Министерство образования и науки РБ
ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида
Урок чтения по теме:
«Проблема одиночества
в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»
8 класс
Составила:
Дайдаева Марина Викторовна
учитель русского языка и литературы
ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида
2014-15 уч.г.
Тема: Проблема одиночества в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».
Цель: формирование духовных ценностей у учащихся на примере героев рассказа «Телеграмма» К.Г. Паустовского.
Задачи:
Образовательная:
– закрепить умения учащихся давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое к ним отношение;
Коррекционно-развивающая:
– развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев и последствиями;
- корригировать мыслительную деятельность через выполнение операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- развивать устную связную речь;
Воспитательная:
- воспитывать уважение сострадание, сочувствие и милосердие к окружающим людям.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изучаемого материала.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуально-дифференцированная.
Оборудование:
Ноутбук, телевизор, презентация, кластеры, индивидуальные карточки.
Ход урока:
Организация учащихся на урок.
- Здравствуйте!
- Вы готовы к уроку?
- Посмотрите друг на друга.
- Улыбнитесь.
- Посмотрите на меня.
- Давайте улыбнемся друг другу.
- Настроились на работу?
- Садитесь, пожалуйста.
(слайд - картина «Одиночество»)
- Посмотрите внимательно на картину.
- Кто изображен на картине?
- Еще кто-то кроме мальчика есть на картине?
- Мальчик, какой?
- Сегодня мы с вами будем изучать проблему одиночества в рассказе «Телеграмма» К.Г. Паустовского.
- Тема урока: Проблема одиночества в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».
- На уроке
проверим домашнее задание;
составим характеристики героев для решения проблемного вопроса;
подведем итоги урока.
Введение в тему урока.
(слайд портрет К.Г.Паустовского)
- Итак, мы продолжаем работать над произведением «Телеграмма».
- О ком еще говорится в рассказе?
- Назовите главных действующих лиц в рассказе?
- Где доживала свой век Катерина Петровна? («в старом доме, построенном ее отцом – известным художником»).
- Кто был ее единственным и родным человеком?
- Где жила Настя? (Настя жила далеко, в Ленинграде).
-Как называется это город в настоящее время? (Санкт-Петербург)
- Ребята, вы знаете историю написания рассказа?
- Рассказ “Телеграмма” К.Г. Паустовский написал после реального случая, который произошёл в небольшой деревне под Рязанью, где ему довелось жить. Главные герои – это люди, которые жили в этой деревне.
Проверка домашнего задания.
- Что было задано на дом?
прочитать рассказ;
озаглавить части рассказа.
- Из скольких частей состоит рассказ «Телеграмма»?
- Как вы озаглавили I часть? (выбор нескольких вариантов ответов).
- Прочитайте, пожалуйста, письмо Катерины Петровны Насте (синяя закладка).
- Как бы вы откликнулись на это письмо?
- Как вы назвали II часть? (несколько ответов)
- Почему Настя не поехала к матери?
- Прочитайте отрывок о том, как Настя уезжала из Заборья и ответьте на вопрос: Почему Настя крадучись уехала из Заборья? (оранжевая закладка), (чтение в полголоса).
- Мы озаглавили части рассказа.
- Вы хорошо справились с домашним заданием.
4. Обобщение и систематизация знаний.
- Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на вопрос:
Проблемный вопрос: Почему Катерина Петровна прожила жизнь в одиночестве, хотя у нее была дочь?
Словарная работа: (слайды)
- Что означает слово «одиночество»?
1. Одиночество – состояние одинокого человека (это когда человек один).
- Чтобы не было одиноких, окружающие должны иметь такие качества, как:
2. Гуманность - любовь, внимание к человеку.
3. Совесть – ответственность за свое поведение перед людьми.
4. Милосердие – заботливое отношение к человеку.
- Причиной одиночества являются:
5. Эгоизм – себялюбие (человек, который любит только себя)
6. Равнодушие, черствость – безразличное отношение к человеку.
