иллюстрации.
Ход урока:
Организационный момент:
Цель: создать условия для включения учащихся в урок чтения на личностно-значимом уровне.
Прозвенел опять звонок,
Он зовет всех на урок.
Будем с вами мы читать,
Мыслить, думать, рассуждать.
Если будешь ты стараться –
не придётся огорчаться.
Все готовы получать,
только лишь отметку «5».
Посмотрите, все ль в порядке –
Дневник, учебник, ручка, тетрадка.
Ну а если все в порядке,
Приступаем мы к зарядке.
А зарядка непростая,
Интеллектуальная…
- Как понимаете выражение «интеллектуальная зарядка»? (для развития ума)
- Мы будем развивать мышление.
Коррекционное упражнение (Коррекция аналитико–синтетической деятельности)
У: Ребята, у вас на партах лежат конверты с разрезными картинками. Соберите картинку, найдите такую же на столе у учителя и поместите её на доску.
Дети собирают осколки картинки и вывешивают их увеличенные копии на доску.
У: Какая тема объединяет все эти картинки?
Д: «Весна»
У: У меня на столе остались еще картинки, посмотрите, пожалуйста, и скажите можно ли эти картинки поместить с теми, которые находятся на доске? Почему?
Д: Можно.
У: Почему вы сделали такой вывод.
Д: На этих картинках - ярко солнце светит, появляются проталины, снег почти весь растаял, это тоже весна.
У: Вывод: Действительно, на этих картинках изображение состояния природы весной.
II. Проверка домашнего задания
У: Как вы считаете, почему мы с вами ведём разговор о весне?
Д: Мы начали изучать раздел в учебнике «Весна»
У: Как называется рассказ, с которым вы познакомились на прошлом уроке?
Д: Рассказ называется: «Заветный кораблик».
У: Кто написал этот рассказ?
Д: Г.Скребитский
У: С каким рассказом Г.Скребитского вы уже познакомились в разделе «Весна»
Д: «Март»
У: С каким рассказом Г.Скребитского вы познакомились в разделе «Зима»
Д: «Декабрь»
У: Какое домашнее задание было задано?
Д: (Читать, отвечать на вопросы, стр.148-149)
Пересказ от первого лица (Алексей Б. 1 гр., Каткова А. 2гр.), ответить на вопросы с 1-3 (3гр. Иван Н., Дмитрий Т., Анна А.).
Фронтальный опрос
- Какое, по мнению автора, самое хорошее время весной для ребятишек?
- Умеете ли вы самостоятельно делать бумажные кораблики?
- Как меняется погода?
- Как вы думаете, в каком виде приходят ребятишки домой после забавы?
- На каком предмете вы знакомитесь с сезонными изменениями в природе? (природоведении)
(Слайд 1-5) Коррекционное упражнение в соотнесении содержания прочитанного рассказа с иллюстрациями на доске, выборочное чтение.
Учитель подводит итоги выполнения домашнего задания.
Физминутка
Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)
Введение в тему
Коррекционное упражнение (Развитие слухового восприятия)
Работа с сигнальными карточками.
У: Я предлагаю вам прослушать аудиозапись различных звуков. Если вы услышите звуки, которые, по вашему мнению, можно услышать в природе весной, поднимите карточку зелёного цвета, другие звуки - карточку красного цвета.
(Слайд 6-11) Аудиозапись вьюги, звуков улицы, журчания ручейка, звон капели, звук грома, звук дождя.
У: Какой из прослушанных звуков будет являться отгадкой к загадке: (Слайд 12)
Звонкий, громкий, озорной
Появляется весной.
И бежит до моря,
Звонко тараторя.
(Ручей)
(Слайд 13) У: Звонкие песни весенних ручьёв, весёлая капель, первые зелёные листочки, конечно же, не могут оставить равнодушными ни одного человека, тем более, если это поэт.
IV.Сообщение темы и целей урока
(Слайд 14) Сегодня мы познакомимся со стихотворением великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина «Гонимы вешними лучами…»
Работа в тетради. Запись числа и темы урока.
(Слайд 15) - Какие задачи перед собой поставим на урок? (познакомиться с произведением, учиться разбирать анализировать стихотворение, работа над выразительным чтением)
V.Изучение нового материала
У: Постановка проблемы. Предположите, о чём может идти речь в стихотворении с названием "Гонимы вешними лучами..."? (высказывания детей)
Первичное восприятие текста стихотворения
Цель: Обеспечить полноценное восприятие произведения, включить учащихся в эмоционально-творческую деятельность.
(Слайд 16)
А) Послушайте внимательно, внимательно видеозапись чтения стихотворения А.Пушкина .«Гонимы вешними лучами …» и ответьте на вопрос:
-Каким настроением оно проникнуто?
Для этого сядьте удобно: можно слегка откинуться на спинку стула, положить руки так, чтобы они лежали спокойно и не мешали вам, либо на парту, либо опустить вниз.
