1.Организационный момент | 3 мин | Сообщение темы, целей урока и формы проведения. | Класс делится на 3 группы, каждая из которых является сторонником одной из теорий. На столах лежат листы с определением жизни мыслителями разных эпох (Приложение 1), правила дискуссии (Приложение 2). Каждый ученик получает листы с таблицей (Приложение 3), которую он будет заполнять на протяжении всего урока. У координатора команды – оценочный лист (Приложение 4). |
2.Определение понятия «жизнь». Критерии жизни. | 5мин | Вопрос возникновения и развития жизни на нашей планете – один из наиболее сложных и в то же время интересных в современном естествознании. С древнейших времен он занимал человечество и был предметом споров не одного поколения ученых. Не только биологи, но и физики, химики, геологи, философы до сего дня принимают активное участие в поисках ответа на него. Это объясняется тем, что решение данной проблемы имеет не только научное, но и мировоззренческое значение. Жизнь заполняет все уголки нашей планеты. Океаны, моря, озера, реки, горы, равнины, пустыни, даже воздух населены живыми существами. А что же такое «жизнь»? Что ассоциируется у вас с этим понятием? Давайте попытаемся сформулировать понятие «жизнь» с точки зрения биологии. Ответ на этот вопрос вызывает затруднение не только у вас. Дать точное определение жизни чрезвычайно cложно, но все-таки такие попытки были предприняты неоднократно. Так как в науке пока нет общепринятого, универсального определения жизни, то единственный способ описать ее – это перечислить основные свойства живых организмов. | Каждому ученику в классе предлагается произнести только одно слово. Предположительно, появляется набор слов: рост, гамета, цветок, развитие, эмбрион, опыление, проросток, питание, ребенок, семя и т.д. Анализ определений жизни (Приложение 1) Вывод: ни одно определение не является полным. Все требуют уточнений и дополнительных объяснений. Многочисленные определения жизни можно свести к двум концепциям: - жизнь определяется субстратом, носителем ее свойств; - жизнь определяется как совокупность специфических физико-химических процессов. Фронтально перечисляют критерии жизни. |
3.Основные гипотезы возникновения жизни на Земле. | 5 мин | Каким же образом могли появиться тела, обладающие совокупностью этих уникальных свойств? С тех пор, как человек стал задаваться этим вопросом, прошло не менее двух тысячелетий, возникло множество гипотез и предположений о зарождении жизни. Познание продолжается, вовлекая все новые идеи, методы и подходы, но, несмотря на грандиозные успехи современной науки, величайшая загадка: как появилась жизнь на нашей планете – так и остается неразгаданной. В современном естествознании существует ряд широко известных гипотез возникновения жизни: Гипотеза стационарного состояния, согласно которой жизнь существовала всегда. Гипотеза многократного самопроизвольного самозарождения жизни из неживого вещества. Гипотеза, основанная на признании сверхъестественного происхождения жизни в результате акта божественного творения. Гипотеза панспермии – внеземного происхождения жизни. Гипотеза эволюционного возникновения жизни в ходе физической и химической эволюции. Теории самозарождения и стационарного состояния представляют собой только исторический или философский интерес, так как результаты научных исследований противоречат выводам этих теорий.
| Заполняют таблицу (Приложение 3). |
4.Дискуссия. | 25 мин | Напоминаю правила ведения дискуссии. | Каждая группа представляет свою гипотезу, показывает подготовленную презентацию. Оппоненты могут задавать вопросы, уточнять , опровергать, корректировать полученную информацию в рамках отведенного времени. Руководитель группы фиксирует активность членов своей группы в оценочных листах (Приложение 4). Продолжают заполнять таблицу. |
5.Подведение итогов. | | Итак, в ходе урока мы попытались сформулировать понятие «жизнь», рассмотреть некоторые гипотезы происхождения жизни на Земле, сформировать и отстоять собственное мнение. Каковы ваши впечатления? Предлагаю учащимся продолжить предложение: - А я и не знал… - Самым сложным для меня сегодня было… - На будущее мне надо иметь в виду… Как отмечает польский философ В.Луговски (1995), изучивший всю мировую литературу по вопросу происхождения жизни, во второй половине ХХ века было предложено 120 различных гипотез и теорий на эту тему. Надо признать, что сегодня нет гипотезы, объясняющей все факты, которыми располагает наука к началу третьего тысячелетия. На этом уроке мы не ставили себе целью доказать или опровергнуть какую-либо гипотезу. Самым важным для нас сегодня было научиться вести дискуссию, делать выводы, аргументировать свое мнение и уважать мнение другого человека. Только научившись открытому конструктивному диалогу при условии взаимоуважения и терпимости сторон к мнению друг друга, можно считать себя современным человеком, ставшим на путь движения человечества к устойчивому развитию. | Формулируют общие выводы: Существует несколько гипотез возникновения жизни на Земле. Все гипотезы делятся на 2 группы: биогенеза и абиогенеза. Нельзя получить однозначный ответ на вопрос о том, как возникла жизнь на Земле. Большинство ученых являются сторонниками теории биохимической эволюции (Опарина-Холдейна), согласно которой жизнь возникла на Земле абиогенным путем. В настоящее время живое происходит только от живого (биогенное происхождение). Возможность повторного возникновения жизни на Земле исключена. Оценивают значение урока для себя. |