СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок добра (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки франузского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока.

Содержательные: 1) познакомить учащихся с важными вехами детства и юности поэта; 2) обозначить главную тему его писательской деятельности;

 Деятельностные: 

1) формирование у учащихся умений проводить анализ  текста.;

2) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию;

3) воспитывать любовь к окружающему миру, людям;

Методы и приёмы: эвристическая беседа, аналитические и обобщающие выводы, сопоставление характеристик героев, устное словестное рисование, комментированное чтение, «погружение в проблему», практики: «Пятиминутка – пролог»,    «Ассоциации», «Треугольник нравственных качеств»    

Просмотр содержимого документа
«Урок добра (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки франузского"»

"Урок добра" по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского"


Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока.

Содержательные: 1) познакомить учащихся с важными вехами детства и юности поэта; 2) обозначить главную тему его писательской деятельности;

 Деятельностные: 

1) формирование у учащихся умений проводить анализ  текста.;

2) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию;

3) воспитывать любовь к окружающему миру, людям;

Методы и приёмы: эвристическая беседа, аналитические и обобщающие выводы, сопоставление характеристик героев, устное словестное рисование, комментированное чтение, «погружение в проблему», практики: «Пятиминутка – пролог», «Ассоциации», «Треугольник нравственных качеств»





















Ход урока:

1 практика- так называемая -«Пятиминутка – пролог»

(Проверка домашнего задания. Ответ на вопрос: «Что значит выражение- «счастливое детство»?» (Варианты ответов разнообразны: беззаботное время, возможность гулять, полная семья, здоровье родных и тд.) Сравнить детство обучающихся и главного героя. Размышление о том, что стало причиной голодного существования детей? (Война)

- Ребята, На прошлом уроке мы познакомились с советским писателем – Валентином Григорьевичем Распутиным и его произведением «Уроки французского».Главный герой- почти ваш ровесник. Вы пока еще дети… А вот что такое для вас « счастливое детство? Этот вопрос был задан вам на дом. Давайте послушаем ваши ответы……

Да, все вы правы. Мы с вами счастливые потомки воинов- победителей. Должны быть благодарны им, чтить память и подвиг!

Но ведь и народ, находившийся в тылу, жители, вернувшие жизнь в разрушенные села и города, тоже герои.

- Скажите, сколько лет прошло с момента окончания войны? (78 лет).

-Как вы считаете, какой след оставила эта страшная война на нашей земле?

(Разруха, нужда, уничтоженные заводы, школы, сожженные города и деревни).

А в судьбах людей? (Гибель родных, сиротство, несбывшиеся мечты).

Прошло уже почти 78 лет с тех пор, и нам с вами очень трудно представить, какими были послевоенные годы.

- О чём же мы сегодня будем говорить? ( О том, как трудно было жить после войны, кто и что помогло выжить главному герою )

Изучение новой темы

- Обратимся к тексту.

- Найдите и прочтить , пожалуйста, фрагмент, в котором описывается детство главного героя.

Этот рассказ –автобиографичен. Ведь написан он был Валентином Распутиным о самом себе,а рассказ посвящен учителю- Молоковой Лидии Михайловне

Распутин говорил : «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной».

- Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем. Когда в 1973 году рассказ вышел в свет, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича и несколько раз встречалась с ним. Ее не стало в 2011 году.

Вот как говорит о ней Распутин: «Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом… Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками …добра».


-Почему Лидия Михайловна стала помогать своему ученику?(Время было тяжелое, мальчик голодал; чтобы бороться с малокровием, ему нужно было хорошо питаться, пить каждый день молоко. У матери не было возможности передавать продукты вдоволь).

-Что, по-вашему, вдохновило Распутина на создание рассказа?

-А вот как он сам ответил на этот вопрос: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».


-Давайте вспомним, сколько значений у слова урок? 

(У В.Даля Урок 1- срочная задача ученику или рабочим. 2 – назиданье, вперед наука).Как в русском языке называются такие слова? (многозначные). В каком значении употреблено слово урок в названии рассказа? (ответы детей)


Обращение к эпиграфу.

«Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». В.Г.Распутин.

-О чем эпиграф? Какими хочет видеть вас, молодое поколение, автор?


практика: «Треугольник основ нравственности» Итог урока. Рефлексия..

На доске представлен треугольник основ нравственности

Рассуждение о роли войны в жизни каждого человека. Раскрытие понятия –память.

Только добро и сопереживании Лидии Михайловны помогло выжить герою, вырасти честным, благородным человеком, помнящим добро! Из чего же складывается наша пирамида нравственных качеств? Добро- поступки- качества- - ПАМЯТЬ

(Детям предлагается подумать, как же взаимосвязаны элементы треугольника основ нравственности в данном рассказе?)

Дети отвечают.

Добро- это то качество, которое помогло главному герою выжить, продолжить обучение.

- качества- помощники: сопереживание, сочувствие, взаимопомощь, забота, любовь.

- поступки- помощь Лидии Михайловны мальчику, игра в «замеряшки», продолжение учебы несмотря на трудности,

- память- это автобиографический рассказ, посвященный Валентином Распутиным своему учителю французского Лидии Михайловне Молоковой, память уроков добра.








- Мы с вами тоже должны хранить память о добрых людях, о поступках, о добре, о нашем военном прошлом, о героях, благодаря которым мы имеем возможность знать, что такое счастливое детство.

практика: Ассоциации

На экране слово «ВОЙНА». Класс делится на 2 группы: первая записывает на листе слова-ассоциации. Вторая -способы предотвращения войны(качества).

Например: горе, голод, страх, смерть

Дружба, мир, сопереживание, добро

Вывешиваем листы на доску и зачитываем слова

Ребята, наш главный герой пережил трудное послевоенное детство, но благодаря Лидии Михайловне, своему учителю французского, он смог остаться добрым, порядочным человеком. Сейчас мы с вами разделимся на 2 группы. Первая группа напишут на листах слова, которые ассоциируются со словом «Война», вторая- слова, которые называют явления, качества, способные предотвратить войну.

-Молодцы! Вы справились с заданием. Вслед за мамой главного героя Лидия Михайловна учила маленького мальчика главным нравственным качествам: добру, честности, взаимопомощи. Эти уроки и мы должны помнить и учить новое поколение для того, чтобы никогда между нами не было зависти, зла и безразличия.

Домашнее задание: напишите письмо- поучение будущему поколению.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!