СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-диспут "Раскольников - преступник или жертва?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок закрепления знаний по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Урок построен на основе диалоговых и здоровьесберегающих технологий.

Просмотр содержимого документа
«Урок-диспут "Раскольников - преступник или жертва?"»

Урок литературы в 10 классе


Тема: Раскольников – преступник или жертва обстоятельств?

(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).


Цели:

-раскрыть причины и суть создания теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления; выяснить образ героя: преступник или жертва;

-показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за эту идею, сделать вывод о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных планов;

Обучающиеся должны знать: содержание и значение художественного произведения в русской литературы; знать форму урока-диспута

Обучающиеся должны уметь: давать интерпретацию произведения на основе личностного восприятия и осмысления; сопоставлять эпизоды произведения и сравнивать их героев;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, правильно, выразительно, логично излагать свои мысли и аргументировано доказывать свою точку зрения; находить доказательства, принимать другую точку зрения;

Выражать свое отношение к прочитанному произведению, выразительно читать, соблюдать нормы литературного произношения, открыть себя как носителя активного преобразующего начала

Обучающиеся должны проявлять:

-устойчивый интерес к чтению русской классики, к литературе как учебному предмету;

-культуру успешной коммуникации с соблюдением норм этики, умение спокойно выслушивать доводы оппонента и умения достойно опровергать их.

-инициативу, готовность и способность к самообразованию

Тип урока: урок закрепления знаний

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный (метод проблемного изложения), словесные, наглядные.

Приемы: формулирование проблемы и анализ способов ее решения; эффективное слушание и понимание выступающих; выражение собственной точки зрения по данной проблеме, опрос, выступление с докладом, работа в группах

Педагогические технологии: диалоговые (коммуникативные) технологии, здоровьесберегающие технологии

Формы: урок-диспут

Средства обучения: тексты романа «Преступление и наказание»; карточки с заданиями; экран. проектор, фрагмент видеофильма «Преступление и наказание», лист самооценки работы

Дифференцированный подход: индивидуальная работа со слабоуспевающими и сильными обучающимися,

Предварительная подготовка к уроку: создается творческая группа, которая заранее вместе с учителем разрабатывает вопросы, а также составляет список рекомендованной литературы к теме, которая обговаривается и сообщает о наработках учащимся (плакаты, высказывания, памятки), класс делится на две команды: «За» и «Против» (заранее ищут факты, аргументы, доказательства)

ХОД УРОКА.

I.Организационный момент

II. Мотивация обучающихся к теме диспута

1).Слово учителя. (Л.З. диспута, правила и культура проведения диспута)

-Сегодня у нас урок-закрепление знаний по философскому роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”, который мы проводим в форме диспута или урока-спора. Вы будете анализировать героя, искать истину, спорить. Девиз урока-диспута: « Пусть каждый выскажет своё мнение, не беспокоясь о том, что другие думают не так, как он. Нужно иметь терпимость к чужим мнениям. Нельзя заставлять всех думать одно». 

Перед нами две команды: команда утверждения «ЗА» и команда отрицания «ПРОТИВ». Они подготовили свои аргументы для подтверждения выдвинутых тезисов. Наша задача – объективно оценить выступления участников команд, выявить победителя с той позиции – чьи доказательства будут наиболее убедительными (даже если выдвинутая позиция расходится с вашими убеждениями).

Каждый из вас должен принять самое активное участие в игре, показать свои коммуникативные способности: умение слушать, корректно задавать вопросы, беспристрастно оценивать позицию команд. Итак, слово команде утверждения.

2).Ознакомление с правилами проведения дискуссии (раздача памяток для участников). И с творческим заданием для остальных, кто не может принять участие в дискуссии

Памятка «Как вести дискуссию»

  • Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.

  • Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение.

  • Говори просто и ясно, логично и последовательно

  • Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен.

  • Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен.

  • Не повторяйся и не повторяй слов других.

  • Помни, что лучшие доказательства - точные факты.

  • Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек

Памятка «О порядке действий мысленно»

  • Выслушайте вопросы и определите мысленно проблему.

  • Сформулируйте гипотезу.

  • Дайте предложение, четко ее аргументируя.

  • Выслушав доводы товарищей, имеющих противоположную точку зрения, найдите сильные и слабые стороны.

  • Возразите их доказательства.

  • Что дала вам дискуссия?

