СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения по рассказу М. Пляцковского «Какая бывает зима»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный конспект урока поможет учителям начальных классов при подготовке к уроку чтения.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения по рассказу М. Пляцковского «Какая бывает зима»»

Тема урока: М. Пляцковский «Какая бывает зима»

Цель: раскрыть содержание сказки М. Пляцковского «Какая бывает зима»;

Задачи:

- коррекционно-образовательные:

совершенствовать навыки правильного выразительного осмысленного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию текста.

- коррекционно- развивающие :

корригировать и развивать связную речь; развивать внимание;

- коррекционно-воспитательные:

воспитывать бережное отношение к животным, умение видеть красивое в зимней природе.

Оборудование: презентация на компьютере, карточки со словами из текста, иллюстрированная опора по признакам зимы, картинки с изображением героев сказки, аудиозапись «Звуки природы: метель, завывание ветра», видео «Зимняя сказка».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

- Громко прозвенел звонок –

Начинается урок!

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Ребята, наши гости пришли посмотреть, как вы работаете на уроке. Я уверена, что вы будете стараться, и наш урок запомнится всем надолго.

II. Введение в тему.

- Для определения темы нашего урока нам надо отгадать загадку. Послушайте внимательно.

Назовите-ка, ребятки,

Кто хозяюшка загадки?

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт,

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Снег мешками валит с неба

И вокруг сугробы снега.

Снегопады и метели

На наш город налетели.

Двор в снегу. Белы дома.

В гости к нам пришла… (Зима)

(Музыкальное сопровождение (вьюга, буря, метель, завывание ветра)

- По каким признакам догадались, что это зима? (Мороз, лёд, снег, сугробы, метели).

III. Беседа по теме «Зима. Признаки зимы». ( На доске опора- картинки по признакам зимы)

– После чего наступает зима?

– Назовите зимние месяцы.

– Какие осадки выпадают зимой? Что лежит на крышах домов и на улице?

-Какая погода зимой?

– Какие стоят деревья?

-Какие по продолжительности дни и ночи зимой?

– Что образуется на крышах домов?

– Что надевают люди зимой?

– Как живется зверям и птицам зимой? Почему? Как им можно помочь?

- Какие зимние забавы вы знаете?

– Какие вы знаете зимние праздники?

– Про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрустит, висят, скрипит?

– Ребята, посмотрите, что это? (снежки) А что изображено на снежках? (Буквы) Давайте выложим из них слово?

Получается слово (Зимушка). Читают слово, делят его на слоги. Так о чём же, мы будем читать и говорить? (о зиме)

IV. Артикуляционная разминка.

-Чтобы лучше нам читать,
Надо язычки размять.

Артикуляционная гимнастика:

  • «Лошадка» (щелканье языком под счет учителя 10-15 раз);

  • «Часики» (высунув язык, двигают направо – налево под счет учителя)

Фонетическая зарядка: чистоговорка “Зима”

Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

Дыхательная гимнастика.

– Пока мы с вами повторяли чистоговорку, на улице пошел снег, и к нам прилетели снежинки. Посмотрите, какие они?

Учитель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. Следить, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

V. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой из раздела «Зимушка- зима, как ты хороша!» Прочитаем название сказки.

VI. Изучение нового материала.

1) Словарная работа

-Когда мы будем знакомиться со сказкой, нам встретятся слова, значение которых нам может быть пока не знакомы. Давайте мы их сейчас попробуем объяснить.

КО-НУ-РА БЕР-ЛО-ГА ДВОР-НЯЖ-КА

2) Первичное восприятие текста. (Чтение учителем) Слайды 1-7

3) Проверка первичного восприятия.

-Назовите животных, которые говорили о зиме.( Картинки на доске).

-Кому трудно приходится зимой?

-Как мы можем помочь животным пережить холодную зиму?

- А вам нравится зима? Почему?

4) Физкультминутка.

«На морозе».

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем поприседаем,

Никогда не замерзаем.

5) Чтение трудных слов по карточкам на доске.

СПРО-СИ-ЛИ ОД-НАЖ-ДЫ КОН-ЧА-ЕТ-СЯ

НА-ЧИ-НА-ЕТ-СЯ КРАС-НО-ГРУ-ДО-ГО ПРО-ПИ-ЩАЛ

КОР-МУШ-КИ ДВОР-НЯЖ-КА НЕ ЗА-ДУ-МЫ-ВА-ЯСЬ

ЗА-СНЁШЬ ПРО-СНЁШЬ-СЯ МАЛЬ-ЧИШ-КА

6) Индивидуальная работа

Чтение слов по карточкам

ЗИ-МА СО-БА-КА САН-КИ КО-НУ-РА

ЗИ-МОЙ ХО-РО-ШО СНЕЖ-КИ

7) Чтение сказки учащимися по частям. Беседа по содержанию сказки.

-Читаем громко, чётко, соблюдая все паузы. Не забывайте про выразительность.

--Почему слон не знает, какая бывает зима?

-Почему Северный олень говорит, что зима очень долгая?

-Почему для медведя зима- одна ночь?

-Почему для Снегиря и Дворняжки зима холодная и трудная?

- Ребята, с приходом зимы очень трудно живётся животным и птицам. Можем ли мы, люди, как-то помочь «братьям нашим меньшим»? (Ответы детей)

Слайд 8

- Ребята, но не для всех зима такая страшная. Как мы уже говорили, дети и взрослые очень любят зиму.

- Какая зима для мальчика?

-О каких зимних забавах детей вы прочитали?

- А вам нравится зима? Почему?

8) Гимнастика для глаз.

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

9) Чтение сказки по ролям.

VII. Домашнее задание: читать сказку с.42.

VIII. Итог урока. Оценивание работы детей.

-Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?

-Назовите животных, которые говорили о зиме.( Картинки на доске).

-Кто из животных не знает, что такое зима?

-Для кого зима длится целый год?

- Как живётся зимою животным, птицам?

- Как люди могут им помочь?

IX. Демонстрация видео «Зимняя сказка».СПРО-СИ-ЛИ ОД-НАЖ-ДЫ

КОН-ЧА-ЕТ-СЯ

НА-ЧИ-НА-ЕТ-СЯ КРАС-НО-ГРУ-ДО-ГО ПРО-ПИ-ЩАЛ

КОР-МУШ-КИ ДВОР-НЯЖ-КА НЕ ЗА-ДУ-МЫ-ВА-ЯСЬ ЗА-СНЁШЬ ПРО-СНЁШЬ-СЯ МАЛЬ-ЧИШ-КА

ЗИ-МА

СО-БА-КА

САН-КИ

КО-НУ-РА

ЗИ-МОЙ

ХО-РО-ШО

СНЕЖ-КИ

КО-НУ-РА

БЕР-ЛО-ГА

ДВОР-НЯЖ-КА





Назовите-ка, ребятки,

Кто хозяюшка загадки?

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт,

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Снег мешками валит с неба

И вокруг сугробы снега.

Снегопады и метели

На наш город налетели.

Двор в снегу. Белы дома.

В гости к нам пришла… (Зима)

(Музыкальное сопровождение (вьюга, буря, метель, завывание ветра)

Фонетическая зарядка: чистоговорка “Зима”

Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

«На морозе».

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем поприседаем,

Никогда не замерзаем.

Гимнастика для глаз.

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.