Презентация
урока чтения
Тема: С. А. Есенин. Стихи.
(закрепление)
в 4-м классе
учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 95
Караваевой Елизаветы Федоровны
Тема: С. А. Есенин. Стихи.
(закрепление)
Цели урока:
Вспомнить известные детям стихи С. А. Есенина;
Развивать речь учащихся, внимание к поэтическому слову, обдумывающее восприятие стихов С. А. Есенина через звук и цвет;
Прививать любовь к поэзии.
Оборудование:
Выставка книг;
Карточки со стихами;
Сочинения детей;
Презентация урока «С. А. Есенин. Стихи»;
Рисунки детей.
- Ход урока
I. Организационный момент
(Звучит мелодия «Отговорила роща золотая»);
II. Сообщение темы и цели урока (1-й слайд)
- Сегодня у нас необычный урок – урок поэзии, который посвящен творчеству известного русского поэта С. А. Есенина. На примере изученных нами произведений постараемся понять: о чем писал поэт, увидеть и почувствовать о чём мы читаем, будем учиться выражать своё отношение к прочитанному.
Беседа:
- Как вы понимаете, что такое поэзия? (2-й слайд);
(ответы детей).
- Прочитайте предложения, записанные на доске.
- Что вы теперь можете сказать о поэзии?
(Поэзия – это красота).
- Давайте заменим в предложениях слово «поэзия» словом «Красота»;
(3-й лайд);
- Сколько знаний слова «Поэзия» мы знаем? Назовите. (4-й слайд);
III. Работа по теме урока
(портрет С. А. Есенина); (5-й слайд);
- Чтение стихотворения.
- Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что «его песня отзовется и останется в людских сердцах».
- В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края. А Родина для С. Есенина – это село Константиново под Рязанью (чтение стихотворения детьми); (6-й слайд);
- Родина…С детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается?
- Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово «Родина»? (ответы детей); (7-й слайд);
- «Чувство Родины основное в моём творчестве» - писал С. Есенин. Рязанское село Константиново было началом его начал, источником, где он черпал силы и вдохновение.
- Какой же видел и любил свою Родину С. Есенин?
(Рисунки детей на доске, чтение стихов);
- В своих рисунках вы запечатлели образы, увиденные вами, созданные поэтом.
- Что воспевает поэт? (Красоту природы, берёзки, черемухи, зимы…).
С. Есенин – исконно русский, глубоко национальный поэт: «Какой русский и какой чистый поэт», - говорил о нем М. Горький. Поэт Руси, он взял у её природы даже характерные черты своей внешности.
- Чарующую синеву очей – у бездонных озёр и голубых небес; мягкие кудри – у крон родных берёз; золото-волос – у российских нив.
- А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу. С. Есенин очень любил свою мать и в его творчестве мы можем встретить немало произведений, посвященных маме.
- Как вы думаете, что позволило композиторам создать музыку на стихи?(Поэзия Есенина музыкальна, напевна, песенна).
- Художники выражают своё восхищение в полотнах, композиторы в музыке, а Есенин воспевал красоту природы в стихах и его оружие – слово. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж.
- А теперь мы с вами будем художниками. Оживим ромашку любимыми есенинскими красками. Пусть каждый лепесток будет раскрашен в любимый Есениным цвет.
- Прочтите стихи на стр. 65,66,72 учебника и стихи на карточках.
- Поговорите с ромашкой. Докажите строчками из стихотворений наличие того или иного цвета; (8-й слайд);
Белый цвет :
(Белая берёза под моим окном…
Словно яблонный цвет, седина…);
Голубой цвет: (8-й слайд)
(Я покинул дом родимый,
голубую оставил Русь…);
Зелёный цвет: (9-й слайд)
(Шелестят зелёные сережки);
Жёлтый, золотистый цвет: (9-й слайд)
(Ветки золотистые, что кудри завила…
Задремали звёзды золотые…);
Серебристый цвет: (10-й слайд)
(И горят серебряные росы…
Бежит, струится маленький серебряный ручей).
- Не только красками, но и необыкновенными звуками и ароматом наполнены есенинские стихи. Найдите подтверждение строчками из стихов (ответы детей);
- Вот какой замечательный, красивый букет у нас получился. Молодцы! Я, думаю, он бы очень понравился поэту. (11-й слайд);
- Какой литературный приём использует поэт, чтобы сделать язык поэтичным, более выразительным? (олицетворение, сравнение);
- Что такое олицетворение, сравнение?(ответы детей);
- Найдите в тексте стихотворений подтверждение (по вариантам):
1-й вариант – олицетворение;
2-й вариант – сравнение;
(ответы детей);
- А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина.
Все свои мысли вы должны были высказать в творческой работе «Я и стихи С. А. Есенина» (домашняя заготовка, чтение лучших работ);
(12-й слайд);
IV. Итог урока
- Сегодня мы старались не просто вспомнить строки из стихотворений С. Есенина, но и заглянуть в мир его поэзии, понять и почувствовать его.
Я думаю, что вы не раз ещё в течение своей жизни откроете томик любимых стихов.
(Выставление оценок);
V. Домашнее задание
Наизусть 1-й вариант: стр. 65 – 66;
2-й вариант: стр. 72.