СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок для 8 класса с использованием здоровьесберегающих технологий «Кислород. Общая характеристика, нахождение в природе, получение».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура урока усвоения новых знаний разработана с учетом ФГОС.

Цель урока6 сформировать знания о кислороде как элементе и простом веществе. Знать основные химические реакции получения кислорода в лабораторных условиях и в промышленности. Раскрыть значение кислорода в природе.

Просмотр содержимого документа
«Урок для 8 класса с использованием здоровьесберегающих технологий «Кислород. Общая характеристика, нахождение в природе, получение».»

ГКОУ ЦО Самарской области







Урок для 8 класса

с использованием здоровьесберегающих технологий

«Кислород. Общая характеристика, нахождение в природе, получение».































Подготовила учитель

биологии и химии

Карлова М. А.



Цели урока:

Сформировать знания о кислороде как элементе и простом веществе. Знать основные химические реакции получения кислорода в лабораторных условиях и в промышленности. Раскрыть значение кислорода в природе.

Задачи:

Образовательные:
– Уметь понимать понятия “химический элемент” и “простое вещество”
на примере кислорода.
– Уметь характеризовать физические свойства кислорода и способы
собирания кислорода.
– Уметь расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.

Воспитательные:
формирование аккуратности при выполнении лабораторного опыта;
внимательности, бережного отношения.

развивать познавательный интерес, воспитывать культуру труда.

Развивающие:
– Формирование выстраивания логических цепочек, владеть химической
терминологией, познавательной активности, умозаключений и суждений.

учить анализировать полученную информацию; развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации знаний о кислороде; учить выделять причинно-следственные связи на примере свойств и соответствующим свойствам способов получения кислорода;

1. Организационный этап.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы будем говорить об уникальном веществе.



    Подчёркивая его значимость для земных процессов, Яков Берцелиус сказал: « … – это вещество, вокруг которого вращается земная химия»

Самый распространенный на Земле элемент, на его долю (в составе различных соединений, главным образом силикатов), приходится около 49% массы твердой земной коры.

В природе он образуется в процессе фотосинтеза, который происходит в зелёных растениях на свету.

3) Актуализация знаний.

Учащиеся дают характеристику химического элемента- кислорода по его положению в ПСХЭ.



Латинское название кислорода – оксигениум – рождающий кислоты.

Формируется таблица «Характеристика кислорода как элемента»

1.

Название химического элемента

кислород

2.

Химический знак

О

3.

Порядковый номер в ПСХС

8

4.

Заряд ядра атома

+8

5.

Общее число электронов

8

6.

Число протонов в ядре

8

7.

Номер периода

2

9.

Номер группы

6(главная подгруппа)

10

Относительная атомная масса

16г/моль



4) Первичное усвоение новых знаний.

4.1 Открытие кислорода.

В конце ХVIII в. английский ученый Джозеф Пристли занимался нагреванием разных веществ, собирая солнечные лучи при помощи увеличительного стекла. Когда он накалил оксид ртути (II) в приборе, изображенном на рисунке, выделилось много газа. Сначала Джозеф Пристли подумал, что это воздух. Но когда он опустил в сосуд с собранным газом горящую свечу, то увидел нечто необычное. «Меня поразило, — писал Джозеф Пристли, — больше, чем я мог выразить, что свеча в этом газе горела замечательно блестящим пламенем».

Джозеф Пристли поместил одну мышь в сосуд с обыкновенным воздухом, а другую в такой же сосуд с полученным им газом. Первая мышь быстро задохнулась, а вторая в это время еще чувствовала себя хорошо и оживленно двигалась. Джозеф Пристли и сам пробовал дышать полученным газом и нашел, что им дышится особенно легко и приятно.

Открытый Джозефом IIристли газ и был кислород.

В: Какое вещество использовал Пристли для получения кислорода?

В: О каких важных свойствах кислорода вы узнали?

- о способности кислорода поддерживать горение и дыхание.

4.2. Кислород – простое вещество. Физические свойства кислорода

Химический элемент кислород образует вещество кислород.

  1. Молекула кислорода образована двумя атомами

  2. Химическая формула – О2

  3. Относительная молекулярная масса = 32

Вещество кислород вам хорошо известно. Охарактеризуем  его свойства.

  1. Кислород – это газ без цвета, без вкуса, без запаха.

  2. Кислород малорастворим в воде. При 0 оС в 100 объёмах воды растворяется 5 объёмов кислорода. С повышением температуры растворимость газов в воде уменьшается. При 20 оС в 100 объёмах воды растворяется 3 объёма кислорода. Кислородом, растворённым в воде, дышат все организмы, живущие в ней.

  3. ρ = 1, 429 г/л (при 0 оС и 1 атм)

  4. кип = – 183 оС

  5. пл = – 219 оС

  6. При t = – 183 оС и атмосферном давлении 101,3 кПа кислород переходит в жидкое состояние.

  7. Жидкий кислород – это голубая подвижная жидкость, притягиваемая магнитом.

  8. При t = – 219 оС кислород затвердевает, образуя синие кристаллы.

