СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-диспут по повести Железникова « Чучело»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -диспут на основе просмотра фильма направлен на нравственное воспитание подрастающего поколения. 

Просмотр содержимого документа
«Урок-диспут по повести Железникова « Чучело»»


Просмотр и обсуждение фильма по сценарию В. Железникова « Чучело »

« Урок доброты, достоинства и человечности »

( Аудитория : 7 А, Б, В классы )


Учителя русского языка и литературы : Мишкова Елена Александровна и Кудрина Марина Михайловна

МБОУ « Кардымовская средняя школа им. Героя Советского Союза С.Н. Решетова »

Смотри школьный сайт « Кардымовской СШ » : -https://region67.region systems.ru/School.aspx?IdU=sc..


Заключительное мероприятие недели в рамках недели русского языка и литературы ( от 17.03.2023 учебный год ) – предметная неделя


СССР, 1983, Сцен. В. Железников; Реж. Р. Быков (по мотивам одноименной повести В. Железникова). В ролях: Кристина Орбакайте, Ю. Никулин, Е. Санаева, Митя Егоров, С. Крючкова.


Цели:

1) Помочь учащимся разобраться в проблемах, поднимаемых В.Железниковым в повести «Чучело», составлению характеристики героев; рассмотреть проблемы противостояния ценностей истинных и мнимых, красоты духовной, внутренней и внешней ;

2) Развивать речь, мышление, умение дискуссировать с обоснованием своего мнения; способствовать формированию навыков и умений общения, ведения диалога ;

3) Способствовать воспитанию доброты, бескорыстия, чуткости к окружающим; способности понимать других и сопереживать , встать на защиту слабого.


ТИП:  подведение итогов  просмотра кинофильма в форме диспута.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: На  неделе русского языка в школе обучающимся 3-х классов ( 7 В , 7 А, 7 Б было предложено вместе  посмотреть фильм «Чучело»; попытаться определить основные проблемы  и обсудить их ; в качестве вопросов, способствующих повышению мотивации к просмотру, были предложены следующие вопросы:


- Какие вопросы вы поставили бы по фильму ?

- Можно ли оставлять безнаказанным предательство;

- Как бы ты повёл (а) себя в конфликтных ситуациях, подобных изображённым в повести  «Чучело»?

- На чём же держится мир?

- Что есть настоящая истинная красота?

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Просмотрен фильм по повести Владимира Железникова «Чучело».

Сегодня мы будем говорить, а, возможно, и спорить о героях повести в фильме режиссера Ролана Быкова, об их поступках, о доброте и жестокости, о верности и предательстве, о подлости и благородстве. Мы будем говорить о героях, которые оказались перед выбором : совершить подлый поступок, чтобы сохранить свое благополучие, или быть битым, но сохранить достоинство. Наша задача понять : правильно ли поступили герои, сделав свой выбор ? И как герои оправдывают себя и свои поступки ?

Мы постараемся дать ответы на вопросы, размышляя над проблемами, поставленными В. Железниковым в повести «Чучело».

Многие взрослые считают, что детство – это самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим ? Не совсем … Именно в детстве мы впервые сталкиваемся с болью, жестокостью, равнодушием. Это хорошо понимает человек с умными и добрыми глазами (портрет) – Владимир Карпович Железников. И эта повесть о вас и для вас.

Известны случаи, когда внешне незаметный, скромный человек в ответственный момент делал свой выбор и совершал героический поступок, часто ценой собственной жизни ; другой, с виду боевой и энергичный, в последний момент, спасая себя, свое благополучие, становился предателем.

Каждый из нас имеет право на такой выбор. Именно в такие моменты мы можем узнать, чего мы стоим. Перед выбором оказались и герои повести В. Железникова «Чучело».

Давайте поговорим о фильме Ролана Быкова « Чучело ». Мы с вами учимся думать, размышлять, спорить. А повесть Владимира ЖелЕзникова «Чучело» поможет нам в этом, потому что мы уверены, что данное произведение никого не оставило равнодушным.

Итак, урок мы проведем в форме диспута.

   

- Что такое диспут? (диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему)

  - Отстаивать свою точку зрения необходимо, подтверждая её цитатами из текста. Уважительно относитесь к мнению собеседника.


- Перед нами ваши ровесники ( карточки , Доска, проектор, концовка фильма на стоп ).

- Скажите, какие чувства вы испытывали в процессе просмотра данного фильма ? (опишите эи чувства : чувства волнения, возмущения, переживания)

- Почему?

- М.б. что – то удивило, поразило ? 

Чем понравилась вам Лена? Опишите её.

– в простодушии, откровенности и доверчивости сила Лены Бессльцевой)

Расскажите о своём отношении к Диме Сомову. Когда вы перестали ему доверять и когда ваше отношение к нему изменилось?

Ответы ребят

- Кого из одноклассников Лены вы никогда бы не взяли себе в друзья ? Почему?

Ответы ребят

- Можно ли при чтении повести понять, как автор относится к своим героям? Кого он любит больше всего, кому доверяет, в кого верит?

Ответы ребят

 - Почему у многих ребят нет имен, только фамилии, клички ?

Ответы ребят

( Может быть, называя некоторых ребят только кличками, автор хочет подчеркнуть, как это больно. Клички разрушают личность: человек невольно начинает подражать своей кличке.) – вывод

-  Как вам кажется, кто же побеждает в жизни, за кем будущее? За Бессольцевыми или за такими, как Шмакова, Миронова, Сомов, Валька, Попов, которые отражают различные социальные маски, выдавая за своё, увиденное у взрослых.

Ответы ребят

Если вы внимательно смотрели фильм, то должны были заметить, что у многих одноклассников Лены есть какие-то цели, принципы жизни. Назовите их.

