План урока по истории. 8 класс
Разработчик: Саматова З.Ш., учитель истории и обществознания МБОУ «Школа №70» г. Казани
Тема: Общественное движение 60-70 годов 19 века. Три течения в народничестве.
Цели: дать представление о противоречиях в стремлении народовольцев служить во благо народу и методами их борьбы; рассказать о причинах зарождения народнической идеологии; познакомить с датами важнейших исторических событий; охарактеризовать взгляды консерваторов, либералов и радикалов; рассказать об этапах развития общественного движения в 60-70-х гг. XIX в.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять задачи, итоги общественного движения, его влияние на историческое развитие России; давать сравнительную характеристику идей и деятельности либералов, консерваторов и радикалов; обосновывать суждения; давать определения; приводить доказательства; объяснять изученные положения на конкретных примерах; давать развернутые характеристики исторических персоналий (Ю.Ф. Самарин, Н.Г. Чернышевский, С.Г. Нечаев, М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, П.Л. Лавров, С.Л. Перовская, А.И. Желябов) формулировать суть научных дискуссий о деятельности реформаторов.
Оборудование: схемы, мультимедийная презентация «Общественное движение 60-70 годов 19 века»
Форма урока: исследование.
Ход урока
Организационный момент
Мотивационно-целевой этап
1 марта 1881 г. был совершен террористический акт против царя-освободителя, в результате которого император погиб.
Почему погиб Александр II? Разве не должен быть благодарен народ российский за все то, что было сделано для его освобождения? Попробуем ответить на этот вопрос
Тема нашего урока: « Oбщественное движение в России в 60—70-х гг. XIX в.».
(Презентация.)
План урока
1.Консервативное течение.
2.Либеральное течение.
3.Развитие революционного движения. Революционное народничество 1870-х гг.:
а) предпосылки возникновения народничества;
б) программы народников 1870-х гг.;
4.Выводы
Введение в новый материал
Проблемное задание . Причины активизации общественного движения в России в 60-70 годах 19 века. Основные особенности общественной жизни России в изучаемый период.
Работа по теме урока
1. Консервативное течение
Учитель. Ознакомиться с материалами , характеризующими деятельность консервативных кругов русского общества в данный период и подготовить ответы на следующие вопросы :
- Сравните теорию «официальной народности» С.С.Уварова и взгляды лидеров консервативного течения 60-70 годов 19в.
-Цели и идеи консерваторов в условиях проведения либеральных реформ
-Отношение консерваторов к деятельности либералов и революционеров
-Степень их влияния на общественную жизнь России
Материалы
При Александре II главным идеологом и вдохновителем консервативного курса был М.Н. Катков, русский публицист, издатель, литературный критик, редактор газеты «Московские ведомости», основоположник русской политической журналистики. Главной задачей этого направления общественной мысли было доказательство губительности либеральных и уж тем более радикальных идей, которые разрушают «народность» и ведут к революции. М.Н. Катков доказывал также губительность для России проводимых реформ. Главными печатными органами консерваторов стали журнал «Русский вестник» и газета «Весть». М.Н. Катков приветствовал подавление Польского восстания, считал необходимым проводить жесткую политику в отношении поляков.
М.Н. Катков считал, что самодержавие сильно своей неизменностью, твердостью, способностью не меняться под давлением обстоятельств, а использовать их в своих целях. Любое изменение устоев он воспринимал как измену главным принципам российского государственного устройства, шаг к гибели общества, к распаду России.
(Проверка выполнения задания.)
2. Либеральное течение
Учитель. Либеральное общество приветствовало реформы проводимые Александром Вторым. Но полного взаимопонимания между властью и либералами не сложилось. Либеральные земские деятели, работая по претворению реформ в жизнь непосредственно на местах, более остро, чем правительственные чиновники, осознали недостатки предпринимаемых мер по переустройству страны. Среди них росло число оппозиционеров.
Задание. Ознакомившись со статьей учебника «Либералы» ответить на следующие вопросы:
-В чем причина оппозиционных настроений либералов?
-Программа либерального движения по проведению реформ в России
-Методы воздействия на правительство, которые использовали либералы, чтобы претворить в жизнь своей программы
-Почему не смогли объединить свои усилия по расширению реформ либералы и революционеры
-Почему либералы не имели широкой поддержки в стране
3. Развитие революционного движения
А)Предпосылки возникновения революционного движения
Учитель.Общественная жизнь пореформенной России отмечена важным процессом — сменой поколений оппозиционеров. «Романтиков» и «идеалистов» 40-50-х гг. вытесняют «реалисты» и «нигилисты».
Вопрос. Что же подготовило появление революционного направления общественного движения? (Ответы учеников.)
Противоречивость российской пореформенной действительности, пагубные последствия сохранения самодержавия и крепостнических пережитков стимулировали развитие революционного движения в России.
Учитель.Возглавили его разночинцы, а главенствующей идеологией разночинной интеллигенции было народничество.
Работа над терминами: общинный социализм , разночинцы и народничество
Учитель. Вопросы к классу перед заслушиванием сообщения:
-Программа народничества
-Из каких слоев русского общества формировалось народничество
-Основные идеи теории «общинного социализма»
Сообщение ученика «Чернышевский Н.Г. и Герцен А.И. – идеологи народничества»
Б)Направления в революционном движении России в 60-е гг.
Учитель. К началу 60-х гг. в революционном движении России сложилось несколько направлений.
— Внимательно изучите текст параграфа и составьте таблицу.
Вопросы для обсуждения после заполнения таблицы:
- Что было общего во взглядах теоретиков народничества?
-По каким вопросам между ними существовали расхождения?
Три течения в народничестве
Название течения | | | |
Лидер | | | |
Задачи | | | |
Тактика | | | |
| | | |
Проверка выполненной работы.
Обращение к презентации для сравнения и выявления ошибок при выполнении задания
4.Выводы
Учитель. Обсуждение проблемного задания
1.Причины подъема общественного движения 60-70 годов 19 века:
-Сохранение старой социально-политической системы
-Нерешенность аграрного вопроса
-Половинчатость реформ 60 – 70 –х гг.
-Колебания правительственного курса
-Социальные противоречия
2.Особенности общественного движения 60-70 годов 19 века:
-Активизация общественного движения
-Рост революционных настроений
-Переход от дворянской к разночинной революционности
-Возможным фактором становится рабочее движение
Домашнее задание: Параграф 22-23 стр.178-184, термины уметь объяснять