СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературному чтению в 4 классе ( по программе Школа России).

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения в 4 классе»










Презентация

урока чтения

Тема: С. А. Есенин. Стихи.

(закрепление)

в 4-м классе


учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 95

Караваевой Елизаветы Федоровны




















Тема: С. А. Есенин. Стихи.

(закрепление)



Цели урока:

  1. Вспомнить известные детям стихи С. А. Есенина;

  2. Развивать речь учащихся, внимание к поэтическому слову, обдумывающее восприятие стихов С. А. Есенина через звук и цвет;

  3. Прививать любовь к поэзии.

Оборудование:

  1. Выставка книг;

  2. Карточки со стихами;

  3. Сочинения детей;

  4. Презентация урока «С. А. Есенин. Стихи»;

  5. Рисунки детей.

  1. Ход урока


I. Организационный момент

(Звучит мелодия «Отговорила роща золотая»);


II. Сообщение темы и цели урока (1-й слайд)

- Сегодня у нас необычный урок – урок поэзии, который посвящен творчеству известного русского поэта С. А. Есенина. На примере изученных нами произведений постараемся понять: о чем писал поэт, увидеть и почувствовать о чём мы читаем, будем учиться выражать своё отношение к прочитанному.

Беседа:

- Как вы понимаете, что такое поэзия? (2-й слайд);

(ответы детей).

- Прочитайте предложения, записанные на доске.

- Что вы теперь можете сказать о поэзии?

(Поэзия – это красота).

- Давайте заменим в предложениях слово «поэзия» словом «Красота»;

(3-й лайд);

- Сколько знаний слова «Поэзия» мы знаем? Назовите. (4-й слайд);


III. Работа по теме урока

(портрет С. А. Есенина); (5-й слайд);

- Чтение стихотворения.

- Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что «его песня отзовется и останется в людских сердцах».

- В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края. А Родина для С. Есенина – это село Константиново под Рязанью (чтение стихотворения детьми); (6-й слайд);

- Родина…С детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается?

- Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово «Родина»? (ответы детей); (7-й слайд);

- «Чувство Родины основное в моём творчестве» - писал С. Есенин. Рязанское село Константиново было началом его начал, источником, где он черпал силы и вдохновение.

- Какой же видел и любил свою Родину С. Есенин?

(Рисунки детей на доске, чтение стихов);

- В своих рисунках вы запечатлели образы, увиденные вами, созданные поэтом.

- Что воспевает поэт? (Красоту природы, берёзки, черемухи, зимы…).

С. Есенин – исконно русский, глубоко национальный поэт: «Какой русский и какой чистый поэт», - говорил о нем М. Горький. Поэт Руси, он взял у её природы даже характерные черты своей внешности.

- Чарующую синеву очей – у бездонных озёр и голубых небес; мягкие кудри – у крон родных берёз; золото-волос – у российских нив.

- А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу. С. Есенин очень любил свою мать и в его творчестве мы можем встретить немало произведений, посвященных маме.

- Как вы думаете, что позволило композиторам создать музыку на стихи?(Поэзия Есенина музыкальна, напевна, песенна).

- Художники выражают своё восхищение в полотнах, композиторы в музыке, а Есенин воспевал красоту природы в стихах и его оружие – слово. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж.

- А теперь мы с вами будем художниками. Оживим ромашку любимыми есенинскими красками. Пусть каждый лепесток будет раскрашен в любимый Есениным цвет.

- Прочтите стихи на стр. 65,66,72 учебника и стихи на карточках.

- Поговорите с ромашкой. Докажите строчками из стихотворений наличие того или иного цвета; (8-й слайд);

Белый цвет :

(Белая берёза под моим окном…

Словно яблонный цвет, седина…);


Голубой цвет: (8-й слайд)

(Я покинул дом родимый,

голубую оставил Русь…);


Зелёный цвет: (9-й слайд)

(Шелестят зелёные сережки);

Жёлтый, золотистый цвет: (9-й слайд)

(Ветки золотистые, что кудри завила…

Задремали звёзды золотые…);


Серебристый цвет: (10-й слайд)

(И горят серебряные росы…

Бежит, струится маленький серебряный ручей).


- Не только красками, но и необыкновенными звуками и ароматом наполнены есенинские стихи. Найдите подтверждение строчками из стихов (ответы детей);

- Вот какой замечательный, красивый букет у нас получился. Молодцы! Я, думаю, он бы очень понравился поэту. (11-й слайд);

- Какой литературный приём использует поэт, чтобы сделать язык поэтичным, более выразительным? (олицетворение, сравнение);

- Что такое олицетворение, сравнение?(ответы детей);

- Найдите в тексте стихотворений подтверждение (по вариантам):

1-й вариант – олицетворение;

2-й вариант – сравнение;

(ответы детей);

- А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина.

Все свои мысли вы должны были высказать в творческой работе «Я и стихи С. А. Есенина» (домашняя заготовка, чтение лучших работ);

(12-й слайд);


IV. Итог урока

- Сегодня мы старались не просто вспомнить строки из стихотворений С. Есенина, но и заглянуть в мир его поэзии, понять и почувствовать его.

Я думаю, что вы не раз ещё в течение своей жизни откроете томик любимых стихов.

(Выставление оценок);


V. Домашнее задание

Наизусть 1-й вариант: стр. 65 – 66;

2-й вариант: стр. 72.