СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Делители и кратные

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Делители и кратные. Урок расчитан для 5ого класса

Просмотр содержимого документа
«Урок Делители и кратные»

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

  • Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

– Доброе утро, ребята! Какой сегодня замечательный зимний день! Но пройдёт немного времени и наступит весна.

- А какой самый первый весенний праздник? (8 Марта)

- Что принято делать в этот день? (Поздравлять женщин, дарить подарки)

- Какой подарок понравится и однокласснице, и маме, и бабушке? (Цветы, букет цветов)

- Вы когда-нибудь составляли букеты? Что для этого нужно знать? (Какие цветы сочетаются между собой, какие цветы кому нравятся….)

Когда я готовилась к уроку узнала ,что в разных странах существуют традиции связанные с количеством даримых цветов , например в США, Европе и некоторых восточных странах считается что чётное количество даримых цветов приносит счастье. В отличие от них в России чётное количество цветов используют для поминовения.

- А может ли математика пригодиться при составлении букета? (Да, наверное…)

- Я уверена, что сегодняшний урок и последующие принесут вам новые открытия и много радости от общения друг с другом. Сегодня мы вспомним то, с чем познакомились раньше и, конечно, узнаем много нового.


Актуализация знаний. Устная работа.

Найдите значение выражений:

100: 25 66:4 66: 1 66: 11 100:1 100:24 72:1 72:72 66:66 72:8 100:100 72:3 (Слайд)

На какие группы можно разделить данные числовые выражения? Почему?

-Как говорят если одно число делится на другое без остатка?

Ответ. Когда одно число делится на другое без остатка, то говорят, что первое число делится на второе.

На доске: а:в=с (Слайд )

Как называются числа при делении? (делимое.делитель,частное)

Делимое 1000, делитель 4. Найдите частное.

Делитель 8, частное 25. Найдите делимое.

Делимое 1000, частное 125. Найдите делитель.


  1. Коллективная поисковая работа по изучению материала.

- Представьте, что у вас целая корзина цветов, и вы хотите поздравить своих учителей.

- Что для этого нужно знать? (Сколько цветов в корзине, сколько букетов нужно составить, сколько цветов в одном букете)

- Что вы будете делать? (Делить цветы на букеты)

1) Продолжим составлять букеты, выполняя № 703(б) (устно) стр. 160.

Из скольких цветов можно составить букеты? Почему не удалось составить букеты из 9 цветов? 11 цветов? (35 не делится на 9, на 11)

- На какие числа делится число 35?

35 : 1, 35 : 5, 35 : 7, 35 : 35

Как вы думаете, как называются числа, на которые делится 35? ( Эти числа называются делителями)

- Так какое число называют делителем числа? (Это число, на которое делят) Слайд определение.

- А как называется число, которое делят? (Делимое)

Давайте, попробуем ему придумать другое название.

Подсказка: Это слово произошло от старинного русского слова «крата», означающее «раз».

- Где еще в жизни вы встречались с этим словом? Слайд. (пятикратный олимпийский чемпион) Что означает пятикратный чемпион.

- Значит как называется число, которое делят? Ответ ( кратное).

- Какая тема нашего урока, очем мы с вами будем говорить? Слайд.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему.

- Какова цель нашей работы? Ответ. Научиться находить делители числа и кратные числа.

Работа с учебником. Читают первый абзац стр. 160.


-Чтобы понятие делитель и кратное сохранилось в вашей памяти, запомните маленькое стихотворение.

Слайд.

Делитель делит- себя не обидет,

Кратное делится и веселится.








  1. Закрепление изученного материала.

1. Групповая работа.

1 группа.

а)Найдите все делители числа 24.

б) Может ли делитель числа быть больше самого числа?

2. группа

а)Найдите все делители числа 36.

б) Назовите наименьший делитель числа 36.

3 группа

а)Найдите все делители числа 45.

б) Назовите наибольший делитель числа 45.

- И какой же вывод мы сделаем? ( 1 является делителем для всех чисел, наибольший делитель числа – само число, делитель не может быть больше самого числа).


Физкультминутка

ЦВЕТКИ

Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).


Работа парами

Математический диктант

Проведем математический диктант, работать будем числами до 15. Запишите числа, у которых:

а) 1 делитель, (1)

б) 2 делителя, (2;3;5;7;11;13)

в) 3 делителя или больше делителей, (4; 6; 8;9;10;12;14;15)

Поменяйтесь тетрадями, давайте проверим. Ответы на слайде.

