Тема: «Осязаемая история Севера».
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: урок-путешествие. Класс: 3-4
Цель: помочь учащимся присоединиться к важнейшим духовным ценностям цивилизации, прикоснуться к своеобразному, загадочному, величественному миру Соловков, приоткрыть для себя их тайны.
Задачи: познакомить читателей с книгой В.Пикуля «Мальчики с бантиками»;
расширить знания читателей об участии детей в военных действиях, о школе Соловецких юнг;
воспитывать любовь и уважение к истории малой Родине.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников.
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Искать нужную информацию для выполнения учебных заданий.
Регулятивные УУД
1.Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Принимать и сохранять учебную задачу.
4. Оценивать соответствие работы заданной тематике.
5. Оценивать уровень технического исполнения.
6. Принимать самостоятельные решения.
Коммуникативные УУД
1. Слушать, понимать других.
2. Отстаивать своё мнение.
3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
5. Договариваться о правилах общения и поведения.
6. Выступать перед аудиторией, представляя результат своей работы.
Личностные результаты
1.Начало присоединения к духовным ценностям российской цивилизации.
2.Понять значимость духовных ценностей России на примере Соловков.
Оборудование: набор иллюстраций к первой части урока (1 на парту), компьютер, видеоматериал (см. приложение), презентация, карта Соловецких островов, хрестоматия «Морянка»;
на доске запись: ВАЛЕНТИ́Н СА́ВВИЧ ПИ́КУЛЬ (1928 — 1990) и портреты В.Пикуля.
План урока:
№ | Этап урока | Продолжительность этапа урока |
1 | Актуализация знаний. Создание эмоционального настроя на урок | 7 мин |
2 | Постановка проблемного вопроса | 1 мин |
3 | Работа над новым материалом. | 10 мин |
4 | Беседа по содержанию. Лексическая работа. | 20 мин |
5 | Физ. минутка для глаз | 2 мин |
6 | Итог урока. Рефлексия. | 3 мин |
7 | Домашнее задание | 2 мин |
Ход урока:
Актуализация знаний. Создание эмоционального настроя на урок.
Работа в парах.
Перед детьми на партах лежат картинки: книга, лес, родник, машина, Соловецкий монастырь, город, море, апельсин, театр, музыкальный инструмент, картина, памятник, одежда.
-Ребята, найдите несколько иллюстраций, связанных между собой (уч-ся объединяют в первую группу лес, родник, море (т. к. это природа), во вторую группу - книгу, театр, музыкальный инструмент, картину (т. к. всё это относится к искусству, творчеству).
-А можем мы с вами объединить обе группы в одну? По какому принципу? (Уч-ся: все это необходимо человеку для того, чтобы уметь ценить красоту).
-Учитель: Вы правы, и природа, и искусство развивают духовность человека.
2. Постановка проблемного вопроса.
- А что такое духовность? (Дети: доброта).
- Духовность - от слова «дух»! Дух - это то, что внутри человека, его истинное содержание. Это понимание зла и добра. Если человек может видеть, определять эти границы, то он духовный человек.
II. Работа над новым материалом.
1. Постановка цели.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, которое поможет нам стать лучше.
-Послушайте стихотворение современного поэта, композитора и исполнителя Андрея Макаревича и догадайтесь, где мы окажемся.
2. Видеоролик со стихотворением «Соловки».
- Звучит видеоролик со стихотворением «Соловки». (Уч-ся называют Соловецкие острова).
-Я думаю, вы догадались: сегодня мы прикоснемся к важнейшим духовным ценностям, к величественному миру Соловецких островов.
- А что вы хотите узнать о Соловецких островах?
(Где находятся эти острова? Кто там живет? Климат островов? Флора Соловков? Фауна? ….)
III. Беседа по содержанию. Лексическая работа.
1. Географическое положение Соловецких островов.
- Начнем наше знакомство с особого мира Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, который находится в Архангельской обл. на Соловецких островах студеного Белого моря. (Слайд №1)
-Во всех концах России его именуют короче - С о л о в к и.
- Для одних Соловки- это общерусская святыня, для других- неповторимый памятник культуры, для третьих- мир преображенной природы… Немало людей при упоминании о Соловках испытывают и чувство скорби. На уроках, посвященных истории монастыря, вы поймете, почему у него столько образов.
Так или иначе, Соловки вошли в судьбы многих поколений наших соотечественников, в историю России.
- Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь находится на Соловецких островах.
- Прослушаем сообщение о географии Соловецких островах.
2. Сообщение учащегося:
Соловецкие острова – самый крупный архипелаг Белого моря.
Он расположен в северной части Онежской губы Белого моря, между Карельским Поморьем и Летним берегом Онежского полуострова.
