Организационный момент (организация начала урока). Цель: Организовать класс на работу. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
. Ученики называют произведение, его автора. | Приветствие учителя. - Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок чтения хотелось бы начать со строк стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утро на Кавказе» Светает - вьется дикой пеленой Вокруг лесистых гор туман ночной; Еще у ног Кавказа тишина; Молчит табун, река журчит одна. Вот на скале новорожденный луч Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск, и светит там и там … - Ребята, назовите то произведение и его автора, которое вы прочитали. | |
Подготовительная работа к обобщению и систематизации учебного материала. Цель: Организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи обобщения изученного материала, показать практическую значимость изученного материала, привлечь внимание и вызвать интерес к обобщению темы. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся показывают карточку с цифрами. Ответы учащихся. Ответы учащихся. | Слово учителя. - На протяжении нескольких уроков мы с вами читали повесть «Кавказский пленник» и знакомились с героями, сюжетом, с замечательной природой Кавказа. Сегодня мы вновь посетим просторы Кавказа, окунёмся в быт, традиции того времени и ответим на важные вопросы, волнующие каждого прочитавшего это произведение.
- Найдите портрет писателя, рассказ которого мы с вами прочитали. - «Кавказский пленник» - это повесть-быль? Почему? - Где происходит действие повести? - Когда происходят описываемые события? - Как зовут главных действующих лиц? - Кто такие Жилин и Костылин? Что с ними случилось | Слайд №1 Слайд №2 |
Постановка цели и задач урока Цель : Учить детей планировать свою деятельность. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
| Целеполагание - Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: Почему повесть называется «Кавказский пленник», а не « пленники»? Почему в единственном числе, ведь пленников было двое? Оценивать вы себя будете сами. За каждый правильный ответ передвигаете шкалу, а в конце урока выставите себе оценку. | |
Повторение Цель: Отработать чёткость произношения, работать над интонационным строем речи. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Читают диалоги самостоятельно. Читают диалоги в полголоса. Читают диалог по ролям. | 1.Речевая разминка - Прочитайте диалоги самостоятельно. - Прочитаем в полголоса. - Прочитаем вслух, каждая пара по очереди. - Предлагаю прочитать диалоги так, чтобы остальные ребята могли узнать кто с кем говорит. -Что давно не бывала? А я тебе игрушек наделал. На вот! – Стал ей швырять по одной, а она головой мотает, не смотрит. - Не надо, - говорит. – Иван, тебя убить хотят. – Сама себе рукой на шею показывает. - Кто убить хочет? - Отец, ему старики велят. А мне тебя жалко. - Ну, пойдём попытаемся последний раз; я тебя подсажу. - Нет, - говорит, -уже мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться нет сил? - Ну, пропали, брат! Он, собака, сейчас соберёт татар за нами в погоню. Коли не уйдём версты три, пропали. - Иди один, за что тебе из-за меня пропадать. - Нет, не пойду, не годится товарища бросать. - Ну, нынче бежать надо. - Да как же бежать? Мы и дороги не знаем. - Я знаю дорогу. - Да и не дойдём в ночь. - А не дойдём в лесу переночуем. Я вот лепёшек набрал. - Не ходи! Отец не велел. Сейчас народ позову! - Я далеко не уйду, -только на ту гору поднимусь: мне траву нужно найти – ваш народ лечить. Пойдём со мной; я с колодкой не убегу. А тебе завтра лук сделаю и стрелы. - Три тысячи монет. - Нет, я этого заплатить не могу. - Сколько же ты дашь? - Пятьсот рублей. - Хозяину выкупа мало пятьсот рублей… Он сам за тебя двести рублей заплатил… Три тысячи рублей, меньше нельзя пустить. А не напишешь, в яму посадят, наказывать будут плетью. | В парах |
Обобщение и систематизация учебного материала. Цель: Обобщить и закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по изученному материалу, учить применять знания в сходной ситуации. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся отгадывают и называют героев повести. Учащиеся прослушивают аудио отрывки и продолжают чтение после диктора. Учащийся читает отрывок, вставляет пропущенное слово, а остальные внимательно слушают и исправляют ошибки (хлопок) | Коррекционное упражнение «Узнать по портрету героев рассказа» Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю… На ногах штаны и башмачки… на шее монисто, всё из русских полтинников.(Дина). . - Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить. (старик) У него красная борода... На голове шапка высокая, баранья, чёрная, назад заломлена…(красный татарин Кази-Мугамед). ….достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину? (чёрный татарин Абдула, отец Дины). …писем больше домой не писал; готовился к побегу, всё высматривал, выпытывал. (Жилин)