- Рассмотрим тему одиночества в рассказе «Телеграмма».
- Найдите в I части слова и выражения, которые подчеркивают одиночество Катерины Петровны?
Физминутка.
- А теперь немного отдохнем.
- Мы продолжаем нашу работу.
- Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне? (Тихон и Манюшка).
(Кластер. Учащимся предлагаются слова-характеристики каждого из героев (работа в парах).
- Ребята, подберите, пожалуйста, слова, которые характеризуют Тихона и Манюшку.
Тихон и Манюшка Тихон и Манюшка
Доброта Доброта
Забота Забота
Милосердие Милосердие
Жалость Жалость
Эгоизм
Равнодушие
Черствость
- Назовите душевные качества Тихона и Манюшки.
- Это ……
- Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.
- Но родная дочь Катерины Петровны проявляла совершенно иные качества по отношению к матери.
- Предлагаю выбрать слова, которые характеризуют Настю (работа ученика у доски).
(Кластер. Учащимся предлагаются слова-характерстики описания Насти)
Настя Настя
Доброта Эгоизм
Забота Равнодушие
Совесть Черствость
Милосердие
Эгоизм
Равнодушие
Черствость
- Молодец, ты правильно подобрал слова, которые характеризуют Настю.
- На работе же Настю характеризуют по-другому. На странице 198 найдите отрывок и прочитайте выступление Першина (желтая закладка), (чтение по цепочке).
- Ребята, все-таки Настя о ком-то заботилась?
- О ком? (о художнике, которому организовала выставку)
- Назовите слово, которое характеризует ее с положительной стороны.
(Добавляем кластер Настя).
Настя
Равнодушие
Черствость
Бессердечность
Забота
- Когда Першин отметил заботливое отношение Насти к художнику, почему она «смутилась до слез»?
- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем отрывок со слов ..... до слов ........ по ролям.
- В этом отрывке автор есть слова автора, слова Насти, слова старого художника (чтение по ролям).
- О чем говорится в отрывке? ( О том, что Насте стало стыдно перед старым художником за свое отношение к матери).
- Ребята, в душе Насти проявилось еще одно хорошее душевное качество.
- А какое, вы узнаете, прослушав отрывок из рассказа «Телеграмма».
- Закройте учебники.
- Послушайте меня внимательно и приготовьтесь ответить на вопрос: Почему заплакала Настя?
«Ненаглядная моя, - вспомнила Настя.......».
- Что она поняла?
«Она вскочила, быстро пошла»
- А почему?
- О чем она думала, когда торопилась?
- Что проявилось в Насте? (совесть).
Настя
Равнодушие
Черствость
Бессердечность
Забота
Совесть
- Почему Катерина Петровна прожила жизнь в одиночестве, хотя у нее была дочь?
- Потому что, Настя была эгоистичной, равнодушной, черствой по отношению к матери.
- Когда проявилась в душе Насти совесть? (Когда она поняла, что ее мать умирает).
Итог урока.
- Ребята, мы с вами ответили на основной вопрос урока.
- О чем нам помог задуматься рассказ «Телеграмма» К.Г. Паустовского?
Рефлексия (Звучит музыка)
- Рассказ «Телеграмма» помог задуматься… (слайд)
- Что нужно сделать, чтобы вокруг не было одиноких людей? (слайд)
нельзя быть бессердечным человеком;
нельзя быть равнодушным к своим близким;
нужно заботиться о своих родных;
нельзя совершать такие ошибки, которые исправить невозможно.
Мне очень хочется, чтобы вы чаще говорили своим родным о том, что вы их любите. Попробуйте сделать это уже сегодня. Загляните в их глаза, может, им сейчас так необходимо ваше понимание, забота, ваше тепло и участие. Возможно, в жизни мы кого-то обидели, давайте мысленно попросим у них прощение.
Я благодарю вас за урок. Вы усвоили тему урока, все без исключения активно и хорошо работали. Я вам всем ставлю положительные отметки.