Тема: «Мужик и медведь» (русская народная сказка).
Цель: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Мужик и медведь».
Задачи:
Образовательные
- формировать умение правильно, осознано читать по слогам;
- продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию.
Коррекционно-развивающие
- корригировать произвольное внимание на основе упражнений в распределении, концентрации и устойчивости внимания;
- развитие кругозора учащихся;
Воспитательные
- воспитание интереса к народному творчеству;
- формировать учебные навыки (слушать, не перебивая друг друга, читать самостоятельно).
Оборудование: Предметные картинки (медведь, репа, пшеница).
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Мы проснулись, (изобразить, как трут глаза)
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись, (ритмичные хлопки)
Здравствуй, солнышко, (скрещенные руки над головой)
Колоколнышко! (ритмичные хлопки)
Сообщение темы раздела. Знакомство с темой урока.
- Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с произведениями из раздела, который называется «Сказка за сказкой».
- Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочинял народ, эти сказки рассказывали детям и друг другу, они называются народными сказками. В сказках происходят разные чудеса, неожиданные превращения, добро побеждает зло, а животные разговаривают человеческими голосами.
- Отгадайте загадку и вы узнаете одного из героев нашей сказки:
Хозяин лесной просыпается весной
А под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой (медведь).
(Сопровождается картинкой)
- Это русская народная сказка.
Образец чтение учителем.
Словарная работа.
- Что такое вершки?
Вершки – это верхняя часть растений, которая находится на поверхности земли.
- Что такое корешки?
Корешки – это корень, он находится под землёй.
(Сопровождается картинками, показ частей растений).
- Что едят у репы? У пшеницы? Что делают из пшеницы? А из муки?
Игра «Пирамида слов»
- Учимся читать ключевые слова к сказке. Сверху вниз читаем весело, а снизу вверх с удивлением.
репа
сеять
вершки
корешки
пшеницу
поворчал
подружился
Чтение по абзацам.
Беседа по содержанию
- Что мужик с медведем посеяли в первый раз?
- Как мужик решил поделить урожай?
- Почему медведю не понравились вершки репы?
- Что мужик и медведь посеяли во второй раз?
- Как медведь решил поделить урожай?
- Почему не понравились медведю корешки пшеницы?
9. Физкультминутка
(Имитационные упражнения)
- Будем сажать, собирать и делить урожай. Чтобы вырос хороший урожай, землю пашем, бороним, сеем семена, поливаем. Урожай репы созрел, выдёргиваем репу. Делим вершки медведю, корешки мужику.
- Снова сеем урожай пшеницы. Созревший урожай срезаем серпом, корешки выдёргиваем и делим корешки медведю, а колоски мужику.
10. Выборочное чтение (работа с иллюстрациями к сказке).
- Найдите в сказке слова, которые подходят к первой картинке? Ко второй? К третьей?
- Почему медведь и мужик больше не дружат?
11. Самостоятельное чтение. Индивидуальная работа с учащимися.
12.Закрепление пройденного материала.
Упражнение «Закончи фразу»
- Медведь большой, а мужик …
- Медведь глупый, а мужик …
- Корешки у репы съедобные, а у пшеницы …
- Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы …
- Поле засевают весной, а урожай собирают …
13. Итог урока.
- С какой сказкой мы познакомились?
- Мужик в сказке какой? А медведь?
- Чему учит сказка?
Домашнее задание: пересказ сказки с опорой на иллюстрации.