Расстояние между островами и Архангельском – примерно 300 км.
(Уч-ся показывает на карте). (Слайд № 2)
Соловецкий архипелаг состоит из шести островов, среди которых 6 крупных и около 100 малых. (Слайд № 3)
Соловки – довольно молодые острова. Они появились после того, как 12 тысяч лет назад отступило оледенение. Ледники ушли, а принесенные ими камни, песок и почва остались.
На Соловках нет рек и почти нет родников. Вся пресная вода содержится в многочисленных озерах. (Слайд № 4)
Примерно 1/8 территории Соловков занимает самое настоящее болото.
На Соловках есть плантации ламинарии. Местные жители употребляют эти водоросли в пищу, а так же сушат их, делают косметику и лечебные сборы на продажу. (Слайд № 5, 6)
3. Беседа после прослушивания сообщения:
1)В каком море находятся Соловецкие острова? ( БЕЛОМ)
2)Из скольких больших островов состоит Соловецкий архипелаг? (из 6).
3)Какое расстояние между Архангельском и Соловецкими островами? (300 км).
- Многие писатели, художники, композиторы получали вдохновение от посещения Соловецких островов…
- А что такое «вдохновение»? (Созвучно со словом «вздох». Это творческий подъём, прилив творческих сил).
4. Физ. минутка для глаз
5. Работа над отрывком В. Пикуля «Соловки» из произведения «Мальчики с бантиками».
Мы с вами познакомимся с отрывком В. Пикуля «Соловки» из хрестоматии «Морянка».
В этом тексте много незнакомой лексики. Дома я просила вас посмотреть в интернете или словаре значение некоторых слов, которые встретятся в этом тексте.
А) Работа над лексическим значением
Лексика из отрывка «Соловки» В. Пикуля | Значение |
архипелаг | группа морских островов, расположенных близко друг к другу |
новгородцы | жители г. Новгорода |
обитель | это то же, что и монастырь |
монгольское иго | это захват русских земель пришедшими с востока завоевателями- кочевниками с 1237 по 1480 гг. |
форпост | передовой пост, передовая позиция |
бастион | обычно пятиугольное укрепление в виде выступа по углам крепостной ограды для обстреливания местности перед крепостью и вдоль крепостных стен и рвов. В переносном смысле — символ неприступности, хорошо укрепленная позиция города. |
инок | одно из названий православного монаха. Прямой перевод с греческого - "одинокий". |
ряса | верхняя длинная одежда в талию и с широкими рукавами, которую носит православное духовенство. |
пищаль | ружьё |
дамба | земляные препятствия |
шлюз | сооружение на реке, канале для пропуска судов при разном уровне воды на пути их следования, состоящее из камеры с воротами. |
доки | искусственные бассейны для принятия кораблей, с целью их разгрузки и загрузки, а также для сооружения судов, осмотра и починки их. |
верста | 1 верста – это 1 км 67 м |
философствовать | думать, размышлять |
Учёные начётчики | много читающий человек |
Зенит | В астрономии: наивысшая воображаемая точка небесной сферы, находящаяся над головой наблюдателя. переносное значение Высшая степень, предел чего-н. высок.. "В зените славы". |
Третьяковская галерея | Госуда́рственная Третьяко́вская галере́я — художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. |
Б) Работа над понятийным аппаратом
- Чтение отрывка учителем:
Вопросы после чтения 1 абзаца:
-Что означает «Русь хоронила от врагов»? (Прятала от врагов)
- Что такое «древние акты государства»? (Древние документы государства)
- Как вы понимаете выражение «памятники народной письменности? (Первые письменные тексты )
Вопросы после чтения 2 абзаца:
-Что означает последнее предложение во втором абзаце? … «А цари московские привыкли одаривать Соловки не иконами с колоколоми, а пищалями с пороховым зельем».
Вопросы после чтения 3 абзаца:
- Как называется первый в России небоскрёб? (Храм Преображения).
Вопросы после 5 абзаца:
- Флот какой страны «избил дворы и стены монастыря бомбами»? (Англии).
- Какие имена встретились в этом абзаце? (князь Пожарский, писатель и воин Араамий Палицын, Степан Разин, атаман Степан Кальнишевский).
Вопросы после 6 абзаца:
-Сколько заводов работало в монастыре? (5 заводов работало).
- Какие ремёсла процветали на Соловках? ( судостроители, сталавары, капитаны, механики, художники, книгопечатники, сукноделы, фоторгафы, кузнецы, гончары, ювелиры, огородники, сыровары, сапожники, архитекторы, скотоводы, рыбаки, зверобои, косторезы).
- Какие чувства вызвал этот эпизод? (Гордость за нашу малую родину, восхищение силой духа поморов).
