Актуализация знаний Рефлексия по данному этапу урока | ФОФ ПОФ ФОФ ИОФ ФОФ ФОФ ПОФ ФОФ | Вспомните, пожалуйста, над какой темой мы с вами работаем в течение четвертой четверти (формы построения музыки). Припомните, с какими формами построения музыки мы с вами уже знакомы. Дает задание и инструктирует: Повернитесь друг к другу, проговорите в паре определения форм построения музыки, с которыми мы уже знакомы. Кому необходимо, воспользуйтесь речевыми оборотами, записанными на доске. А теперь давайте проверим правильность ваших ответов. Задает вопросы: каким образом, с помощью чего мы определяем количество частей в музыкальном произведении, их буквенное обозначение, особенности построения. Контролирует знания. Проводит музыкальную викторину. Задание: Прослушав музыкальное произведение, записать форму его построения, используя буквенное обозначение. Поменяйтесь работами, проверьте правильность выполнения задания. Рефлексия: поднимите руку, кто выполнил работу без единой ошибки, кто допустил одну ошибку, кто больше? В чем испытывали затруднения при определении форм построения музыки? Задает вопрос: С помощью чего композитору удается изменить характер музыки? (с помощью средств музыкальной выразительности). Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? Дает задание и инструктаж. Вспомните и проговорите в паре те средства музыкальной выразительности, которые нам понадобятся в дальнейшей работе. Контролирует знания. Сейчас я вам буду показывать карточки со словами, а вы должны сказать, к какому из средств музыкальной выразительности относится данное слово. Проводит физ.минутку. Задает вопросы. В какой форме построено произведение, под которое мы с вами проводили физ.минутку? Какую песню мы с вами учили и простраивали в форме рондо? («Заводные игрушки» Е.Крылатова). Давайте вспомним фрагменты песни. А теперь исполним ее в форме рондо. Какие фрагменты песни являются главной темой, а какие эпизодами? | Вспоминает, называет. Вспоминает, перечисляет. Проговаривает в паре. Проговаривает, уточняет, запоминает Выполняет самостоятельно работу Сравнивает с записью на доске, рефлексирует. Отвечает на поставленные вопросы. Проговаривает в паре средства музыкальной выразительности Называет средства музыкальной выразительности, к которым относятся слова. Делает движения под музыку В.А.Моцарта «Турецкое рондо» Отвечает на вопросы учителя, припоминает, исполняет песню. | Припоминание Осмысление, запоминание Осмысление, запоминание Запоминание, применение Припоминание Припоминание Осмысление, запоминание. Осмысление | На доске написано речевые клише: 1)Форма музыкального произведения, в котором характер музыки (не)изменяется … называется… 2)Форма музыкального произведения, в котором чередуются … и … называется … . На доске появляются карточки с буквенными обозначениями форм построения музыки: А, АВ, АВА, АВАСА. На карточках выписаны средства музыкальной выразительности и их определения: 1)темп 2)тембр 3)динамика 4)звуковедение 5)звуковысотность Карточки со словами: теплый, бархатистый, звонкий, тусклый, умеренный, медленный, очень быстрый, высокий, средний, плавно, отрывисто. |
Изучение нового материала Рефлексия данного этапа урока | ФОФ ФОФ ПОФ ФОФ | Пропевает с учащимися еще раз главную тему песни «Заводные игрушки». Предлагает учащимся несколько вариантов исполнения мелодии: 1)с подголоском; 2)с танцевальными движениями; 3)исполнить получившиеся варианты целиком (на доске записана последовательность исполнения) Раскрывает понятие «вариационная форма». При исполнении данной песни, с чем мы с вами встречались: с повторением или контрастом? Что мы повторяли? (мелодию) А какие – то изменения мы вносили при повторном исполнении? Эти изменения влияли на изменение характера музыки? Сейчас мы с вами познакомились с еще одной формой построения музыки – вариации. Прочитайте определение про себя, а затем проговорите друг другу в паре. Проверяет усвоение данного этапа урока. Как вы думаете, каким словом можно заменить слово «вариация»? (вариант) | Учит песню, подголосок, повторяет движения, исполняет Слушает, анализирует, высказывает суждение. Проговаривает определение. Отвечает на поставленные вопросы учителя. | Восприятие Восприятие, осмысление Запоминание Осмысление, обобщение | На доске записана последовательность исполнения: 1)мелодия без изменений 2)мелодия и подголосок 3)мелодия и танцевальные движения На доске появляется определение, что такое вариации: Вариации – это такая форма построения музыки, в которой одна и та же тема повторяется несколько раз, но каждый раз изменяется ее характер. |
Применение знаний в новой ситуации Рефлексия данного этапа урока | ФОФ ГОФ | Разучивает с детьми мелодию – тему для творческого задания. Дает творческое задание. Сочинить вокальные вариации на заданную тему и предложенные стихи, используя необходимые средства музыкальной выразительности. Сейчас вы будете работать в малых группах. Каждая группа должна сочинить вариации на определенные фрагменты стихотворения, используя такие средства музыкальной выразительности, как темп, динамика, звуковысотность, звуковедение, тембр. Контролирует работу в группах и полученный результат. Рефлексия. Удалось каждой группе раскрыть образ предложенного персонажа в своей вариации? У кого из ребят вариации были более удачными? Кому следует еще доработать свою вариацию? | Запоминает мелодию – тему. Работает в малой группе. Выбирает средства музыкальной выразительности. Рассуждает, сочиняет вариации. Представляет результат своей деятельности. Рефлексирует. | Осознание, запоминание. Осознание Осмысление. Применение | На доске появляются слова стихотворения Г.Сапгира: Ветер весеннюю песню донес. Песню пролаял охотничий пес. Волк эту песню провыл на опушке. Дружно проквакали песню лягушки. Бык эту песню, как мог, промычал. Кот промурлыкал. Сом промолчал. Филин прогукал. Уж прошипел. А соловей эту песню пропел. |
Подведение итогов урока, комментирование домашнего задания. | ФОФ | Предлагает подвести итог сегодняшнего урока. Поочередно ответить на вопросы, зафиксировать затруднения и способы их преодоления. Комментирует домашнее задание. (задание на карточках) Домашнее задание. 1)Прочитать стихотворение 2)Разделить на смысловые абзацы. 3)Если бы ты был(а) композитором, то какую бы форму построения музыкального произведения ты выбрал(а) бы при сочинении музыки на данные слова (одночастную, двухчастную, трехчастную, рондо или вариации). 4)Объясни. Почему именно данную форму построения ты выбрал(а). | Принимает участие в подведении итога урока, осмысливает усвоенное и неусвоенное, прослушивает домашнее задание. | | Вопросы для рефлексии: 1)О каких формах построения музыки мы сегодня говорили? 2)С какой новой формой построения музыки мы познакомились? 3) Какие задания вы выполняли? 4)В чем вы встретили затруднения? 5)Удалось вам их преодолеть? 6)Что помогало и что мешало вам при работе в группах? (что бы вы изменили?) |