(Слайд 17) Чьи то предположения частично совпали.
Учащиеся делятся впечатлениями о прослушанном стихотворении
(уч-я 3 гр. слова опоры - радость, восторг, веселье, легкость).
– Молодцы, ребята! - Вы сумели разобраться в чувствах поэта
Б) Повторное выразительное чтение учителем стихотворения.
2.Проверка первичного восприятия текста (Беседа: 1-2 вопроса + словесное рисование)
Вопросы для беседы:
- О каком времени года это стихотворение?
- По каким приметам вы узнали, что это стихотворение о весне?
Словесное рисование
- Какую картину вы можете себе представить, прослушав это стихотворение?
Сегодня мы понаблюдаем, какие весенние приметы подметил А. С. Пушкин и передал нам в своем стихотворении.
3. Речевая зарядка и словарная работа
Речевая зарядка: (Слайд 18)
во | ре | потоплённые |
кво | тре | С окрестных гор |
скво | стре | В безмолвии |
сквозь | встре | |
| | |
а чтение слогов;
б) чтение трудночитаемых слов;
(Слайд 19) Словарная работа.
Вешние лучи – весенние лучи
Окрестные горы- горы, которые находятся вокруг
Потоплённые луга- залитые водой
Келья - отдельная комната монаха в монастыре.
Дань - налог, который собирает победитель с побежденного народа.
В безмолвии - в полной тишине.
(Слайд 20) 4. Чтение текста учащимися
- «жужжащее» чтение
- громкое чтение
Прочитайте самостоятельно, продолжите опорные слова:
(учащиеся 2гр.)
(Слайд 21) Слайд №8
Я вижу…
Я слышу…
Я чувствую…
(учащиеся 3гр. + опорные слова: поля, леса, снега, журавлей, небо.)
Учащиеся самостоятельно читают стихотворение, рассказывают о том, что они увидели, услышали и почувствовали.
5.Работа по содержанию. Анализ произведения (Беседа, выборочное чтение, словесное рисование)
Цель: создавать условия для формирования эстетического отношения к слову и умения понимать лирическое произведение.
(Слайд 22-29), (Слайд 30)
Учитель организует учебный диалог.
- объяснение выражений: …гонимы вешними лучами, …снега сбежали мутными ручьями, …улыбкой ясною природа …встречает утро года…
-С чем сравнивает автор нежные весенние листья деревьев? Как он говорит о пчеле? Прочитайте и объясните своё понимание этого выражения.
- Какая картина представляется вам при чтении слов: Долины сохнут и пестреют…. Почему пестреют долины?
-Каким словом вы объединили бы все картины, нарисованные поэтом?
Вывод: тема стихотворения – весна.
6.Подготовка к выразительному чтению
Цель: создать условия для овладения осознанным и выразительным чтением лирического произведения.
-беседа:
-Какое это стихотворение по тону - спокойное или взволнованное? Из каких предложений (повествовательных, вопросительных, восклицательных) оно состоит?(Слайд №7)
-Какие чувства надо передать при чтении?
- Какие слова надо выделить?
(Слайд 31)
Гонимы вешними лучами,/
С окрестных гор/ уже снега
Сбежали мутными ручьями/
На потопленные луга.//
Улыбкой ясною /природа /
Сквозь сон встречает
Утро года;//
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
7. Выразительное чтение текста стихотворения
VII. Закрепление нового материала.
1.Упражнение на развитие словесно-логической памяти «Восстанови текст»
У каждого ученика конверт. В конвертах находится стихотворение с пропущенными словами. Необходимо восстановить текст стихотворения
- Уч-ся, занимающиеся по 1-ому уровню усвоения учебного материала, восстанавливают текст в полном объёме.
- Уч-ся, занимающиеся по 2-ому уровню, восстанавливают текст в уменьшенном объёме.
- Уч-ся, занимающиеся по 3-ему уровню, восстанавливают 4 строки по опорным словам.
IX. Итог урока.
У: Кто написал это стихотворение?
У: Какова тема стихотворения?
Оценка и рефлексия.(Слайд №9)
Цель: создать условия для формирования умения содержательно анализировать свою деятельность на уроке.
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. У меня получилось…
4. Мне захотелось…
У вас на партах картинки пчел.
-На одной картинке пчела которая еще только полетела за пыльцой. - выбирают ее ребята которые считают что они потрудились, но им было трудно на уроке выполнять задания.
- на другой картинке пчела , которая собирает пыльцу с цветов вербы - выбирают те ребята, которые испытывали затруднения в некоторых заданиях, но справились с ними.
- на третьей картинке пчела с запасами пыльцы летит в улей домой - выбирают ребята которым было на уроке все легко выполнимо.
Прикрепляем к доске, на вербу, или на улей.
Спасибо вам за урок! Вы сегодня поработали как пчелки.
X. Д. з.Подготовить выразительное чтение стихотворения (Слайд №10)