- Отрывок «Соловки», который мы прочитали, это одна из глав повести «Мальчики с бантиками».
- Какое удивительное название, правда?
- Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «мальчики с бантиками»? (Ответы детей)
- Кто это такие? (Юнги).
- Действительно, мальчики с бантиками – это юные мальчишки на
судне, которые готовятся стать матросами. Они исполняют обязанности матросов. Бантик крепился сбоку, возле правого виска. Во время Великой Отечественной войны на Соловках была открыта школа юнг в 1942 году. Мальчики отправлялись после окончания этой школы непосредственно на фронт – на Северный и Балтийский флот.
Б) Просмотр буктлейлера по книге «Мальчики с бантиками». (см. Приложение)
-Ребята, сейчас мы посмотрим буктлейлер по книге «Мальчики с бантиками».
- Поднимите руку те, кому захотелось прочитать всю книгу.
6. Знакомство с биографией В. Пикуля.
- Посмотрите на фотографию Валентина Пикуля. Что подсказывает вам, что он тоже имел отношение к морскому делу? (морской головной убор, взгляд, осанка).
Сообщение учащегося: В 1942 г. пятикласснику Валентину с матерью удалось выехать из Ленинграда по «Дороге жизни» в Молотовск (нынешний Северодвинск) одним из эшелонов. Оттуда Валентин Пикуль бежал в школу юнг на Соловках. Мать в том же году умерла. Отец перевелся в морскую пехоту и годом позже погиб в боях под Сталинградом.
В 1943 г. Валентин Пикуль окончил Школу юнг по специальности рулевого-сигнальщика и был направлен для прохождения службы на эсминец "Грозный" Северного Флота, где и прослужил до окончания Великой Отечественной войны. В 15 лет он стал командиром боевого поста на «Грозном». Эсминец "Грозный" принимал активное участие в боевых действиях. Истории флота В. посвятил 7 романов.
Кратко о школе юнг, о том, что всем в те времена было понятно: готовили там, так сказать, «смертников». Слишком низкой была вероятность выжить этим мальчишкам, отправлявшимся на военные корабли во время Великой Отечественной Войны, да статистика и показывает: каждый четвертый юнга погиб. Всего прошли обучение в Школе более 4-х тысяч мальчишек (причем многим из них не было и 15 лет!) - вот и считайте.
Кто-то выжил. И Валентин Пикуль выжил. Именно он и скрывается под образом главного героя Саввы Огруцова.
«Мальчики с бантиками» – это приглашение к раздумью над до конца не разрешённой загадкой: как и почему на такой трудной, суровой и неухоженной почве вырастают личности такой внушительной величины.
Во время учебы в школе юнг будущий писатель не только постигал морское дело, но и впитывал многовековую историю Соловков.
IV. Итог урока. Рефлексия.
- А что вы хотели бы узнать о Соловецких островах?
- «Соловецкий архипелаг... достоин большего внимания в нашей истории, нежели ему ныне оказывают. Требуется внимание историков, климатологов, зоологов, ботаников, археологов и живописцев», – писал Валентин Пикуль. Можно сказать, что слова его оказались пророческими: Соловки вернули свое место в истории.
- История России на Соловках становится осязаемой, а это крайне важно не только для развития детей, но и взрослых. Это очищает душу, духовно развивает человека.
-Послушайте слова В. Пикуля: «Повзрослев, окунувшись в изучение Севера, я был ошеломлен величием и красотой этого края. Здесь жили гордые, красивые, сильные люди».
Мы с вами будем стараться жить так, чтобы и о нас могли сказать такие слова…
V. Домашнее задание (по выбору учащихся)
1. Нарисовать обложку к книге «Мальчика с бантиками»
2. Рассказать родителям о Соловецких островах так, чтобы им захотелось побывать там.
3. Подумать о том, чтобы вам ещё хотелось узнать о Соловках.
VI.Методическая литература и интернет-ресурсы:
- http://alexio-marziano.livejournal.com/127434.html
https://www.youtube.com/watch?v=LTVhauXzbhM
Буктрейлер_МАЛЬЧИКИ С БАНТИКАМИ
https://www.youtube.com/watch?v=dBUqZ3r-Cm0
Соловецкие острова. Путешествие.
https://www.youtube.com/watch?v=zpsVkB1-yz4
Видео на песню «Молились мы на Соловках»
Приложение:
Карта Соловецких островов
Иллюстрации к первой части урока
Два портрета В. Пикуля
Презентация «Соловки» - http://alexio-marziano.livejournal.com/127434.html
Буктрейлер «МАЛЬЧИКИ С БАНТИКАМИ» https://www.youtube.com/watch?v=LTVhauXzbhM
Видео со стихотворением Андрея Макаревича.




Приложение











12