СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения и развития речи на тему "Кошкин питомец"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Кошкин питомец».

Задачи:

1. Формировать умения учащихся выразительно читать, соблюдая знаки препинания и ударения в словах, учить плавному чтению целыми словами.

2. Корригировать и развивать интонацию путем выразительного чтения; развитие навыка устной речи путём полного и точного ответа на вопросы учителя; развитие внимания, мышления, памяти; развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы.

3. Воспитывать  любовь к природе, бережное отношение к ней и её обитателям, дружелюбие в общении.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения и развития речи на тему "Кошкин питомец"»

Чтение и развитие речи


Тема: В. Бианки. Кошкин питомец.

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Кошкин питомец».

Задачи:

1. Формировать умения учащихся выразительно читать, соблюдая знаки препинания и ударения в словах, учить плавному чтению целыми словами.

2. Корригировать и развивать интонацию путем выразительного чтения; развитие навыка устной речи путём полного и точного ответа на вопросы учителя; развитие внимания, мышления, памяти; развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы.

3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней и её обитателям, дружелюбие в общении.


Оборудование: портрет писателя, библиотечка книг В.В. Бианки, таблицы Шульте, рисунки кошки, карточки со словами: кошка и заяц, презентация к уроку.


Ход урока


  1. Организационный момент. Слайд 1.

-психологический настрой:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно. (Хоровое проговаривание).

-доклад дежурного;

– Кто хочет учиться?
– Какое настроение сегодня у вас?

  1. Разминка

2.1. Дыхательная гимнастика

Вдох – носом, выдох – через рот.

Вдох, задержка дыхания, выдох.

Вдох, выдох, задержка дыхания.

2.2. Артикуляционная гимнастика

«Окошко»: широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".

«Чистим зубки»: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

«Месим тесто»: улыбнуться, пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя...", покусать кончик языка зубами (чередовать эти два движения).

«Чашечка»: улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

«Дудочка»: с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

«Заборчик»: улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2.3. Упражнения на развитие внимания и поля зрения

а) Работа по таблицам Шульте

б) Работа по таблице. Дети смотрят на зелёную точку в середине пирамиды и читают слоги, написанные по краям.

2.4. Разминка для глаз.

- зажмурьте глаза, а потом откройте, поморгайте несколько раз.

Упражнение «Ленивые восьмёрки».

  1. Проверка домашнего задания. Слайд 2.

Какое задание вы выполняли дома? Посмотрите на доску, вот выставка ваших рисунков на загадку. Вы отгадали её. Кто это? (хоровой ответ). По каким признакам вы отгадали?

3.1. Чтение загадки про себя. (стр. 47)

3.2. Хоровое чтение загадки. (стр. 47)

3.3. Чтение загадки (2-3 человека), выставление отметок.

4. Физкультминутка.

Раз – присядка, два – прыжок

Это заячья зарядка.

А котята как проснутся

Любят долго потянуться.

Ну а мишка косолапый

Широко расставил лапы.

  1. Новая тема.

    1. Вступительное слово учителя. Слайды 3-9.

– Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с произведениями о животных. Произведение, которое мы сегодня будем читать, написал детский писатель В.В. Бианки.

Виталий Валентинович Бианки вырос в семье учёного. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои – звери, птицы, растения. Он написал около трёхсот произведений. Бианки мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить её. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда.

- Много книг В.В. Бианки есть у нас в библиотеке, Вы можете взять вот такие… (выставка книг.)

5.2. Подготовка к чтению произведения.

Словарная работа.

– Прочитайте название произведения (“Кошкин питомец”).

Как вы думаете, о ком будет идти речь в рассказе?

– Ребята, как вы понимаете смысл слова “питомец”? (В словаре В. Ожегова это слово объясняется так: чей-нибудь воспитанник, т.е.

Питомец – это тот, кого кормят и ухаживают за ним. ( пи-то́-мец, пи-то́м-ца)

– А кто такой приёмыш? Слайд 10.

Приёмыш - неродной ребёнок, взятый в семью на воспитание; приёмный сын или приёмная дочь. Это тот, кого воспитывает неродная мать. (при-ё-мыш, при-ё-мы-ша) Слайд 11.

5.3. Знакомство с произведением

а) Чтение учителем произведения стр.47

б) Проверка первичного восприятия

- О ком рассказ?

- Кто оказался питомцем кошки? Слайд 12.

- Какое ещё животное упоминается в рассказе?

Игра «Четвёртый лишний». Слайды 13-14.

в) Чтение учащимися

Самостоятельное: жужжащее чтение.

г) Беседа по содержанию и выборочное чтение

- Какое чувство вызвало у вас произведение? (Веселье, смех). Почему?

- Какого жанра произведение? Стихотворение или рассказ? Докажите.

- Как у кошки появился зайчонок? Прочитайте.

- Почему зайчонка назвали «кошкин питомец»?

- Чему кошка научила зайца? Найдите и прочитайте.

- Почему все собаки боялись зайца? Какой заяц? (смелый, храбрый)

- А почему? Ведь в природе зайцы трусливые. (Научила кошка).

д) Чтение учащимися

Самостоятельное: шёпотом, по цепочке.


Словарная работа Слайд 15.

Какие непонятные слова вам встретились в тексте?

я́ростно - я́-рост-но (с сильным гневом - сердито, бурно, свирепо, грозно, злобно, разгневанно, раздражённо, бешено, безумно, дико)

Работа над образными выражением:

– Прочитаем выражения из произведения:

“барабанит передними лапами” Как вы понимаете это выражение?

Физкультминутка (гимнастика для глаз). Слайд 16.

7. Закрепление. Работа с пословицами. Слайды 17-20.

Будете друг за дружку держаться – можете ничего не бояться.

Один за всех – все за одного.

Нет друга - ищи, а нашёл – береги.

С хорошим другом – горы свернёшь, с плохим – горя хлебнёшь.

- Почему же заяц стал смелым? (Помогла дружба с кошкой).

8. Домашнее задание. Слайд 21.

Подготовить выразительное чтение рассказа «Кошкин питомец» (стр.47-48)

Отгадать загадку на стр. 48

9. Итог урока. Слайд 22.

Подведем итоги нашей работы.

- С каким рассказом познакомились сегодня на уроке?

- Кто его автор?

- Почему автор назвал рассказ «Кошкин питомец»?

Рефлексия. Слайд 23.

Вы будете высказывать свое мнение, выражать свои чувства, свое отношение к происходящему. Продолжите эти предложения:

Меня удивило………..

Я понял(а)…………..

Мне было интересно узнать………

Мне было трудно………………