"Урок добра" по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского"
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели урока.
Содержательные: 1) познакомить учащихся с важными вехами детства и юности поэта; 2) обозначить главную тему его писательской деятельности;
Деятельностные:
1) формирование у учащихся умений проводить анализ текста.;
2) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию;
3) воспитывать любовь к окружающему миру, людям;
Методы и приёмы: эвристическая беседа, аналитические и обобщающие выводы, сопоставление характеристик героев, устное словестное рисование, комментированное чтение, «погружение в проблему», практики: «Пятиминутка – пролог», «Ассоциации», «Треугольник нравственных качеств»
Ход урока:
1 практика- так называемая -«Пятиминутка – пролог»
(Проверка домашнего задания. Ответ на вопрос: «Что значит выражение- «счастливое детство»?» (Варианты ответов разнообразны: беззаботное время, возможность гулять, полная семья, здоровье родных и тд.) Сравнить детство обучающихся и главного героя. Размышление о том, что стало причиной голодного существования детей? (Война)
- Ребята, На прошлом уроке мы познакомились с советским писателем – Валентином Григорьевичем Распутиным и его произведением «Уроки французского».Главный герой- почти ваш ровесник. Вы пока еще дети… А вот что такое для вас « счастливое детство? Этот вопрос был задан вам на дом. Давайте послушаем ваши ответы……
Да, все вы правы. Мы с вами счастливые потомки воинов- победителей. Должны быть благодарны им, чтить память и подвиг!
Но ведь и народ, находившийся в тылу, жители, вернувшие жизнь в разрушенные села и города, тоже герои.
- Скажите, сколько лет прошло с момента окончания войны? (78 лет).
-Как вы считаете, какой след оставила эта страшная война на нашей земле?
(Разруха, нужда, уничтоженные заводы, школы, сожженные города и деревни).
А в судьбах людей? (Гибель родных, сиротство, несбывшиеся мечты).
Прошло уже почти 78 лет с тех пор, и нам с вами очень трудно представить, какими были послевоенные годы.
- О чём же мы сегодня будем говорить? ( О том, как трудно было жить после войны, кто и что помогло выжить главному герою )
Изучение новой темы
- Обратимся к тексту.
- Найдите и прочтить , пожалуйста, фрагмент, в котором описывается детство главного героя.
Этот рассказ –автобиографичен. Ведь написан он был Валентином Распутиным о самом себе,а рассказ посвящен учителю- Молоковой Лидии Михайловне
Распутин говорил : «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной».
- Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем. Когда в 1973 году рассказ вышел в свет, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича и несколько раз встречалась с ним. Ее не стало в 2011 году.
Вот как говорит о ней Распутин: «Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом… Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками …добра».
-Почему Лидия Михайловна стала помогать своему ученику?(Время было тяжелое, мальчик голодал; чтобы бороться с малокровием, ему нужно было хорошо питаться, пить каждый день молоко. У матери не было возможности передавать продукты вдоволь).
-Что, по-вашему, вдохновило Распутина на создание рассказа?
-А вот как он сам ответил на этот вопрос: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
-Давайте вспомним, сколько значений у слова урок?
(У В.Даля Урок 1- срочная задача ученику или рабочим. 2 – назиданье, вперед наука).Как в русском языке называются такие слова? (многозначные). В каком значении употреблено слово урок в названии рассказа? (ответы детей)
Обращение к эпиграфу.
«Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». В.Г.Распутин.
-О чем эпиграф? Какими хочет видеть вас, молодое поколение, автор?
практика: «Треугольник основ нравственности» Итог урока. Рефлексия..
На доске представлен треугольник основ нравственности
Рассуждение о роли войны в жизни каждого человека. Раскрытие понятия –память.
Только добро и сопереживании Лидии Михайловны помогло выжить герою, вырасти честным, благородным человеком, помнящим добро! Из чего же складывается наша пирамида нравственных качеств? Добро- поступки- качества- - ПАМЯТЬ
(Детям предлагается подумать, как же взаимосвязаны элементы треугольника основ нравственности в данном рассказе?)
Дети отвечают.
– Добро- это то качество, которое помогло главному герою выжить, продолжить обучение.
- качества- помощники: сопереживание, сочувствие, взаимопомощь, забота, любовь.
- поступки- помощь Лидии Михайловны мальчику, игра в «замеряшки», продолжение учебы несмотря на трудности,
- память- это автобиографический рассказ, посвященный Валентином Распутиным своему учителю французского Лидии Михайловне Молоковой, память уроков добра.
- Мы с вами тоже должны хранить память о добрых людях, о поступках, о добре, о нашем военном прошлом, о героях, благодаря которым мы имеем возможность знать, что такое счастливое детство.
практика: Ассоциации
На экране слово «ВОЙНА». Класс делится на 2 группы: первая записывает на листе слова-ассоциации. Вторая -способы предотвращения войны(качества).
Например: горе, голод, страх, смерть
Дружба, мир, сопереживание, добро
Вывешиваем листы на доску и зачитываем слова
Ребята, наш главный герой пережил трудное послевоенное детство, но благодаря Лидии Михайловне, своему учителю французского, он смог остаться добрым, порядочным человеком. Сейчас мы с вами разделимся на 2 группы. Первая группа напишут на листах слова, которые ассоциируются со словом «Война», вторая- слова, которые называют явления, качества, способные предотвратить войну.
-Молодцы! Вы справились с заданием. Вслед за мамой главного героя Лидия Михайловна учила маленького мальчика главным нравственным качествам: добру, честности, взаимопомощи. Эти уроки и мы должны помнить и учить новое поколение для того, чтобы никогда между нами не было зависти, зла и безразличия.
Домашнее задание: напишите письмо- поучение будущему поколению.