Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная деятельность | Коммуникативная деятельность | Регулятивная деятельность |
Учебные действия | Получаемый результат | Учебные действия | Получаемый результат | Учебные действия | Получаемый результат |
1.Самоопределение к деятельности 1 мин. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Проводить инструктаж по ТБ. Организует деление класса на группы (пары). | Взаимное приветствие, настраиваются на работу. | Выражать положительное отношение к процессу познания. | Моральная подготовка к уроку, настраиваются на рабочий лад | Эмоциональный настрой на урок, оценка рабочего места | Настраиваются на организацию своей деятельности | Преобретать умение организовывать свою деятельность |
2.Актуализация знаний и мотивация 4 мин. | Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала. Учитель начинает беседу с проблемного вопроса по будущей теме урока. «Незначительная, но досадная мелочь способна испортить хорошее — доброе начинание, приятное впечатление, веселое настроение, в народе говорят «Ложка дегтя портит бочку меда». Давайте подумаем, действительно ли ложка деготя может испортить мед в большой бочке?» 1.Задает учащимся наводящие вопросы. -Из чего состоят все вещества, в том числе мед и деготь? -Как ведут себя молекулы в веществах? 2.Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока 3.Организует беседу, выявляющую представления о движение молекул.. -Если повесить на веревку мокрое белье, то оно через некоторое время высохнет. - Если смочить ватку духами, то очень скоро этот запах почувствуют все, кто будет находиться в комнате. 4.Подводит итог беседы, создает готовность к предстоящей деятельности. | Анализируют проблемную ситуацию. Слушают и отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока. | Самостоятельно предлагать альтернативные варианты решения пробле- мы, разные способы поиска ответа. Проявлять познавательную инициативу, желание узнать новое. Осознать цели предстоящей деятельности. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Отслеживать действия учителя, уметь слушать и слышать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. | Контролируют правильность ответов учащихся. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. |
3.Постановка учебной задачи 2 мин. | Выдвигается учебная задача, анализирующая способы ее решения и выдвигается гипотеза. Учитель: «Итак, мы знаем, что вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки. Как ведут себя эти частицы? - Выполнение каких действий приведет нас к решению учебной задачи? Предлагает учащимся высказать предположение о способах изучения темы урока и самим составить план изучения темы «Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах» | Выссказывают предположения, что возможны два варианта: 1) частицы находятся в покое; 2) частицы находятся в движении. Выдвигают гипотезу, формулируют тему урока. | Составлять плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия «нового» знания. | Задают вопросы учителю. Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения. | Уметь выражать свои мысли, строить высказывания. | Осуществляют самоконтроль понимания учебной задачи. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
|
4.«Открытие» детьми нового знания 10 мин. | Гипотезы подтверждаются физическим экспериментом. «Наблюдение явления диффузии. -в газах; - в жидкостях» 1.Брызните освежителем. Что вы почувствовали? Как можно объяснить распространение запаха с точки зрения молекулярного строения вещества? 2. Смочите часть листа бумаги водой, положите на увлажненное место кристаллик марганцовки. Что наблюдается вокруг него? Ответьте на вопросы: 1).Где быстрее происходит диффузия: в жидкостях или газах? 2).О чем свидетельствует явление диффузии? Найдите подтверждение своих предположений в информации к проекту ГлобалЛаб «Диффузия вокруг нас» (https://globallab.org/ru/project/cover/diffuzija_vokrug_nas.ru.html#.VHDaoTSsXbQ) Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. | Наблюдают и объясняют явление диффузии Фиксируют в тетради свое «открытие». | Принимать и сохранять познавательную цель, четко выполнять требования познавательной задачи. . | Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы. Проявляют навыки конструктивного общения, взаимопонимания.,. | Понимать на слух ответы учащихся; уметь планировать общие способы работы; согласовывать усилия по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; осуществлять взаимопомощь. | Контролируют полученный результат в форме его сличения с заданным эталоном ( в информации к проекту, в параграфе учебника) | Принимать и сохранять учебную цель и задачу; обнаруживать отклонения и отличия от эталона; осуществлять взаимоконтроль. Осознание того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению |
Первичное закрепление 5 мин. | Организует (во фронтальном режиме) работу по первичному закреплению с применением ЦОР. Интерактивное задание,Мультимедиа « Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b53-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf) Организует сравнение совместно выработанного определения понятия «диффузия» с определением приведенным в учебнике. | Аргументируют свое мнение и оценивают правильность своих выводов. | Делать выводы, обобщения. | Слушают и отвечают (работают во фронтальном режиме) Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы. | Строить понятные для собеседника выссказывания; понимать на слух ответы учащихся. . | Контролируют правильность и полноту ответов, по мере необходимости дополняют и исправляют.
| Учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала |
Самостоятельная самопроверка по эталону 10 мин | Предлагает задание на «новое» знание. Создает условия для сотрудничества – работы в парах и организует работу по заполнению протокола проведения исследования в проекте «Диффузия вокруг нас» на ГлобалЛаб (https://globallab.org/ru/project/cover/diffuzija_vokrug_nas.ru.html#.VHDaoTSsXbQ) (ответить на вопросы1-8) Помогает комментировать учебные действия учащимся, поддерживает их интерес и познавательную активность. Создает ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок. | Анализируют протокол исследования и делают выводы о роли диффузии в загрязнении окружающей среды. | Развивитие умения анализировать в ходе эксперимента, на его основе формулировать логические выводы. Выделять закономерности, обобщать результаты наблюдения, составлять план действий – алгоритм. Представлять составленный алгоритм от группы. Внесение изменений в индивидуальный алгоритм. | Обобщают результаты исследования. Используют приобретённые знания в практической деятельности. | Различать разные ролевые позиции в процессе деятельности. Приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Составляют план и последовательность действий. Планируют общие способы работы. Обосновывают выбор общего решения. | Осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
Включение в систему знаний и повторение 2 мин. | Формулирует обобщенные вопросы: - Что мы узнали нового? - Отличается ли ваши выводы от информации к проекту Глобаллаб, в учебнике?
| Озвучивают характеристику явления диффузии на основе полученных результатов в ходе выполнения эксперимента. Делают выводы о полноте и правильности, сравнивают с информацией к проекту Глобаллаб, в учебнике. | Умение строить рассуждения в форме связи простых умозаключений об объекте «диффузия», его свойствах, роли в природе и технике. | Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учителя и учеников из других групп. | Формировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия. | Само-и взаимоконтроль; по результатам эксперимента оценивают правильность сделанных выступающими выводов. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
Рефлексия деятельности 4 мин. | Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку учебной деятельности учащихся; - отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке; -дает комментарий к домашнему заданию. (-вопросы 9-11 анкеты проекта в проекте «Диффузия вокруг нас» на ГлобалЛаб; - §9)
| Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка результатов деятельности; критичность. | Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Отмечают продуктивную работу группы. | Рефлексия своих действий: способность к самооценке и оценки на основе критерия успешности учебной деятельности. | Оценивают результаты достигнутого на уроке, сравнивая уровень выполнения данного задания в начале и в конце урока | Самостоятельно анализировать достижение цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. |