…по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт или спит? (Костылин) Чтение по сигналу - Давайте вспомним содержание повести «Кавказский пленник». Перед вами текст. Я буду включать аудио фрагменты, а вы следите по тексту и продолжайте тогда, когда отрывок закончится. Чтение с пропущенными словами. Только на другой день нет Дины. А слышит Жилин - затопали __________, проехали какие-то, и собрались татары у ___________, спорят, кричат и понимают про русских. И слышит голос __________. Хорошенько не разобрал он, а догадывается, что русские близко подошли, и боятся татары, как бы в ______ не зашли, и не знают, что с пленными делать. Собрались татары в кружок, и ________ из-под горы пришёл. Стали говорить. Слышит Жилин, что судят про них, что с ними делать. Одни говорят: надо их дальше в _______ услать, а старик говорит: «Надо убить». Абдул спорит: «Я за них деньги отдал. Я за них _______возьму» Полез Жилин в дыру, раскопал ________, чтобы и Костылину пролезть, и сидят они - ждут, чтоб затихло в ауле. Только затих _______народ в ауле, Жилин полез под стену, выбрался. Шепчет Костылину: «Полезай». Полез и Костылин, да зацепил __________ногой, загремел. А у хозяина сторожка была – пёстрая собака, и злая-презлая; звали её ___________. | Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Исправлять ошибки при чтении индивидуально |
Физкультминутка. Цель: Снять усталость и напряжение. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся выполняют движения вместе с учителем | - Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку | |
Учащиеся находят предложения и зачитывают. Учащиеся разгадывают кроссворд Ответы учащихся. Учащиеся выбирают черты характера главных героев. Учащиеся находят соответствующие эпизоды и зачитывают вслух. Ответы учащихся. Учащиеся делают вывод. Учащиеся с помощью иллюстраций пересказывают повесть. Учащиеся распределяют пословицы между главными героями. | Выборочное чтение к иллюстрациям   Коррекционное упражнение «Разгадай кроссворд» 1Б | Е | Ш | 4М | Е | Т | | У | | | 2С | А | К | Л | Я | | Л | | 3Л | О | Х | А | Н | К | 6А | | | | 5У | Л | Я | Ш | И | Н | | Л | | Стёганная верхняя мужская одежда у кавказских народов. Название дома у татар. Деревянная посуда. Служитель мечети. Название деревни у татар. Кличка собаки. 6. Коррекционное упражнение «Сравнение героев» - Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере. Что общего у Жилина и Костылина? (Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письма, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге). - Выберите черты характера Жилина – 1группа, черты характера Костылина – 2 группа Жилин | Костылин | Смелый Сильный Верен дружбе Надеется только на себя Наблюдательный Трудолюбивый Вызывает уважение взрослых и любовь у детей | Трусливый Слабый Предаёт товарища Надеется только на других Занят только собой Ленивый Ни у кого не вызывает уважения | - Подтвердить примерами из текста следующие черты характера героев: Вывод: Жилин: надеется на себя - обдумывает побег; сумел прожить в ауле; работящий - не может сидеть без дела; всем помогает, даже своим врагам-татарам; любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою. Костылин: слабый человек; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духо). - Какие качества героев присутствуют у вас? Подумайте, с какими качествами своего характера вам стоит бороться, а какие развивать? - Давайте вдумаемся в фамилии героев: Жилин и Костылин. Как вы думаете, почему Лев Николаевич Толстой дает им такие фамилии? (Жилин от «жила» - прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный; жить, сумел выжить, прижиться, уживаться, свои проблемы не перекладывает на других. Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных, будто на костылях, на подпорках) - Какой можно сделать вывод? (Даже фамилии указывают на разницу в характерах героев). 7.Коррекционное упражнение «Собери план» - Расположите иллюстрации в том порядке. Как они расположены в тексте. - Пересказ по иллюстрациям по цепочке. 8. Коррекционное упражнение «Распредели пословицы» - Прочитайте пословицы. Какие из них можно отнести к Жилину, а какие - к Костылину? Друг до поры – тот не друг. Не бросай друга в несчастье. Велик телом, да мал делом. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится. Где смелость, там и победа. Трус и в жизни мёртв. | Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 В группах . В группах В группах Слайд №12 Слайд №13 В группах Дифференциация по объёму В парах |
Подведение итогов и оценка знаний учащихся. Цели: Подвести итог урока и оценить учащихся. Учить детей анализировать свою деятельность. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Ответы учащихся. Обзор выставки. Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью шкалы самооценки. | - Давайте вернёмся к главному вопросу урока. - Почему повесть называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Почему, рассказывая о двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит только об одном человеке? Кого писатель имеет в виду? - Ребята, я думаю, повесть «Кавказский пленник» никого не оставила равнодушным. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям, любить своих близких, считаться с другими, не бояться брать ответственность на себя. - Обратите внимание на выставку книг Л. Н. Толстого. Все эти произведения вы найдёте школьной библиотеке. Рефлексия - Вы все молодцы! Проанализируйте свою работу на уроке. Вернёмся к своим целям. - Достигли вы своих целей на уроке? Оцените себя. Оценивание | Выставка книг Л. Н. Толстого Шкала самооценки. |
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: Сообщить и разъяснить домашнее задание. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. | Инструкция учителя - Написать сочинение “Каким я должен быть, чтобы меня уважали…”. | Дифференциация по степени сложности |