Все верно- «5», ё1-2 ошибки - «4», 3-7 ошибок- «3», более 7 - «2»


  1. Решите № 706 а (на доске и в тетрадях.)

K(14) = {14, 28, 56}.

Карточка 1

Из чисел 6, 12, 24, 30,36, 43 выберите кратные 12.

Карточка 2.

Из чисел 5,15, 17,20,30,45

  • Может ли кратное быть меньше самого числа?

  • Является ли число кратным самому себе?

  • Сколько кратных может быть у числа?


  1. Самостоятельная работ

Проверить. Если три задания сделаны – зачет, если нет не зачет.

  1. Итог урока.

– Что нового вы сегодня узнали?

– Какие знания вам помогли в работе сегодня на уроке?

– Чему вы сегодня научились?

- Помогла вам математика составлять букеты?

Если вы считаете , что вы получили для себя на уроке новые

знания и положительные эмоции прикрепите к стебельку

красный цветок, если же увы нет, то – синий.

  1. Домашнее задание: п 25, № 705, 726.

*Придумать задачи на тему: «Делители и кратные»


























Приложение 1

2 группа

Творческое задание «Флористы»



В корзине 45 цветов. Сколькими способами можно составить букеты из нечётного числа цветов? Составьте букеты цветов для своих учителей одним каким-нибудь способом.

































































Карточка №1

  1. Соедините линиями части фраз, соответствующие друг другу:

Делителем натурального числа а называют

натуральное число, которое делится на а без остатка





натуральное число, на которое число а делится без остатка



Кратным натуральному числу а называют …

2. Закончите предложение: число 24 делится на 6, значит 6 можно назвать …

____________________________________________________________________________

3. Закончите предложение: число 24 делится на 6, значит 24 можно назвать …_________________________________________________________________________

4. Вставьте пропущенные слова: число 25 делится на 5, значит число 5 называют

_____________________________, а число 25 называют _______________________.







Карточка №2

1. Внимательно прочитайте высказывание и напротив каждого из них запишите букву (И), если высказывание истинно, (Л), если высказывание ложно.

а) 2 – делитель 16;

б) 25 – делитель 5;

в) 81 – кратное 9;

г) 12 – делится нацело на 3;

д) 6 – кратное 72;

е) 72 – кратное 6;

ж) 1 – делитель любого натурального числа;

з) Любое натуральное число кратно самому себе.

2. Выпишите:

а) делители числа 54: ____________________________________________________;

б) делители числа 48: ____________________________________________________;

в) общие делители чисел 54 и 48: __________________________________________;

г) наибольший общий делитель чисел 54 и 48: ____________.













Тест

Вариант I

А1. Какое из чисел 5, 6, 7 и 31 является делителем числа 93?

1) 5; 2) 6; 3) 7; 4) 31.

А2. Какое из чисел 2, 6, 24 и 50 является кратным числа 12?

1) 2; 2) 6; 3) 24; 4) 50.

А3. В упаковках по 7 чашек. Сколько чашек можно взять, не вскрывая упаковки?

1) 64; 2) 48; 3) 56; 4) 90.

А4. Верно ли высказывание: сумма двух натуральных чисел кратна каждому из слагаемых?

1) да; 2) нет; 3) затрудняюсь ответить.

В1. Запишите все делители числа 24.

____________________________________________________________________________

В2. Запишите все двузначные числа, кратные 36.

_____________________________________________________________________________



Вариант II

А1. Какое из чисел 2, 4, 6 и 34 является делителем числа 68?

1) 2; 2) 4; 3) 6; 4) 34.

А2. Какое из чисел 6, 12, 36 и 72 является кратным числа 72?

1) 6; 2) 12; 3) 26; 4) 72.

А3. В упаковках по 8 книг. Сколько книг можно взять, не вскрывая упаковки?

1) 35; 2) 29; 3) 96; 4) 83.

А4. Верно ли высказывание: произведение двух натуральных чисел кратно каждому из множителей?

1) да; 2) нет; 3) затрудняюсь ответить.

В1. Запишите все делители числа 36.

____________________________________________________________________________

В2. Запишите все двузначные числа, кратные 24.

_____________________________________________________________________________







































Карточка 1

Из чисел 6, 12, 24, 30,36, 43 выберите кратные 12.



Карточка 2.

Из чисел 5,15, 17,20,30,45









1 группа.

а)Найдите все делители числа 24.

б) Может ли делитель числа быть больше самого числа?





2. группа

а)Найдите все делители числа 36.

б) Назовите наименьший делитель числа 36.







3 группа

а)Найдите все делители числа 45.

б) Назовите наибольший делитель числа 45.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!