СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок доброты по повести В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой» 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема рассказа особенно актуальна в наше время: так не хватает доброты, взаимопонимания. Этот урок посвящён воспитанию семейных ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Урок доброты по повести В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой» 6 класс»

Урок доброты по повести В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой» 6 класс


Цель урока:

  • раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои

В. Астафьева;

  • формировать умение анализировать художественное произведение, развивать

коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, продолжить работу по

развитию культуры речи школьников;

  • воспитывать у учащихся умение распределять роли, представлять точку зрения писателя и собственные суждения, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.

Тип урока: обобщающий.

Методы:

- словесный (слово учителя, сообщения детей, творческая беседа по содержанию повести, дискуссия);

- наглядный (презентация, выставка произведений Астафьева, инсценирование, художественная самодеятельность детей), активная методика распределения заданий.

Материал к уроку: выставка книг В.Астафьева, карточки с заданиями; презентация об Астафьеве.

Подготовка к уроку: предварительно проверить знание текста повести учащимися, заранее подготовленная творческая группа детей.

План урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. Выступление творческой группы биографов:

  • краткий рассказ о жизни и творчестве писателя;

  • что такое автобиография;

3. Выступление секции искусствоведения:

  • заочная экскурсия «На родине писателя»;

  • словарная работа: «сибирские» диалектизмы.

4. Выступление театральной секции:

  • инсценировка № 1.

  • пересказ эпизода.

  • инсценировка № 2.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

7. Выразительное чтение стихотворения Яшина «Спешите делать добрые дела».



Ход урока.

Вступительное слово учителя. Виктор Петрович Астафьев – известный

талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений

Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири,

О далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой.


Рассказ « Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» — это повествование писателя о собственном детстве, в котором действительно были и походы за земляникой, и купание в своенравной сибирской реке, и его друг Санька из многодетной семьи дяди Левонтия, и бабушка с дедушкой, о которых автор пишет с особой теплотой и любовью.

Наша с вами задача, проанализировав содержание рассказа, выяснить, какие уроки он несет. Вам будет предложено поработать "искусствоведами", "биографами", "артистами театра". Для этого вы самостоятельно распределите роли и определите, в какой секции каждый из вас будет работать.

(Дети распределяются по секциям. Каждая секция на столе имеет свою эмблему: биографы - перо гусиное с чернильницей, искусствоведы – изображение раскрытой книги, театральная секция - изображение лиры и скрипичного ключа).

2. Первыми начинают работу ребята из творческой группы биографов (краткие сообщения о творчестве В.Астафьева).

1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор. В семь лет мальчик потерял мать — она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны (плавучие ограждения на реках). В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка — Екатерина Петровна. Тягу к «сочинительству» испытывал с самого детства: «Моя бабушка Катерина, у которой я жил, когда осиротел, меня называла «врушей». Смеялась, когда я рассказывал ей всякие страсти…». После смерти бабушки жил в детском доме. Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро». Повзрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Он прошёл трудный солдатский путь, был тяжело ранен. После войны занимался в кружке при одной уральской газете. Там прослушал однажды рассказ кружковеда – бывшего фронтовика, который взбесил его надуманностью и фальшью. Тогда написал рассказ о своём фронтовом друге, ставший писательским дебютом (первое выступление на новом поприще). Это рассказ «Сибиряк». До сих пор родные погибшего друга хранят его как драгоценную реликвию (вещь, свято хранимая как память о прошлом).

За прошедшие с того времени годы Виктор Петрович стал известным писателем, заслужившим признание читателей. Много рассказов написано Виктором Петровичем для юных читателей, например, «Бабушка с малиной», «Зачем я убил коростеля?» «Монах в новых штанах» и другие.

«Для детей я всегда пишу со светлой радостью, - говорил В.П.Астафьев, - и постараюсь себя всю жизнь не лишать этой радости».

«Ни дня без строчки» — это девиз неутомимого труженика, истинно народного писателя.

Умер Виктор Петрович в 2001г., согласно завещанию, его похоронили в селе Овсянка Красноярского края.



3. Выступление секции искусствоведения:

  • заочная экскурсия «На родине писателя» (сопровождается показом презентации).