  9. Кислород немного тяжелее воздуха: 1л кислорода весит 1,43 г, а 1 л воздуха весит 1,29. Мr (кислорода) = 32, Мr (воздуха) = 29.

Так как название «кислород»  имеет и химический элемент, и простое вещество, вы должны научиться различать эти понятия.

Задание: Определите, в каких фразах о кислороде говорится как о простом веществе, а в каких — как о химическом элементе.

Фразы

Э

В

1. Многие горные породы и минералы, составляющие земную кору, содержат кислород.



2. Кислород необходим для дыхания.



3. Относительная атомная масса кислорода равна 16.



4. Кислород был открыт английским ученым Джозефом Пристли.



5. При обычных условиях кислород — газ без цвета, вкуса и запаха.



6. В атмосфере Земли примерно 21% кислорода (по объему).



7. Кислород поддерживает горение.



8. Кислород немного тяжелее воздуха.



В: По какому принципу вы отличали химический элемент от простого вещества?

- простое вещество обладает какими-либо свойствами (цвет, вкус и т.п.), химический элемент входит в состав веществ (простых и сложных).

4.3 Физические свойства. Нахождение в природе.

Нахождение в природе.

Кислород – самый распространенный химический элемент в земной коре (49%). Воздух содержит 21% газа кислорода. Кислород является важной частью органических соединений, имеющих большое значение для живых организмов.

Физические свойства: кислород – бесцветный газ, без вкуса и запаха, малорастворим в воде (в 100 объемах воды – 3,1 объем кислорода). Кислород немного тяжелее воздуха (Мr (О2)=2х16=32, p воздуха=29).

4.4 Получение кислорода.

             Получение в лаборатории

1) Разложение перманганата калия (марганцовка):

2KMnOt˚C=K2MnO4+MnO2+O2

2) Разложение перекиси водорода:

2H2O2 MnO2=2H2O + O2

3) Разложение бертолетовой соли:

2KClO3 t˚C , MnO2=2KCl + 3O2

Получение в промышленности

1) Электролиз воды

2H2эл. ток=2H2 + O2

2) Из воздуха

ВОЗДУХ давление, -183˚C=O2 (голубая жидкость)

В настоящее время в промышленности кислород получают из воздуха. В лабораториях небольшие количества кислорода можно получать нагреванием перманганата калия (марганцовка) KMnO4. Кислород мало растворим в воде и тяжелее воздуха, поэтому его можно получать двумя способами:

·        вытеснением воды;

·        вытеснением воздуха (кислород будет собираться на дне сосуда).

 Существуют и другие способы получения кислорода.

5) Первичная проверка понимания.

5.1 Определите степени окисления элементов:

N2O2, NO NO2 N2O3 CL2O7 CLO2 CL2O CLO3 О2

+2-2 +2-2 +4-2 +3-2 +7-2 +4-2 +1-2 +6-2 0

5.2. Отметьте, в каких случаях речь идёт о химическом элементе кислороде, а в каких – о простом веществе кислороде. Обведите цифру правильного ответа: красным – элемент, синим – вещество.

  1. Кислород – газ, плохо растворимый в воде.

  2. Химическая формула кислорода – О2

  3. В воздухе содержится приблизительно 21% кислорода.

  4. Относительная молекулярная масса кислорода - 32

  5. В земной коре содержится приблизительно 47% кислорода.

  6. Валентность кислорода равна двум.

  7. Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде.

  8. В промышленности кислород получают из воздуха.

  9. Химический знак кислорода – О.

  10. На долю кислорода приходится 89% массы Мирового океана

  11. Атомная масса кислорода – 16

5.3 Расставить коэффициенты в уравнении,определить тип химической реакции.

6. Первичное закрепление.

  1. С каким веществом вы познакомились сегодня на уроке?

  2. Какие физические свойства характерны для кислорода?

  3. Составьте фразы, в которых говорилось бы о кислороде как о веществе и как о химическом элементе.

  4. Как получают кислород в промышленности?

  5. Как получают кислород в лаборатории?

7. Рефлексия "Синквейн Кислород»".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Например:

1. газ

2. прозрачный, растворимый

3. горит, используется

4. без него нет жизни

5. кислород



Источники

1. А. А.Тыльдсепп, В. А. Корк «Мы изучаем химию». Москва «Просвещение» 2002г.

2. Нестандартные уроки, Химия. Автор-составитель Л. М. Брейгер. Издательство «Учитель» 2002г.

3. http://открытыйурок.рф/статьи/641034/

4. https://infourok.ru/urok-po-himii-na-temu-kislorod-ego-obschaya-harakteristika-i-nahozhdenie-v-prirode-poluchenie-kisloroda-i-ego-fizicheskie-svoyst-391523. 5.https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/orghanizatsionnyi_etap_uroka_psikhologhichieskii_nastroi_iz_opyta_rabotyhtml

6. http://himege.ru/kislorod-xarakteristika-elementa-svojstva/

7.https://kopilkaurokov.ru/himiya/uroki/kislorod-obshchaia-kharaktieristika-poluchieniie-i-svoistva




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!