-Итак, что же предстоит нам сегодня выяснить? На предшествующих уроках мы говорили о главном герое романа Родионе Раскольникове. Узнали его быт и бытие, нужды и чаяния, наконец, его преступление . Да, Раскольников убил! Преступил закон человечий! И только ли человечий?..

3).Просмотр эпизода фильма, где происходит преступление.

-Посмотрите сцену убийства процентщицы  и  смиренной  Лизаветы. (Часть I, гл. 6–7.), обратите внимание на чувства, характер поведения Раскольникова во время преступления. Впрочем, мы с вами знаем, что поступок еще не есть проявление характера, души, духа.

В тетрадях делают записи «Путь  Раскольникова  к  преступлению».



III. Обобщение и закрепление материала по творчеству Достоевского (вопросы)



1.Сообщение дискуссионных вопросов, выдвигаемых для дискуссии.

-Итак, нам надо выяснить:

1)Кто есть Раскольников: убийца, разрешивший сам себе – по своей теории – встать над всеми и единолично судить правых и виноватых? Или жертва обстоятельств, попытавшаяся таким страшным образом бороться с миром зла и насилия?

Творческие задачи.

-Итак, перед нами две команды: команда утверждения «ЗА» и команда отрицания «ПРОТИВ». Они подготовили свои аргументы для подтверждения выдвинутых тезисов. Наша задача – объективно оценить выступления участников команд, выявить победителя с той позиции – чьи доказательства будут наиболее убедительными (даже если выдвинутая позиция расходится с вашими убеждениями). Каждый из вас должен принять самое активное участие в игре, показать свои коммуникативные способности: умение слушать, корректно задавать вопросы, беспристрастно оценивать позицию команд.

- Для этого вам надо представить себя в роли «прокурора» или «адвоката» Раскольникова. Попробуйте найти обвинение для него  и  материалы для защиты.

- Подумайте, имеет ли Раскольников право на защиту. (С точки зрения Ф.  Достоевского, каждый человек имеет право на жалость. Вспомните слова Мармеладова: «Милостивый государь, милостивый государь, ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!»)

-Итак, слово команде утверждения «ЗА», затем слово команде отрицания «Против».

1)Кто есть Раскольников: убийца, разрешивший сам себе – по своей теории – встать над всеми и единолично судить правых и виноватых? Или жертва обстоятельств, попытавшаяся таким страшным образом бороться с миром зла и насилия?

2)Беда или вина Раскольникова в том, что он совершил двойное, ужасное по своей жестокости убийство?

3)Чего он хотел добиться этим деянием? Добился ли желаемых результатов? Каковы результаты совершенного преступления? Как сам герой объясняет содеянное им?

4)Причины, которые толкнули героя на преступление?

5)Какие причины, по-вашему, истинные и какие придуманы героем для оправдания преступления?


2. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».


-Итак, вначале нашей дискуссии вспомним, что мы знаем о Раскольникове?

Вопросы к ученикам:

1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

Сообщение ученика о Родионе  Романовиче  Раскольникове


-Герой Достоевского – Раскольников – сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

4. Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?

5. Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?

6. Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта ее характера? (Гордость.)

7. Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее? (Во внешности, душевном состоянии, в сходстве теорий: можно пожертвовать одним человеком, чтобы спасти несколько маленьких детей.)

8. Каковы  главные  черты  характера  Сони?  (Смирение,  кротость, доброта.)

Жизнь семьи Мармеладовых – цепь безвыходных положений. Катастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать ее лишь обостряет ситуацию, приближает неотвратимую гибель. Бесконечно жаль Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных детей. Он потрясен судьбой Сонечки Мармеладовой. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жизненного тупика один – смерть.

9. Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дома? (Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Мармеладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.)


-Перейдем к дискуссии. Поможет вам в обосновании ответов ваше домашнее задание, выполняя которое, вы искали по текстам романа причины, толкнувшие героя на преступление


3. Выступления учащихся (аргументация «Обвинителей» и «Защитников» собственных высказываний текстом)

