Конспект урока математики в 6 классе
по теме «Диаграммы».
Цель: формирование умения читать и анализировать столбчатые и круговые диаграммы.
Задачи:
познакомить с понятием «диаграммы», с различными видами диаграмм;
научить обучающихся читать диаграммы, отвечая на поставленные вопросы.
воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважения к историческому боевому пути славной Родины.
воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, к ветеранам.
воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная
Формируемые результаты:
предметные - формировать у учащихся умения представлять информацию в виде столбчатых и круговых диаграмм, читать и анализировать их.
личностные – формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения.
метапредметные –формировать первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и технике, о средстве моделирования явлений и процессов, формировать умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме.
Планируемые результаты: учащийся научится читать и анализировать столбчатые и круговые диаграммы.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте. Меня зовут Екатерина Николаевна.
Сегодня я проведу у вас урок математики.
2. Сообщение темы и целей урока.
Все мы ежедневно сталкиваемся с большим объемом различной информации, в том числе и числовой. Способы подачи такой информации самые разнообразные.
- Какие вы знаете? слайд 2
Показываю на доске диаграмму и спрашиваю: Знаете ли вы, что это? (Диаграмма)
- Что такое диаграмма? слайд 3
- Как «считывать» информацию с диаграммы?
Попробуйте сформулировать цель урока…. Сегодня на уроке мы узнаем: что такое диаграмма, какие виды диаграмм существуют, как правильно читать диаграммы.
3. Изучение нового материала.
Что же такое диаграмма? слайд 4 Само слово диаграмма происходит от греч. Διάγραμμα (diagramma) – изображение, рисунок, чертёж. щелчок
Определение: диаграмма – графическое изображение числовых величин и их соотношений, щелчок
Диаграмма служит для наглядного представления числовых данных.
слайд 5. Известно множество видов диаграмм: столбчатая, линейная, круговая, конусная; цилиндрическая, и.т.д. Вид диаграммы зависит от того, какой геометрической фигурой представлена информация.
Встречали ли вы диаграммы ?
Слайд 6 -Посмотрите, на эту диаграмму. Из чего она состоит? Это столбчатая диаграмма. Столбчатая диаграмма может состоять не только из вертикальных столбиков, но и горизонтальных.
Посмотрите, на следующий вид диаграмм. Это круговые диаграммы. Использование диаграмм особенно эффективно в тех случаях, когда ставится задача сравнить между собой некоторые данные.
Устный счет. слайд 7
Сейчас поработаем устно. Посчитали первый столбик. Подняли руки, кто посчитал. Посчитали второй столбик. И т.д. Щелчок щелчок
Ребята, перед нами дата 22.6.1941 и 9.5.1945. Кто знает, что это за даты?
Сколько лет длилась война(4года).
Давно отзвучали раскаты войны, но память о ней жива…9 мая 2020 года страна отметит 75-летие Великой победы. Люди не имеют права забывать свою историю.
День Победы – это праздник, которые связывает все поколения.
Сегодня на уроке мы остановимся лишь на нескольких важнейших событиях Великой Отечественной войны. И рассмотрим их с точки зрения математики.
слайд 8
1.Битва за Москву. 30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942 г.
Фашисты думали, что осенью 1941г. пройдут по Красной Площади победным маршем. Мы с вами знаем, что 7 ноября 1941г. состоялся Парад советских воинов, которые прямо с Парада уходили на фронт.
слайд 9
Весь мир воспринял этот Парад как выражение силы и уверенности нашего народа в победе, в решимости отстоять Москву и всю страну.
слайд 10 Информация о силах сторон представлена с помощью диаграмм.
Какого вида вы видите диаграммы?
- Можно ли сказать, на чьей стороне перевес в силе?
-В чем Германия имела наибольшее преимущество?
Но, несмотря на значительное преимущество Германии, Советская армия не пустила врага в столицу. Победа под Москвой развеяла миф о «непобедимости фашистского вермахта, навсегда похоронила план гитлеровского «блицкрига». Япония и Турция, готовившиеся к агрессии против СССР, воздержались от нападения.
слайд 11
2. Сталинградская битва 17 июля 1942 г. — 2 февраля 1943 г.
Больше полугода продолжалась битва за Сталинград. Эта битва является крупнейшей сухопутной битвой в ходе Второй мировой войны,
В битве за Сталинград были задействованы огромные ресурсы, как людские, так и технические. Давайте проанализируем эти ресурсы с помощью диаграмм.
