СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения во 2 классе. Тема: Нравственная коллизия в рассказе Л.Н. Толстого «Прыжок».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: учить анализировать поступки героев; пробудить в детях сопереживание герою рассказа; развивать внимание к тексту; обогащать читательский опыт; воспитывать понимание эмоционального смысла произведения.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения во 2 классе. Тема: Нравственная коллизия в рассказе Л.Н. Толстого «Прыжок».»

Урок литературного чтения

Класс: 2-д

Учитель: Сечина Т.В.

Дата: 22 октября 2018

Тема: Нравственная коллизия в рассказе Л.Н. Толстого «Прыжок».

Цели: учить анализировать поступки героев; пробудить в детях сопереживание герою рассказа; развивать внимание к тексту; обогащать читательский опыт; воспитывать понимание эмоционального смысла произведения.

Задачи:

- организовать деятельность обучающихся по открытию нового знания и его применению;

- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемный характер, что отвечает   личностным интересам и потребностям обучающихся;

- способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения;

- совершенствовать навык чтения;

- развивать речь;

- создать ситуации успеха для каждого ребенка;

- вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания;

- содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблему;

- развивать у обучающихся потребность в творческой деятельности, самовыражении;

- содействовать развитию умения общаться.

Личностные результаты обучения:

- формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

- формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

- формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

- формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД:

- формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;

- формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

- формирование критического мышления;

- формирование умения извлекать информацию, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- овладение диалогической и монологической речью;

- формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.






Ход урока

I. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

II. Работа с выставкой рисунков.

– Ребята, рассмотрите рисунки. Расскажите, кого вы изобразили и какие черты характера старались отобразить.

III. Актуализация. Объявление темы и постановка цели.

Вот новый день и новый час,

Урок литературы новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

(Зачитывается текст учебника с. 160 и представляется выставка книг рассказов Л. Толстого).

- Что вы видите на обложках книг?

Нам автор два произведенья написал,

Чтоб каждый вдумчиво их прочитал.

Читая, должны мы героев понять,

Через поступки характер узнать

И замысел автора разгадать.

Эпиграф урока (слайд1)

«В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя».

Л.Н Толстой.

- Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательского сердца то, что его самого волнует до глубины души. У писателей для этого есть свои методы и средства. И они самые различные.

Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны художественного произведения. А для этого мы должны уметь, во-первых, внимательно слушать текст, во-вторых, уметь вчитываться в текст произведения, и, наконец, уметь рассуждать с опорой на текст

– Сегодня мы прочитаем рассказ, герой которого совсем не похож на мальчиков из предыдущих текстов.

IV. Введение в тему.

Лента времени: на ней портрет Л. Толстого (1828–1910 гг.) (слайд 2)

Лев Николаевич родился в 1828 году в Ясной Поляне. Он принадлежал к древнему русскому роду и носил титул графа. Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла, когда Толстому не было 2-х лет. У толстого было три брата и одна сестра, их воспитанием занялась дальняя родственница. Интересы Толстого были самыми разносторонними. Л.Н. Толстой изучал историю, музыку, медицину, рисование. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё очень мало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.

     Умер Толстой в 1910 году. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Для детей были написаны сказки и истории, среди них «Три медведя», «Филиппок», «Кавказский пленник», «Муравей и голубка».


– Как вы думаете, как раньше совершали морские плавания?

Свободные высказывания детей.

– Раньше морские плавания совершали на парусном корабле. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15–25 м, то есть были высотой с трех-пятиэтажный дом. (слайд 3)

– На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко старалась раздобыть себе обезьяну (слайд 4), веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что обезьянка становилась виновницей неприятных происшествий. Об одном из таких происшествий, случившемся давным-давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л. Н. Толстой.

V. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение рассказа учителем.

После чтения учитель выдерживает паузу, чтобы дети пережили услышанное. Скорее всего, ученики сами захотят поделиться тем, что их взволновало, когда им было страшно за мальчика.

– Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

– Поступок мальчика вызывает у вас сочувствие? Одобрение? Осуждение? Вам было страшно за мальчика?

ФИЗМИНУТКА 

А над морем …

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

2. Повторное чтение и работа с текстом.

Чтение учащимися рассказа по абзацам.

– Назовите действующих лиц. (Мальчик, капитан, матросы, обезьянка.)

– Давайте проследим за поведением мальчика.

– Почему мальчик полез на мачту корабля? Что руководило его поступками?

на доске записаны слова:

Гордость

Стыд

Досада

Смелость

Безрассудство

Глупость

Неосторожность

Страх

Примечание. Важно, чтобы дети неоднозначно и неодносложно определяли свое отношение к поступку мальчика. Ведь в его эмоциональном порыве смешались самые разнообразные чувства.

– Сознавал ли он свои действия, когда ступил на перекладину? Подтвердите свой ответ словами текста.

– Назовите слова-глаголы, которые показывают действие мальчика. (Раззадорился, бросил, ступил, опомнился, глянул, зашатался.)

– Перечитайте самый тревожный и опасный момент.

– Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчиненные над ним смеялись.)

– Что вы можете сказать о капитане? Л. Толстой о его чувствах не говорит ни слова. (Капитан человек военный, привыкший брать ответственность в самых сложных и страшных ситуациях на себя, умеющий принимать мужественные решения, неоднократно видевший смерть очень близко. Капитан явно пережил сильнейший стресс, шок, когда увидел сына, находящегося в смертельной опасности, но не растерялся и не позволил себе испугаться и отчаяться: он мужественно сумел по-военному моментально принять единственно правильное решение.)

– Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он испытал слишком сильное потрясение, он очень испугался за сына.)

– Как вы переживали за мальчика?

Свободные высказывания детей.

3. Обобщение.

– Кто главный герой рассказа? (Мальчик. Именно с мальчиком связана и завязка, и кульминация, и развязка рассказа.)

– Какова роль матросов? Подтвердить свое мнение ссылками на текст. (Матросы сначала не понимали всей опасности происходящего на их глазах: эпизод с обезьяной их смешил. Потом они осознали весь драматизм положения: ведь мальчик попал в ситуацию смертельной опасности. Конечно, найти выход никто из них не смог. Но в тот момент, когда понадобилась их помощь, они не подвели: двадцать из них бросились в море спасать мальчика.)

VI. Рефлексия

– Вот какой случай произошел много-много лет назад во время морского путешествия.

– Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Такова кульминация рассказа, то есть самый захватывающий и волнующий его момент, именно прыжок спасает мальчику жизнь.)

- Рассказ слушали Маша, Миша, Мальвина и Аленушка. Сравните их высказывания. Кто мог сказать такие слова?

«Я осуждаю и мальчика, и матросов. Это люди...»

«Хорошо, что мама мальчика...»

«Мне всех жалко...»

«Сын капитана просто...»

- Чья точка зрения вам ближе? Объясните свое мнение.

- Опираясь на поступки героев, мы дали их характеристики. Прочитайте пословицы, объясните их значение и выберите те, которые подходят к нашему тексту.

Будь храбр по уму и сердцу.

Гордится отец, что сын — храбрец.

Кому потеха, а мне не до смеха.

- А сейчас сами оцените свою работу на уроке:

Отлично работал и многое понял – белый парус.

Хорошо работал – голубой парус.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – жёлтый парус.


VII.Домашнее задание:

Предлагается творчес­кий пересказ основных событий рассказа: представьте, что вы находились на корабле и видели все, что произошло с мальчиком. Перескажите эту историю от лица: главного ге­роя, кого-нибудь из матросов или даже самого капитана.

Вот опять звенит звонок

Пора заканчивать урок.

Вам спасибо, молодцы!

Все вы были мудрецы.