СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения по теме: «Проблема одиночества в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида. 

Просмотр содержимого документа
«Урок К.Г.Паустовского Телеграмма»

Министерство образования и науки РБ

ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида








Урок чтения по теме:

«Проблема одиночества

в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»

8 класс






Составила:

Дайдаева Марина Викторовна

учитель русского языка и литературы

ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида







2014-15 уч.г.

Тема: Проблема одиночества в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».


Цель: формирование духовных ценностей у учащихся на примере героев рассказа «Телеграмма» К.Г. Паустовского.


Задачи:

Образовательная:

– закрепить умения учащихся давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое к ним отношение;

Коррекционно-развивающая:

– развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев и последствиями;

- корригировать мыслительную деятельность через выполнение операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

- развивать устную связную речь;

Воспитательная:

- воспитывать уважение сострадание, сочувствие и милосердие к окружающим людям.


Тип урока: урок обобщения и систематизации изучаемого материала.


Методы обучения: словесные, наглядные, практические.


Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуально-дифференцированная.


Оборудование:

Ноутбук, телевизор, презентация, кластеры, индивидуальные карточки.


Ход урока:

  1. Организация учащихся на урок.

- Здравствуйте!

- Вы готовы к уроку?

- Посмотрите друг на друга.

- Улыбнитесь.

- Посмотрите на меня.

- Давайте улыбнемся друг другу.

- Настроились на работу?

- Садитесь, пожалуйста.

(слайд - картина «Одиночество»)

- Посмотрите внимательно на картину.

- Кто изображен на картине?

- Еще кто-то кроме мальчика есть на картине?

- Мальчик, какой?

- Сегодня мы с вами будем изучать проблему одиночества в рассказе «Телеграмма» К.Г. Паустовского.

- Тема урока: Проблема одиночества в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».

- На уроке

проверим домашнее задание;

составим характеристики героев для решения проблемного вопроса;

подведем итоги урока.


  1. Введение в тему урока.

(слайд портрет К.Г.Паустовского)

- Итак, мы продолжаем работать над произведением «Телеграмма».

- О ком еще говорится в рассказе?

- Назовите главных действующих лиц в рассказе?

- Где доживала свой век Катерина Петровна? («в старом доме, построенном ее отцом – известным художником»).

- Кто был ее единственным и родным человеком?

- Где жила Настя? (Настя жила далеко, в Ленинграде).

-Как называется это город в настоящее время? (Санкт-Петербург)

- Ребята, вы знаете историю написания рассказа?

- Рассказ “Телеграмма” К.Г. Паустовский написал после реального случая, который произошёл в небольшой деревне под Рязанью, где ему довелось жить. Главные герои – это люди, которые жили в этой деревне.


  1. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?

прочитать рассказ;

озаглавить части рассказа.

- Из скольких частей состоит рассказ «Телеграмма»?

- Как вы озаглавили I часть? (выбор нескольких вариантов ответов).

- Прочитайте, пожалуйста, письмо Катерины Петровны Насте (синяя закладка).

- Как бы вы откликнулись на это письмо?

- Как вы назвали II часть? (несколько ответов)

- Почему Настя не поехала к матери?

- Прочитайте отрывок о том, как Настя уезжала из Заборья и ответьте на вопрос: Почему Настя крадучись уехала из Заборья? (оранжевая закладка), (чтение в полголоса).

- Мы озаглавили части рассказа.

- Вы хорошо справились с домашним заданием.


4. Обобщение и систематизация знаний.

- Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на вопрос:

Проблемный вопрос: Почему Катерина Петровна прожила жизнь в одиночестве, хотя у нее была дочь?

Словарная работа: (слайды)

- Что означает слово «одиночество»?

1. Одиночество – состояние одинокого человека (это когда человек один).

- Чтобы не было одиноких, окружающие должны иметь такие качества, как:

2. Гуманность - любовь, внимание к человеку.

3. Совесть – ответственность за свое поведение перед людьми.

4. Милосердие – заботливое отношение к человеку.

- Причиной одиночества являются:

5. Эгоизм – себялюбие (человек, который любит только себя)

6. Равнодушие, черствость – безразличное отношение к человеку.

- Рассмотрим тему одиночества в рассказе «Телеграмма».

- Найдите в I части слова и выражения, которые подчеркивают одиночество Катерины Петровны?

Физминутка.

- А теперь немного отдохнем.

- Мы продолжаем нашу работу.

- Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне? (Тихон и Манюшка).

(Кластер. Учащимся предлагаются слова-характеристики каждого из героев (работа в парах).

- Ребята, подберите, пожалуйста, слова, которые характеризуют Тихона и Манюшку.

Тихон и Манюшка Тихон и Манюшка

Доброта Доброта

Забота Забота

Милосердие Милосердие

Жалость Жалость

Эгоизм

Равнодушие

Черствость

- Назовите душевные качества Тихона и Манюшки.

