Имя числительное Склонение количественных числительных
урок русского языка в 6 классе
Наши задачи:
- 1.Повторить теоретический материал, касающийся имени числительного
- 2.Вспомнить правописание безударных гласных разных типов
- 3.Научиться правильно склонять количественные числительные (целые числа)
Начнем работу с повторения правописания безударных гласных .
- Вспомните,что все безударные гласные делятся на три группы:
- 1.Безударные гласные ,проверяемые ударением;
- 2.Безударные гласные в корнях с чередованием,проверяемые только правилами;
- 3.Безударные гласные непроверяемые (словарные слова).Здесь вам поможет орфографический словарь
Сгруппировать слова по видам безударных гласных, объяснить написание пропущенных букв:
- Оз..рение , к..чан , бл..стать , лаб..ринт, ук..рачивать , оп..здание , разб..рать, пром..кать под дождем , ср..внять с землей , пром..кашка , р..скошный , проц..дура , насл..ждение , сер..ал , к..саться , изл..жение, расст..лать , накл..ниться , разг..рается , к..мпьютер , сотв..рить , д..кумент , акв..рель , ск..льзить , зам..реть , прор..щивать , ум..лять о пощаде , см..родина , уд..ление , л..скать , укр..шение , пл..вчиха , предпол..гать , ур..внение , р..стовщик, соб..раться. проверить
проверка словарного распределительного диктанта
- 1 группа. Проверяемые слова:
- 2 группа.Корни с чередованием
- ук..рачивать -к о ротко
- р..скошный - р о скошь
- насл..ждение -сл а дкий
- сер..ал -сер и йный
- ск..льзить -ск о льзко
- ум..лять о пощаде -м о лит
- уд..ление - д а ль
- л..скать - л а ска
- укр..шение -укр а сить
- О зар ение блис тать , раз бир ать, про мок ать под дождем, с ровн ять с землей , про мок ашка , кас аться , из лож ение, рас стил ать , на клон иться , раз гор ается , со твор ить, за мер еть , про ращ ивать , плов чиха , предпо лаг ать , у равн ение , рост овщик, со бир аться.
- к о чан , лаб и ринт, проц е дура , к о мпьютер , д о кумент , акв а рель , см о родина
- повторите правила правописания корней с чередованием !
- (смотрите ваши распечатки)
А теперь возвращаемся к числительным и повторяем основные понятия:
- Числительные отвечают на вопрос: сколько ? и являются количественными;
- отвечают на вопрос: какой по порядку? или какой при счете? и являются порядковыми.
- Числительные бывают простыми: три ,пять , двадцать
- бывают сложными (т.е.имеют два корня): пять десят, восемь сот ;
- бывают составными (т.е. состоят из нескольких слов): двадцать пять ,пятьсот сорок один.
- Количественные числительные делятся на три разряда : целые, дробные ,собирательные ( у порядковых разрядов нет)
Теперь приступаем к самому трудному :мы будем учиться склонять количественные целые числа
Начнем с трех числительных : 40 ,90, 100
У них особенное правило – как бы мы их не изменяли по падежам ,они будут иметь только две формы :
сорок - сорок а
девяносто – девяност а
сто - ст а
Им., Вин.
падежи
Р.,Д.,Т.,П
сорок
девяносто
сорока
сто
девяноста
ста
Запишите предложения, выделите орфограммы
- 1.Автомобиль ост а новился в ст а метр ах от г а ража.
- 2.Б и дон с девяност а литр ами молока стоял в кузов е машины.
- 3.Из ст а лыж одна была с не большим браком.
- 4.В сорок а сочинени ях учащихся шестых классов нашей школы почти не было ошибок в употреблении форм слов.
Теперь сложнее
- У сложных слов (т.е. с двумя корнями) – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части( более полная таблица на стр.152)
Практика
Творительный(кем?чем?)
Предложный (о ком? о чём?)
Пять ю десять ю выступлени ями
О пят и десят и выступлени ях
Семь ю десять ю концерт ами
О сем и десят и концерт ах
Тр емя ст ами песн ями
О тре х ст ах песнях
Шесть ю ст ами училищ ами
О шест и стах училищ ах
Семь ю ст ами театр ами
О сем и ст ах театр ах
А теперь самое трудное
- У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова ,из которых оно состоит:
- Поставим в дательный падеж (кому? чему?) числительное 467:
- 1шаг :Пользуемся таблицей на стр 152
- 2 шаг: 400 в дат. п - четыр ем ст ам
- 3 шаг: 60 в дат.п. – шест и десят и
- 5 шаг: все соединяем и получаем
- четыр ем ст ам шест и десят и сем и
- (род.п.) четыр ех сот шест и десят и четыр ех конверт ов ;
- (тв.п.) четырь мя ст ами шесть ю десять ю конверт ами ;
- (дат.п)девяност а восьм и велосипед ам ;
- (тв.п) девяност а восьмь ю велосипед ами ;
- (род.п.)сем и сот пят и десят и сем и кастрюль;
- (пр.п) о сем и ст ах пят и десят и сем и кастрюл ях ;
- (дат.п) пят и ст ам пят и десят и сем и мотоцикл ам ;
- (пр.п.) о пят и ст ах пят и десят и сем и мотоцикл ах
На сегодня все. Успехов!