слайд 12 Какого вида здесь диаграммы?столбчатые
-Сколько орудий и минометов было у фашистов?3000
- Сколько всего самолетов? 1200+700=1900
-Определите по диаграмме, каково было численное превосходство фашистской армии посчитайте (450000-386000=64000 человек)
- В какой технике Советский Союз практически сравнялся с Германией(танки), а в чем еще значительно отставал?(минометы и самолеты)
Да, перевес сил был на стороне противника. И всё же германская армия под командованием генерал-фельдмаршала Паулюса была разгромлена, что потрясло Германию. Сталинградская битва окончательно разрушила миф о непобедимости армии Гитлера.
Физминутка.
Наши воины идут
Раз- два, раз – два.
В барабаны громко бьют
Тра – та – та, тра-та-та.
В море наши корабли
Нынче здесь, завтра там.
Долго плавают вдали
По морям, по волнам.
Пограничник на посту
Кто идёт? Кто идёт?
Едут танки по мосту
Тр-р вперед, тр – р вперед.
Над землею самолеты
У-у-у!
Разрешен ракетам взлет
У-ух!
Наши пушки точно бьют
Бах! Бах!
Нашей армии салют
Ура! Ура!
Первичное закрепление.
слайд 13
3.Блокада Ленинграда 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года
Много горьких цифр описывают эту войну, но Ленинградская блокада стала одним из страшнейших моментов ВОВ.
Ленинградская блокада длилась 872 дня и была снята 27 января 1944 года.
В блокированном Ленинграде оставались приблизительно 2 млн.400 000 жителей, и в период фашистской блокады от голода умерли не менее трети всех жителей. слайд 14
С помощью диаграммы найдите число жителей Ленинграда, погибших в блокаду. (632253+16747=649000 человек погибли)
Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей – вдвое меньше. Вы только представьте, для многих ленинградцев этот кусочек хлеба был и завтраком, и обедом и ужином. То, что сегодня мы не задумываясь съедаем в два укуса, мы должны быть благодарны, тем защитникам нашей родины, которые героически и мужественно стояли на защите нашей родине. на голодные мужчины, женщины и дети, растягивали на 24 часа, чтобы выжить. Именно поэтому блокадные 125 граммов — сейчас один из главных символов блокады Ленинграда.
слайд 15 Используя круговую диаграмму «Блокадный хлеб» ответьте на вопросы:
- Какие компоненты входили в состав блокадного хлеба;
- Сколько % ржаной муки входило в состав хлеба;
-Сколько различных добавок содержалось в хлебе?
- Какие добавки не должны добавляться в хлеб?
слайд 16 4. Битва за Берлин. 23 апр. 1945 г. – 2 мая 1945 г.
Битва за Берлин — одна из последних стратегических операций советских войск в Европе, она продолжалась 23 дня.
В ходе берлинской операции Красная Армия заняла столицу Германии и победно завершила войну.
слайд 17 2 мая 1945 года на крыше Рейхстага было установлено Знамя Победы. слайд 18 Используя круговую диаграмму, расскажите:
- Войска, каких стран принимали участие в боях за Берлин?
- Какой фронт СССР был самым малочисленным?
- Численность, какого фронта практически равна численности германской группы войск? Как это можно определить? (1000000-908500=91500)
-Какова численность войск каждого государства при битве за Берлин?
слайд 19
8 мая 1945 года в предместье Берлина в присутствии представителей вооруженных сил Советского Союза, Англии, США, Франции генералы подписали акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Прошла война,
Прошла беда,
Но боль взывает к людям
Давайте, люди никогда
Об этом не забудем!
слайд 20
Наш долг помнить какой ценой далась нам Победа в этой страшной войне, чтить память погибших и проявлять постоянную заботу о ветеранах. Спасибо нашим ветеранам за жизнь, за мирное небо над головой и счастье победного мая каждый год.
Откройте дневники - запишите домашнее задание: п.27 №786,788,791,799
Рефлексия
-Ребята, оцените свою работу на уроке.
Продолжите фразу:
Сегодня я узнал(а)….
Сегодня я научился ….
Сейчас каждый из вас выйдет и приклеит квадрат в соответствии вашего настроения. Что у нас получилось? (Диаграмма) Что такое диаграмма?
Какого вида?(Столбчатая) А еще с каким видом диаграммы мы сегодня с вами познакомились?(круговой) Для чего они нужны в математике?
Спасибо вам, ребята, за урок. Мне с вами было очень приятно общаться. Желаю вам успехов.