4.Слово учителя. Удивительно, как противоречивы его объяснения! В разговоре с сестрой в течение нескольких минут разговора он дает два противоположных мнения о произошедшей трагедии: 1) …-Квартира?..- отвечал он рассеянно.- Да, квартира много способствовала…я об этом тоже думал…А если бы вы знали, однако, какую вы странную мысль сейчас сказали, маменька,- прибавил он вдруг, странно усмехнувшись.» 2) …Или я, или Лужин. Пусть я подлец, а ты не должна. Один кто-нибудь. Если же ты выйдешь замуж за Лужина, я тотчас же перестаю тебя сестрой считать… (и дальше по тексту) Ты лжешь, сестра! …Ты не можешь уважать Лужина: я видел его и говорил с ним. Стало быть, продаешь себя за деньги, и, стало быть, во всяком случае поступаешь низко…)


-Как вы понимаете эти высказывания Родиона в отношении к совершенному им? (ответы учащихся)

-Вот и давайте попытаемся разобраться, кто же он не по совершенному действию, а по духу, то есть в душе: убийца или спаситель человечества?


5.Дискуссионные размышления обучающихся.

1.Беда или вина Раскольникова в том, что он совершил двойное, ужасное по своей жестокости убийство?

2.Чего он хотел добиться этим деянием? Добился ли желаемых результатов? Каковы результаты совершенного преступления? Как сам герой объясняет содеянное им?

6.Слово учителя. Ну, что ж, я услышала ваши мнения. Однако считаю, что, прежде чем выносить решение, стоило бы выяснить все обстоятельства и причины, приведшие нашего героя к преступлению.

1.Коллективное выведение причин с записью их в тетради с презентацией на компьютере.

а) бедность; б) нехватка денег для обучения; в) нежелание обременять собою мать и сестру; г) протест против мира насилия, в том числе и против процентщицы; д) услышанный в кабаке разговор студента с офицером; е) желание проверить себя на сверхчеловека; ж) болезнь душевная; з) гордыня и, как следствие, одиночество; и) идеи, витавшие в эти годы в России среди интеллигенции и т.п.

7.Продолжение дискуссии.

-Какие же причины, по-вашему, истинные и какие придуманы героем для оправдания преступления?

Какую из них можно считать основной? (В. Я. Кирпотин: «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он – тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью… Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».)

(во время спора учитель пытается уравновесить силы противоборствующих сторон вопросами):

-Но если он хладнокровный убийца, то почему Мармеладов именно его выделяет изо всех как человека сострадательного? -Почему пытается спасти обманутую девочку, отдает последние деньги семье Мармеладовых? Может быть, его цель – все-таки уничтожить ЗЛО? -Однако, если он добрый и желает спасти униженных и оскорбленных, то почему циник и подлец Свидригайлов видит в нем своего духовного собрата?

-Остановимся на том, что основной причиной является желание проверить себя на звание «сверхчеловека», т.е. его теория наполеонизма.

8.Беседа.

-Объясните суть созданной Раскольниковым теории. (ответы учащихся)

(Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы.

Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею».

Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», то есть живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», то есть имеющие «дар или талант сказать… новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».

Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.)


-Почему могла, по-вашему, зародиться у человека из скромной, честной, боголюбивой и благочестивой семьи такая дикая теория? (один, болен, голоден, нищ).

А если бы он не был один? Если бы рядом с ним был человек, с которым он мог бы поделиться своими мыслями, изменилось бы что-нибудь? (да, облегчил бы душу, усмирил бы ум)

Что же заставило его быть одиноким? Ведь у него были мать и сестра, любящие его? (слишком горд, чтобы поделиться. Ведь он «выше» всех – значит, не поймут)

И сейчас, и в причинах преступления Раскольникова прозвучали слова «гордый», «гордость». Но есть еще одно слово, однокоренное с названными – ГОРДЫНЯ. В чем разница между этими словами? (гордость – нежелание терпеть обиды от других; гордыня – желание быть выше других)

- Что же владеет Раскольниковым – гордость или гордыня? Докажите словами из текста.

-Почему Раскольников совершает два убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.)

-Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? (Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

Преступление, совершенное Раскольниковым, – это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, – вошь, «тварь дрожащая».)

- Можно ли совершить зло во имя добра? (Исходя из содержания романа, идея зла во имя добра терпит крах.)

ВЫВОД: Исходя из всего вышесказанного, ответим на вопрос:

- Кто есть Раскольников: убийца, разрешивший сам себе – по своей теории – встать над всеми и единолично судить правых и виноватых? Или жертва обстоятельств, попытавшаяся таким страшным образом бороться с миром зла и насилия?