- Это ……

- Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

- Но родная дочь Катерины Петровны проявляла совершенно иные качества по отношению к матери.

- Предлагаю выбрать слова, которые характеризуют Настю (работа ученика у доски).

(Кластер. Учащимся предлагаются слова-характерстики описания Насти)

Настя Настя

Доброта Эгоизм

Забота Равнодушие

Совесть Черствость

Милосердие

Эгоизм

Равнодушие

Черствость

- Молодец, ты правильно подобрал слова, которые характеризуют Настю.

- На работе же Настю характеризуют по-другому. На странице 198 найдите отрывок и прочитайте выступление Першина (желтая закладка), (чтение по цепочке).

- Ребята, все-таки Настя о ком-то заботилась?

- О ком? (о художнике, которому организовала выставку)

- Назовите слово, которое характеризует ее с положительной стороны.

(Добавляем кластер Настя).

Настя

Равнодушие

Черствость

Бессердечность

Забота

- Когда Першин отметил заботливое отношение Насти к художнику, почему она «смутилась до слез»?

- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем отрывок со слов ..... до слов ........ по ролям.

- В этом отрывке автор есть слова автора, слова Насти, слова старого художника (чтение по ролям).

- О чем говорится в отрывке? ( О том, что Насте стало стыдно перед старым художником за свое отношение к матери).

- Ребята, в душе Насти проявилось еще одно хорошее душевное качество.

- А какое, вы узнаете, прослушав отрывок из рассказа «Телеграмма».

- Закройте учебники.

- Послушайте меня внимательно и приготовьтесь ответить на вопрос: Почему заплакала Настя?

«Ненаглядная моя, - вспомнила Настя.......».

- Что она поняла?

«Она вскочила, быстро пошла»

- А почему?

- О чем она думала, когда торопилась?

- Что проявилось в Насте? (совесть).

Настя

Равнодушие

Черствость

Бессердечность

Забота

Совесть

- Почему Катерина Петровна прожила жизнь в одиночестве, хотя у нее была дочь?

- Потому что, Настя была эгоистичной, равнодушной, черствой по отношению к матери.

- Когда проявилась в душе Насти совесть? (Когда она поняла, что ее мать умирает).


Итог урока.

- Ребята, мы с вами ответили на основной вопрос урока.

- О чем нам помог задуматься рассказ «Телеграмма» К.Г. Паустовского?

Рефлексия (Звучит музыка)

- Рассказ «Телеграмма» помог задуматься… (слайд)

  • об одиночестве,

  • о доброте

  • о милосердии;

  • о моих родных;

  • о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм.

- Что нужно сделать, чтобы вокруг не было одиноких людей? (слайд)

  • нельзя быть бессердечным человеком;

  • нельзя быть равнодушным к своим близким;

  • нужно заботиться о своих родных;

  • нельзя совершать такие ошибки, которые исправить невозможно.

Мне очень хочется, чтобы вы чаще говорили своим родным о том, что вы их любите. Попробуйте сделать это уже сегодня. Загляните в их глаза, может, им сейчас так необходимо ваше понимание, забота, ваше тепло и участие. Возможно, в жизни мы кого-то обидели, давайте мысленно попросим у них прощение.

Я благодарю вас за урок. Вы усвоили тему урока, все без исключения активно и хорошо работали. Я вам всем ставлю положительные отметки.


Просмотр содержимого презентации
«Презентация Урок КГПаустовского Телеграмма»

Одиночество   Автор: Борис Владимирович Вилков

Одиночество  

Автор: Борис Владимирович Вилков

Константин Георгиевич  Паустовский  (1892-1968)

Константин Георгиевич

Паустовский

(1892-1968)

Одиночество –  состояние одинокого человека.

Одиночество

состояние одинокого человека.

Гуманность - любовь, внимание к  человеку.  Совесть – ответственность за свое  поведение перед людьми.  Милосердие –  заботливое  отношение к человеку.

Гуманность - любовь, внимание к

человеку.

Совесть ответственность за свое

поведение перед людьми.

Милосердиезаботливое

отношение к человеку.

Эгоизм –  себялюбие (человек,  который любит только себя).  Равнодушие, чёрствость  – безразличное отношение к человеку.

Эгоизмсебялюбие (человек,

который любит только себя).

Равнодушие, чёрствость безразличное отношение к человеку.

Рассказ помог задуматься

Рассказ помог задуматься

  • об одиночестве;
  • о доброте;
  • о милосердии;
  • об отношении к маме;
  • о моих родных;
  • о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм.
Что нужно сделать, чтобы вокруг не было одиноких людей?

Что нужно сделать, чтобы вокруг не было одиноких людей?

  • нельзя быть бессердечным человеком;
  • нельзя быть равнодушным к своим близким;
  • нужно заботиться о своих родных;
  • нельзя совершать такие ошибки, которые исправить невозможно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!