Сейчас мы побываем с вами на родине писателя, где и происходят события рассказа. Поселок Овсянка стоит на 26 км трассы Красноярск-Дивногорск, в 11 км от Дивногорска. Добраться можно на маршрутках и автобусах из Красноярска и Дивногорска. Выходить нужно у большого деревянного резного указателя «Овсянка». При въезде в село находится церквушка, в которой крестили Виктора Петровича, восстановлена при жизни писателя по его инициативе. Дальше заходите в поселок и на перекрестке за церковью поворачиваете направо на ул. Щетинкина. Идете примерно метров 100-150. Музей будет слева. Музей в доме писателя был открыт в годовщину смерти 29 ноября. Правда, дома, где он родился, не сохранилось, но сохранился тот, который он купил в 1984 году, когда решил почаще бывать на своей малой родине.
Домик небольшой, с огородиком и с яблонями во дворе. В нем Виктор Астафьев жил со своей женой, рядом с дверями в дом есть памятник: супруги сидят на лавочке.
Так как Астафьев был личностью известной, то к нему часто приезжали высокие гости. Тут были Горбачев, Ельцин, Солженицын, Никита Михалков. Обстановка в доме очень скромная (ее, кстати, сейчас можно увидеть практически в подлиннике), и Виктор Петрович принимал высоких гостей хотя и с уважением, но без всякого шика — на обычном покрытом пледом диване. Впрочем, к «простым смертным» он относился ничуть не хуже, чем к высокопоставленным. И всегда был рад любым гостям, особенно детям. Дом-музей работает ежедневно, кроме понедельника с 10 до 18. Касса музея находится через дорогу в музее повести «Последний поклон» — доме бабушки Катерины.

Словарная работа: «сибирские» диалектизмы.

Показывая народную жизнь, автор использует «сибирские» диалектизмы. В музее мы сможем увидеть туесок – берестяную корзинку с крышкой; пройдём по сенцам (передняя часть строения); посмотрим на резные наличники (накладная планка на дверном или оконном проеме); в речи местных жителей можем и сейчас услышать такие слова:

* увал – пологий холм;

* бадога – длинные поленья;

* супротив – напротив;

* заполошная – суетливая;

* шуровать – беспокоить, приводить в действие;

* зариться – завидовать;

* заимка – земельный участок вдали от села, освоенный его владельцами;

* яр - крутой край оврага;

*шаньга – булочка с творогом, ватрушка;

* поскотина – пастбище, выгон.

Слово учителя. Основная тема многих рассказов В.Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой», как раз из таких. В основу рассказа легли воспоминания писателя о собственном детстве, т.е. он автобиографичен, писатель искренне и открыто разговаривает с детьми о самом важном и нужном.

Что обозначает слово автобиография?

Ученик из секции биографов. Автобиография – последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.

Действие рассказа происходит в первые годы после гражданской войны. Это было очень трудное время. Страна разорена, утомлена войной. Люди жили очень бедно, скудно, часто не хватало самого необходимого – пищи, одежды, того, к чему мы привыкли как к само собой разумеющемуся. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конём». Об этом мы узнаём в первых же строках рассказа.

4. Выступление театральной секции: (детям заранее было дано задание: выбрать режиссера театра юного зрителя, рассмотреть различные кандидатуры на эту роль. У режиссера на груди эмблема "лира и скрипичный ключ".

Под руководством режиссера ребята готовятся к инсценированию.

Выступают ребята с первой из сцен по повести В.Астафьева "Конь с розовой гривой").

- Давайте послушаем нашего героя, попробуем понять его чувства.

1) Инсценировка № 1. Действующие лица: бабушка, внук.


Бабушка: Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

Внук: Конем, баба?

Бабушка: Конем, конем.

Внук: Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Пряник можно засунуть под рубашку, бегаешь и слышишь, как конь лягает копытами, в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь-огонь! С таким конем сразу почету сколько, внимания!

Ребята левонтьевские к тебе и так и эдак ластятся и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его.

2) Обсуждение инсценировки.

- Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

(Дети не избалованы вкусной едой, они не всегда едят досыта, соседские ребятишки постоянно голодные. Пряник и лакомство, удовольствие, которое можно растянуть, и игрушка).

- Какие чувства испытывает герой, держа в руках этого сказочного коня? (Радости и счастья).

- Какое слово является в названии ключевым? (Конь)

Случайна ли форма пряника – «конем»? (Выбор формы пряника не случаен. Конь - символ сельской, крестьянской жизни. Конь для крестьянина в то время был кормильцем: это и средство передвижения, и пахарь, и перевозчик грузов, и главный герой крестьянских праздников, и друг – крестьянин ухаживает за конем, как за человеком, общается, как с другом.)

- Что вносит в название эпитет «розовый»? (Цвет детства, чистоты, наивности, невинности.)

- Почему Астафьев именно так назвал свой рассказ? (Названием рассказа послужило сказочное существо, мечта каждого деревенского мальчишки - необычной формы и цвета пряник, «конь с розовой гривой». Много радости он мог доставить ребенку послевоенного времени. Самым ярким воспоминанием детства был этот пряник, поэтому так назван рассказ).

Пересказ эпизода.

- Вот и отправляется наш герой с ребятами дяди Левонтия в лес за земляникой, чтобы трудом своим заработать пряник. Обратите внимание, инверсия «трудом своим» выделяет слово «труд» - мальчик понимает, что даром ничего не достаётся. Расскажите от лица героя о том, что произошло в лесу (эпизод об «интересном и веселом» дне).