- Скажите, понравился ли вам Николай Николаевич Бессольцев?

- Как он относится к Лене и ее друзьям?

- Чего больше всего на свете хотелось Николаю Николаевичу ?

- Почему Ленкин дедушка сказал про одноклассников Лены, что они «бедные люди»? В каком значении это было сказано? Класс, где училась Лена толпа? Докажите.

Ответы ребят

( у всех клички, сцена сожжения) Что же такое бедность? (В понимании большинства людей — это отсутствие денег, материальных благ, в понимании Лены и её дедушки – бедность по образу жизни , по душевным качествам )

( Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром, каким обладает семья Бессольцевых. Бездуховность, преобладание материальных потребностей над духовными, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей – одна из причин, которая приводит детей к правонарушениям. В данном случае признаком бездуховности являются зависть и жадность.


- Скажите, безнадёжны ли сердца этих ребят ? Попробуйте доказать свою точку зрения.

Ответы ребят ( конец фильма – последние минуты филма )

отсутствие денег, материальных благ, в понимании Лены и ее дедушки —

бедность по образу жизни, по душевным качествам.)


Обратимся к этому эпизоду « Сожжение чучела » ( текст , сцена из фильма )


Сожжение на костре пришло из древности, но особенно ярко запылали костры во времена инквизиции. Церковники жгли тех, кто мыслил иначе. Вот и Лена была именно такой.


- Как вы понимаете смысл слов: «Я пришла на костёр одним человеком, а встала с земли навстречу Димке другим»?


( подвести итог рассуждениям ребят - Лена смогла выстоять. Она бросит вызов толпе: острижет волосы наголо. Поймет, что не бежать надо от толпы, противостоять. А это может только сильный человек.)


- Кто помог Лене выстоять кто был всегда рядом с ней? ( Дедушка помог ей выстоять и не сломаться.)

( подвести детей к данной фразе : «Они же чудики, а мы обыкновенные…» Как вы понимаете эти слова ? Кто их произносит?


- Попытаемся выяснить, кто же такие «чудики»? Чем чудики отличаются от других?

Подберем однокоренные слова к этому слову. (Чудесный, чудак, чудеса, чудище, чудотворец, чудной). Запись учителем на доску по мере называния.

- А теперь синонимы. ( Необычный, странный, отличающийся от других, неординарный, поразительный, не от мира сего).


А вот как сам автор говорит о своих героях : «В жизни я люблю людей со странностями. Ну, например, они почему-то невероятно добры и отзывчивы. Даже тихие и пугливые, они в минуту отстаивания своих взглядов превращаются в храбрецов. Таких людей с незапамятных времен окрестили чудаками. Давайте вглядимся в их поступки – чем они отличаются? Думаю, тем, что живут они как бы впереди других, принимая на себя и свои и чужие беды. Трудно это? Да, нелегко, но прекрасно – чудакам можно позавидовать. Конечно, им порою бывает мучительно больно, они страдают, их унижают, но они истинно живут, потому что перед ними открыты настоящие ценности мира.»


- Скажите, проблемы , которые автор пытается донести до юных читателей, актуальны в наши дни , актуальны для современного читателя ?

Ответы детей

( Эта повесть актуальна и в наши дни, возможно даже более актуальна, чем раньше. Многие взрослые счи­тают, что детство — это самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсем... Именно в дет­стве вы сталкиваетесь впервые с болью, жестокостью, равнодушием )


Дедушка Бессольцев, подарив все картины городу, оставил себе самую дорогую – портрет его бабушки Марии Николаевны Бессольцевой.


- Почему этот портрет он оставляет школе, детям, которые травили его внучку? ( Он оставляет Машку, великую жертвенницу, посвятившую жизнь людям, так много сделавшую для этого городка, чтобы она напоминала ребятам о милосердии, о сострадании.)

- Почему Лена одержала верх над одноклассниками?

(Она была сильна своей правотой, чистотой помыслов, бескорыстием,чувством собственного достоинства, а Железной Кнопке и ее компании, кроме силы и преданности ложным идеалам, нечего было противопоставить этому)

- Изменились ли ребята после этой истории? Давайте прочитаем два последних абзаца повести.

- Изменилось ли ваше к ним отношение? Почему?

 Автор просто зовёт чита­теля подумать, как победить в себе злое и пробудить светлое.

Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности


Итоги урока:


  -Так чем же держится мир ? Что важно в наших взаимоотношениях?  Кто – то изменил своё мнение о героях этой повести ? Если да , то почему ?

Отеты ребят

- Подводя итоги урока, нам приятно видеть результаты. Многие изменили свою позицию, многие задумались, заглянули внутрь себя


Нет, мы верим , что сердца этих детей до конца ещё не очерствели. В доказательство можно привести последние строки из текста: «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству всё сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил »

В. К. Железников написал непростую повесть. В ней нет назидательных идей. Автор просто зовёт нас подумать, как победить в себе злое и пробудить светлое. У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И ничто не заставит человека быть добрым. Можно под страхом наказания заставить не совершать противозаконных действий, но заставить быть добрым, никто не сможет. Потому что добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Злость – спутник несчастий. Ребята, нам очень хочется верить, что после этого урока вы будете совершать только хорошие поступки. Мы думаем, вы вырастите добрыми, отзывчивыми людьми и никогда не станете такими, как Шмакова и Дима Сомов.

- Как вы думаете, стоит ли посоветовать прочитать эту другим ребятам ?

Ответы ребят

Железников писал: «Чем раньше человек задумается об окружающем мире, о своём месте в нём, о ценностях его, о постоянном жестоком противоборстве добра и зла, тем он раньше возмужает, тем быстрее превратиться в личность»

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!