СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения в 8 классе "Пороша"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения в 8 классе "Пороша"»

Тема урока: С.А.Есенин. Стихотворение «Пороша».

Цель урока: активизировать читательскую и речевую деятельность учащихся.

Задачи урока: познакомить со стихотворением; учить анализировать содержание стихотворения, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения; совершенствовать навыки чтения; развивать внимание, память, образное мышление, художественно-образную речь; формировать нравственно-эстетическое отношение к природе, воспитывать любовь к Родине, родному краю, интерес к художественному слову.

Оборудование: презентация к уроку, портрет С.Есенина, учебник чтения для 8 класса под редакцией З.Ф.Малышевой.



Ход урока

  1. Орг. момент:

«Добрый день! Добрый час!

Очень рады видеть вас!»

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

  1. Предварительная беседа.

Загадка

Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель, иль белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется… (пейзаж)


- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (О зиме, зимнем лесе)

- Чем нам нравится зима? (Зимой много развлечений: можно кататься на санках, лыжах, коньках; играть в снежки, строить снежную крепость и т.д. Можно гулять по лесу, дышать морозным воздухом, наблюдать за падающими снежинками…)

-А длинными зимними вечерами под завывание метели можно и сказку послушать, и песню спеть, и стихи почитать.

-Представьте, что сейчас холодный зимний вечер. На улице снег. Ветер. А у нас тепло и уютно. Горят свечи. И звучит музыка Антонио Вивальди из цикла «Времена года. Зима».

(Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года. Зима»).

- Смог композитор в музыке изобразить зиму?

  1. Сообщение темы и постановка задач урока.

(слайд 2) – Назовите поэта, с биографией которого мы познакомились на прошлом уроке?

(слайд 3) – Сегодня на уроке мы поговорим о жизни и творчестве С.А.Есенина, познакомимся с одним из его стихотворений. Как оно называется, я скажу вам позже. На уроке будем учиться читать стихи, слушать музыку и выполнять другие интересные задания.

- А сейчас проверим домашнее задание.

3. Опрос учащихся по домашнему заданию.

а) ответы на вопросы, выборочное чтение

- Где родился Сергей Александрович Есенин? (слайды 4,5,6)

– Чем были примечательны окрестности села Константиново?

Прочитайте в учебнике о красоте малой Родины поэта на с.171

- В какой семье рос Есенин?

-Как вы думаете, воспитало С.Есенина как поэта?

Прочитайте об этом в учебнике на с.171

(слайд 7) - Кем хотели видеть С.Есенина родные?

- А сам Есенин хотел быть сельским учителем? Почему?

- Всю свою жизнь С.А.Есенин посвятил поэзии.

- О чём он пишет в своих стихах? (о Родине, о красоте русской природы и русского человека, обо всём живом на земле)

- И пишет он обо всём этом с большой любовью и нежностью.

Прочитайте строки из его стихотворения на с. 172

- К кому обращается Есенин в самые трудные минуты жизни? (слайд 8)

- Как он об этом пишет? с. 172

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

- Чем привлекают нас стихи Есенина? (романтичностью, искренностью, нежностью, стремлением воспеть лучшие человеческие чувства)

(слайд 9)

- В поэзии С. Есенина часто звучит мотив грусти, но его стихи полны веры в душевные силы человека.

«Как прекрасна земля,

И на ней человек!» - писал поэт.

(слайд 10) 4. Актуализация знаний учащихся. Введение в тему урока.

- Мы с вами и раньше читали стихи С.Есенина. Многие из них воспевают красоту русской природы. Неслучайно Есенина называют Певцом русской природы.

- Какие стихи Есенина вы знаете?

- Ребята прочитают отрывки из некоторых стихотворений.

(Читают стихи «Берёза», «Поёт зима - аукает…», «Черёмуха»).

- Мог ли писать такие замечательные стихи человек равнодушный, безразличный?

- Конечно, нет. Такие стихи мог писать человек с тонкой душой, безгранично любящий Родину, свой край.

- Есенин много путешествовал, бывал за границей, но там он скучал без просторов России, без родных берёз и русской зимы.

- Однажды ехал поэт зимой, только что выпал снег, красиво было кругом. И он написал стихотворение «Пороша» (слайд 11), с которым мы сегодня и познакомимся.

- Кто знает, что такое «пороша»?


5. Словарная работа.


(слайд 12) пороша – только что выпавший снег;

(слайд 13) клюка - палка с загнутым концом, которая применяется для опоры при ходьбе;

(слайд 14) косынка – треугольный головной или шейный платок;

(слайд 15) лента – узкая полоса ткани, употребляемая для украшения;

- то, что тянется, простирается узкой длинной полосой;

(слайд 16) шаль – большой тканый ли вязаный платок.


6. Чтение стихотворения «Пороша» учителем. (слайд 17)

- о чём говорится в этом стихотворении?

(о зиме, о природе, о путнике)

- Какое оно по характеру?

(спокойное, мелодичное, задумчивое)

Гимнастика для глаз

7. Чтение стихотворение С.Есенина «Пороша» учащимися про себя и вслух.


- Прочитайте стихотворение про себя, подготовьтесь к чтению вслух, обратите внимание на знаки препинания.

- Как нужно читать это стихотворение?

- Какие знаки препинания говорят о том, что читать нужно спокойно, плавно?

- Когда нужно делать короткую паузу? Чуть длиннее?

Чтение стихотворения учеником вслух.)