3) Инсценировка № 2. Действующие лица: Санька и герой (Витя).

Санька: Бабушки Петровны испугался! Эх, ты!

Герой: Зато мне бабушка пряник конем купит!

Санька: Может кобылой? Скажи уж лучше – боишься ее, и еще жадный!

Герой: Я?

Герой: Я?

Санька: Ты!

Герой: Жадный?

Санька: Жадный!

Герой: А хочешь все ягоды съем?

Санька: Слабо!

Герой: Мне слабо? Мне слабо? Вот! Ешьте вместе со мной!


4) Обсуждение инсценировки. Анализ эпизода.

- Как герой оказался в зависимости от Саньки? (Санька использует беспроигрышный приём – поддразнивает героя, мальчик не хотел показаться жадным, и в результате остался без земляники, которую собрал с таким трудом).

- Что же было дальше? Как после этого развлекались ребята? (Развлечения были жестокими).

- Как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим поступкам? (Герои противопоставлены: левонтьевским всё нипочём, а рассказчик понимает, что виноват).

- Почему герой решил обмануть бабушку?

(Санька научил, герой уже был подготовлен к этому обману всеми дурными поступками, совершёнными за день, к этому добавились мелкие пакости, на которые его подбил Санька – герой крадёт калачи, чтобы ублажить ябеду и шантажиста, к тому же боится наказания и хочет избежать неприятностей).

- Вспомните поведение мальчика, что пришлось пережить ему? Только ли страх перед бабушкой мучит героя? ( Нелегко дался обман: понимает, что совершил злодейство, мучит совесть, жалеет себя).

- Осуждаете ли вы его за это?

- Когда, по-вашему, переживания героя особенно обострились? (Когда показывается лодка с бабушкой, стыд гонит героя прочь. Бабушка всем рассказывает об обмане, всему миру явен его позор. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика и помог выйти из положения: попроси прощения).

- Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник? Какие качества ее проявились в этом эпизоде?

- Да, бабушка сумела понять и простить внука. Любое живое существо на Земле заслуживает того, чтобы окружающие услышали его, каждый заслуживает быть понятым другим.

- А что значит «понять»?

* «Понять» - значит «услышать» переживания, мысли другого, разделить его чувства, «приоткрыть» свое сердце и обязательно дать почувствовать другому, что он понят, «услышан».

- Как вы думаете, просто ли это? Что для этого требуется?

- Понять другого не просто. Для этого надо иметь особое душевное свойство, надо приложить усилия, быть милосердным.

- Милосердие – это готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.

- Как вы оцениваете в другом человеке и в себе качество, как умение понять другого, простить?

-Это то, что вызывает уважение окружающих и за что можно уважать себя.

Какими словами заканчивает писатель повествование?

- Почему такими словами заканчивает Астафьев повествование?

- Какие выводы, мысли возникли у вас после прочтения рассказа?

1. Люби ближнего своего как самого себя.

2. Чтобы очистить свою душу – покайся.

3. Как важно понять человека.

4. Надо быть милосердным всегда.

5. Лучше простить, чем наказать.

6. Спешите делать добро.

Какой урок преподала бабушка внуку? (Урок доброты)

5. Подведение итогов.

Автор в основу рассказа берет неприятную жизненную ситуацию. Рассказ носит поучительный характер. Обманом опозорив бабушку, Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Катерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обличенный внук чувствует стыд и раскаяние. Но какой поражающей неожиданностью явился для него обещанный бабушкой за землянику пряник, с мечтой о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Бабушка наказывает внука…добротой. И дело не только в понимании, что нельзя обманывать и предавать близких, а в сознании необходимости прощать. Прощает бабушка как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания сиротской души ребенка. Она зло побеждает добром, поэтому и название, как в сказке красивое, доброе «Конь с розовой гривой». Да, этот рассказ о детстве – чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты бывал невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчеркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится. В.П.Астафьев на всю жизнь запомнил урок бабушки и рассказал нам об этом. Писатель хотел, чтобы читатели в его бабушке увидели своих бабушек и дедушек и всю свою любовь отдали им сейчас, пока не поздно, пока они живы.


6. Домашнее задание. Напишите сочинение на свободную тему о своих бабушках и дедушках, о близких людях.

В заключение послушайте стихотворение Яшина «Спешите делать добрые дела».

7. Выразительное чтение стихотворения Яшина «Спешите делать добрые дела».


Александр Яшин

Спешите делать добрые дела

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил -

И оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.


Когда он слег и тихо умирал,-

Рассказывает мать,-

День ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал:

"Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!"


Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.


Мечтал о многом,

Много обещал...

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.


Теперь прошел я тысячи дорог -

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.

Нет отчима,

И бабка умерла...

Спешите делать добрые дела!