-Мы смотрим в последние годы фильмы, где очень часто герой, несправедливо обиженный, но не имеющий помощи от власть имущих, сам пытается наказать обидчиков и тех, кто их покрывает. Убийца или Спаситель?! – вот вопрос! А может быть, есть еще какое-либо определение сути того, что произошло с Родионом? Вспомните, как называет его Соня. (Соня называет его «несчастным»). Как вы понимаете ее определение тому, что произошло с Раскольниковым?

10.Творческие задания группам с последующими выступлениями (задания на карточках).

а) Если бы вам предложили нарисовать душу Раскольникова до убийства, как бы вы ее изобразили? б) Если бы вам предложили нарисовать душу Раскольникова во время убийства, как бы вы ее изобразили? в) Как вы соотнесете Божью заповедь «Не суди, да не судим будешь» с образом главного героя? г) Если бы Раскольников был реальным лицом и вашим знакомым, захотели бы вы помолиться о спасении его души? Почему?

12.Комментарии учителя по работе групп.

13. Диспут «Что или кто терпит крах?»

Вывод: Крах терпит не теория, а сам Родион Раскольников, не сумевший переступить нравственную сторону « разрешения крови по совести».

- Докажите, что теория в сознании героя не видоизменяется. (он до конца романа не раскаивается)

IV. Подведение итогов

-Что же выходит: что Достоевский показал читателям всего лишь слабака-неудачника, не сумевшего отстоять им же рожденную теорию? А сама-то идея верна, и просто не тот за нее взялся? Неужели именно это хотел показать писатель-гуманист?

Вывод: Любые теории рождаются человеком и имеют право на существование как на мнение, мысль. Но не все их можно и нужно проверять на человеке. Теория – это лишь слово. Человек – совершенно иная ценность. Никто не имеет права вершить судьбы человечества в целях проверки даже самых благочинных теорий. Иначе человечество самоуничтожится.

Раскольников нарушил заповедь Божью «Возлюби ближнего своего, как самого себя», так как он возлюбил по своей теории только себя. Отторгнув общество, он сам оказался отторгнутым и погиб бы духовно и физически, если бы не Соня, помнящая и выполняющая эту заповедь по отношению к обществу и к Родиону лично.

V. Домашнее задание по выбору:

1)Найти в романе библейские мотивы, подумать, зачем писатель вводит их. Прочитать рассказ «Каин и Авель» из Библии. Рассмотреть роман в контексте библейского рассказа о Каине и Авеле, отметить параллельные мотивы.

2) Написать сочинение-миниатюру «Почему страдает и терзается Родион Раскольников после преступления?

VI. Рефлексия: оценка текущих результатов, анализ и осмысление диалога.

-Прошу вас ответить на вопросы (да-нет). Спасибо за урок.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Творческое задание № 1

1.Если бы вам предложили нарисовать душу Раскольникова ДО УБИЙСТВА, как бы вы её изобразили? (Опишите словами или сделайте рисунок)

2.Напишите, как вы понимаете Божью заповедь «Не суди да не судим будешь». Как вы соотнесете эту заповедь с образом главного героя?

Творческое задание № 2

1.Если бы вам предложили нарисовать душу Раскольникова ВО ВРЕМЯ УБИЙСТВА, как бы вы её изобразили? (Опишите словами или сделайте рисунок)

2.Напишите, как вы понимаете Божью заповедь «Не суди да не судим будешь». Как вы соотнесете эту заповедь с образом главного героя?



Рефлексия:

1.Получил(а) ли я удовлетворение после дискуссии (да/нет)

2.Могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль (да/нет)

3.Смог(ла) ли я воспользоваться приемами доказательности (да/нет)

4.Смог(ла) ли я понять точку зрения другого (да/нет)

5.Интересен ли мне живой обмен мнениями (да/нет)

6.Мне интересна культура проведения дискуссии (да/нет)

7.Какие я приобрел(ла) новые знания? _____________________________________________





Протокол № 1 (оценки деятельности учеников)

Параметры

Активность

Значение и интерпретация художественного теста

Ф.И. ученика

П-И состав

Ценностно-ориентировочная

Наличие фактических ошибок

Выражение собственной позиции

Связь с современностью

1.





2.







Протокол № 2 (оценки деятельности учеников)

Параметры

Коммуникативные (диалоговые) навыки и умения


Деятельностно-коммуникативная составляющая

Ф.И. ученика

Логичность

Аргументированность

Умение слушать

Умение опровергать

1.





2.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!