- Какую картину представляете вы, читая это стихотворение?


Релакс. Музыкальная пауза (используются звуки природы) (слайд 18)


- Прослушайте два музыкальных отрывка и скажите, какой из них подходит к стихотворению «Пороша»?

- Почему вы выбрали данный музыкальный отрывок?


8. Работа над выразительными средствами и образными выражениями стихотворения С.Есенина «Пороша». (слайд 19)

Работа по содержанию текста. Первое четверостишие.

- Прочитайте первое четверостишие. Какие звуки слышны в тишине? (звон под копытами на снегу, крик серых ворон).

- Как вы думаете, каков должен быть характер звучания стихотворения? (спокойный, неторопливый, задумчивый).

- В первом четверостишии расставьте паузы, ударения. При чтении вам надо показать, как замедляется ритм скачки, как тих заколдованный лес, передать настроение поэта, очарованного лесом. Конь замедлил шаг, пошел тихо, а потом совсем остановился. Всадник очарован лесом, поражен видом сосны.

(Чтение 1 четверостишия учениками:1 ряд, 2 ряд, 3 ряд; девочки, мальчики)

Работа по содержанию текста. Второе четверостишие.

- Прочитайте второе четверостишие.

- Заколдован невидимкой – кто-то невидимый заколдовал лес и он дремлет.

- Как объяснить слово «дремлет»? Чем отличается слово «дремлет» от слова «спит»? Почему поэт пишет, что лес «дремлет», а не «спит»? (Дремать – некрепко спать, быть в полусне). Лес некрепко спит. Только подует ветер, лес зашумит, начнет ветками размахивать, проснется.

- Как объяснить слово «подвязалася»? Какую косынку завязала сосна? Где находится снег?

- Во втором четверостишии расставьте паузы, ударения. При чтении надо показать волшебство, колдовство. Читаете плавно, спокойно, задумчиво.

Физминутка

Работа по содержанию текста. Третье четверостишие.

- Как поэт описывает сосну? Как вы думаете, какие чувства вызывает это дерево у автора? (Поэту жалко сосну. Он сочувствует ей, потому что она как старушка, которой холодно («подвязалася косынкой»). Она одинока и стара («понагнулась», «оперлася на клюку»).

- Что значит «понагнулась»? (сильно нагнулась).

- Почему поэт пишет «оперлася», а не «оперлась»? (в 19 веке были окончания -ся).

- Что такое клюка? (Палка с загнутым верхним концом, использующаяся для опоры при ходьбе).

- Мы любовались сосной, стук дятла нарушил задумчивое очарование леса. При чтении этого четверостишия надо постараться удивиться тому, что сосна похожа на старушку, показать голосом, как дятел долбит ствол дерева.

- В третьем четверостишии расставьте паузы, ударения. При чтении надо показать, как тяжело сосне и как дятел стучит по дереву. Первые две строчки читаете медленно, плавно, а третью, четвертую в темпе, ритмично.

(Чтение 3 четверостишия учениками

Работа по содержанию текста. Четвертое четверостишие.

- Дочитаем стихотворение. Какие представления возникли у вас при чтении? (Конь скачет, мелькает лес, уже некогда любоваться природой. Пошел снег, перед глазами всадника только лента дороги, устремленная в даль)

- Почему поэт пишет «валит снег и стелет шаль»? Что за шаль расстилает снег по лугам? Как она выглядит? (Все вокруг, и поля, и луга покрыты снегом).

- Зимняя дорога, которая убегает вдаль, напоминает Есенину ленту: «Бесконечная дорога убегает лентой вдаль». Почему дорога кажется поэту лентой? (Узкая полоса среди белого снега напоминает ленту)

- Во втором четверостишии расставьте паузы, ударения.

- Как надо читать эти строки? (быстро, бодро, весело).

9.Работа в группах. Игра «Найди рифму».

- Найдите пары слов, связанных рифмой.

звоны

невидимкой

старушка

много



вороны

косынкой

макушкой

дорога



на снегу

сна

на клюку

шаль



на лугу

сосна

на суку

вдаль


Работа с иллюстрациями.

(слайд 20)

- Выберите иллюстрации, подходят к стихотворению «Пороша»?

-Почему вы выбрали именно эти?

Подберите строки из стихотворения, которые можно подписать под ними.

(слайды 21, 22)

Работа в парах. Игра «Слово потерялось».

- Восстановите текст.

Еду. _____________ . Слышны звоны

Под копытом ___________________ .

Только __________________ вороны

_________________________ на лугу.

Заколдован _______________________

Дремлет лес ___________________ сна.

Словно белою _____________________

____________________________ сосна.


Понагнулась, как _________________ ,

_________________________ на клюку,

А над ___________________макушкой

Долбит дятел ____________________ .

Скачет ____________ , простору много,

Валит снег и _________________ шаль.

___________________________ дорога

Убегает лентой ___________________ .


10. Словесное рисование. (слайд 23)

- Какую иллюстрацию нарисовали бы вы к стихотворению С.Есенина «Пороша»?


11. Подведение итогов урока. Рефлексия

- С каким стихотворением познакомились на уроке?

- Кто его написал?

- Какими качествами должен обладать человек, написавший такое стихотворение?

- Чему учит нас поэзия С.Есенина?

12. Самооценка

13.Задание на дом. (слайд 24)

Домашнее задание: стр. 174 (выучить стихотворение «Пороша» наизусть)

Оценки.


Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя