1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 5а,5б,5в |
Место урока | 12 кабинет |
Тема урока | Делители и кратные числа, разложение числа на множители |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты: владение понятиями «делителя» и «кратного» числа; - умение используя эти понятия, комментировать свои действия, используя математические термины |
Личностные умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; умение работать в группе |
Метапредметные контролировать свои действия в процессе выполнения, применение понятий «делителя» и «кратного» числа, пользоваться речью для объяснения действий. |
Предметные применение знаний в различных ситуациях |
Ключевые слова (ДЕЛИТЕЛЬ КРАТНОЕ ДЕЛИТСЯ НАЦЕЛО СВОЙСТВО ДЕЛЕНИЯ НАЦЕЛО СУММЫ ДВУХ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.): |
Краткое описание (Урок по предмету «Математика» для 5 класса по теме «Делители и кратные числа». Урок освоения новых знаний и умений.) |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Сообщение темы, постановка целей урока. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
На доске представлены несколько примеров 8*9=72 36:6=6 6*9=54 15:5=3 2*8=16 45:5=9 4*6=24 12:5=2(остаток 2) Назовите компоненты умножения и деления (ответ ) На цело не делится, только с остатком, давайте этот пример оставим на доске и в процессе урока выясним, почему нельзя 12разделить на 5 |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
- На какие числа делится число 12 12: на 1,2,3,4,6,12 Эти числа называются делителями числа 12. - Так какое число называют делителем числа? (Это число, на которое делят) - А как называется число, которое делят? Давайте, попробуем ему придумать другое название. Подсказка: Это слово произошло от старинного русского слова «крата», означающее «раз». Давайте в учебнике на стр 111 найдем слово с корнем «крат » и его происхождение - Где еще в жизни вы встречались с этим словом? (пятикратный олимпийский чемпион) b - делитель числа а, а – кратное числу b - Как же можно переформулировать тему нашего урока? (Делители и кратные). - Если одно натуральное число нацело делится на другое натуральное число, то первое называют кратным (делимым) второму, а второе – делителем первого. Таким образом, если а иb – натуральные числа и а делится нацело на b, то а кратно b, а b – делитель а. 3 делитель 18, а18 кратное 3 |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Давайте с вами еще раз вернемся к примеру 12:5 Мы выяснили , что у числа делители 12:1,2,3,4,6,12 А чему же кратно число 5:5,10,15,20… Принята след запись Д(12), К(5) • Может ли делитель числа быть больше самого этого числа? • Может ли кратное быть меньше самого числа? • Является ли число кратным самому себе? • Сколько кратных может быть у числа? • Сколько делителей может быть у числа? Запишите числа, у которых: а) 1 делитель, (1) б) 2 делителя, (3;5;7) в) 3 делителя или больше делителей, (4; 6; 9) - Какое число является делителем всех чисел? (1) |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Найдите сумму всех делителей числа, не считая его самого: Числа 6: 1+2+3=6 Числа 28: 1+2+4+7+14=28 Сделайте вывод! Числа, которые равны сумме всех своих делителей (исключая само число), древнегреческие математики называли совершенными. Первое, самое меньшее совершенное число - 6. Может быть, именно поэтому шестое место считалось самым почетным на пирах у древних римлян. Второе по старшинству совершенное число - 28: |
Этап 3.2. Систематизация знаний и умений |
Тренировочные задания № 1. Какую из цифр 2, 3, 4 нужно подставить в число 5_ вместо пропуска, чтобы получить кратное числа 3? Варианты ответа: 2, 3, 4. Решение. Вспомним признак делимости на 3.Чтобы число делилось на 3, необходимо, чтобы сумма его цифр делилась на 3. Из представленных цифр подходит только 4, т.к. 5 + 2 = 7 – не делится на 3; 5 + 3 = 8 – не делится на 3; а 5 + 4 = 9 – делится на 3. Ответ: 4. № 2. Разложите произведение на простые множители 25 и 24. Решение. Разложим отдельно числа 25 и 24 на простые множители, а затем найдём произведение всех полученных простых множителей от 24 и 25. 25 · 24 = 52 ·23 · 3 Ответ: 25· 24 = 52 · 23 · 3 |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
делителей числа 1вариант 42, 2 вариант 48, 3 вариант 24 2 задание Запишите двузначные числа, кратные числу 1вариант 11, 2 вариант 12, 3 вариант 22 |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
– Что нового вы сегодня узнали? – Какие знания вам помогли в работе сегодня на уроке? – Чему вы сегодня научились? – Проанализируйте свою работу на уроке, ответив на вопросы (учащимся предлагаются карточки с вопросами для рефлексии деятельности.) |
Этап 5.2. Домашнее задание |
1. У продавца имеется много гирь весом 3 кг и 5 кг. Может ли он взвесить товар массой 29 кг? (Может.) Решение: Числа, кратные числу 3: 3, 6, 9, 12, 15,... Числа, кратные числу 5: 5, 10, 15, 20, ... Продавец может взять 3 гири по 3 кг и 4 гири по 5 кг: 3 · 3 + 5 · 4 = 29 (кг). 2. Можно ли 64 ручки разложить поровну, ответ обоснуйте: а) в 10 наборов; в) в 16 наборов; б) в 32 набора; г) в 22 набора? |