1.Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их. - Партнёры по лицу, поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, а теперь поприветствуйте друг друга партнёры по плечу. 2. Вызов. Введение в тему. - Наш сегодняшний урок хочется начать со следующего четверостишия: Как хорошо, что доброта Живёт на свете вместе с нами. Без доброты - ты сирота, Без доброты - ты серый камень. - О чём эти строчки стихотворения? - Ребята, а как вы понимаете, что такое доброта? 3. Словарная работа. - Вот какое толкование слов «добро» и «доброта» даётся в толковом словаре Ожегова Добро. Все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу (противоп.: зло) Доброта. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 4. Осмысление. - Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев произведений Валентина Григорьевича Распутина. - Ребята, какое произведение Распутина вы дома прочитали? - Как вы думаете, почему мы начали урок с беседы о доброте? Как связано слово «доброта» с рассказом «Уроки французского»? - Значит, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? -Тема нашего сегодняшнего урока «Урок доброты по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Запишите тему урока в тетради. - В качестве эпиграфа возьмём высказывание великого русского писателя Л.Н.Толстого: Чем человек добрее и умнее, тем больше он замечает добра в людях. Запишите эпиграф урока в тетради. - Согласны ли вы с высказыванием Л.Н.Толстого? - Как вы думаете, кому из героев рассказа можно отнести эти слова? Почему? 5. Слово о писателе. - Говорить о произведении Распутина, не сказав о нем самом несколько слов, просто нельзя, ибо мы упустим что-то очень важное, главное. Давайте вспомним биографию В.Распутина. - Где и когда родился В.Распутин? - Какое было детство у писателя? - Рассказ « Уроки французского» Распутин по праву назвал автобиографическим. – А какое произведение называется автобиографическим? - Какие события из жизни автора отражаются в рассказе? Подумайте 3-5 секунд, обсудите с партнёром по лицу. (по 10 сек.) Структура РЕЛЛИ РОБИН 6. Работа по тексту. Обучающая структура МИКС ПЭА ШЭА. - Образуйте пару! 1 вопрос: Какие чувства и мысли вызвал у вас рассказ? Подумайте 3-5 секунд, обсудите в парах. Начинает тот, кто выше ростом. У вас 20 секунд. А теперь поменяйтесь ролями. - Попросим одну пару высказать своё мнение по этому вопросу. 2 вопрос: Мы знаем, что главному герою рассказа пришлось встречаться с разными трудностями. Какие черты характера мальчика проявились в борьбе с этими трудностями? Начинает тот, у кого волосы светлее. У вас 20 секунд. А теперь поменяйтесь ролями. - Попросим озвучить свой ответ следующую пару. 3 вопрос: Какую роль в жизни мальчика сыграла учительница Лидия Михайловна? Начинает тот, у кого в одежде больше светлого. У вас 20 секунд. А теперь поменяйтесь ролями. - Давайте послушаем эту пару о роли учительницы в жизни мальчика. 7. Сравнительная характеристика главных героев. Работа по учебнику. - Ребята, найдите в тексте описание мальчика и учительницы. Давайте прочитаем эти отрывки. - Мы видим, что в тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом в соседних абзацах. - Как вы думаете, почему? - Какое выразительное средство при описании героев использовал автор? - В.Г. Распутин часто в своих произведениях использует антитезу. - Что это за литературный прием? 8. Составление таблицы. - Ребята, в рассказе мы видим положительные поступки и отрицательные поступки героев. Давайте в тетради нарисуем таблицу из двух граф, в 1 графе запишите «Положительные поступки героев», во 2 графе – «Отрицательные поступки героев». А сейчас вы будете заполнять эти графы примерами из рассказа. На это вам даётся 30 сек. - Прочертите линию после вашего последнего ответа. - Дальше работаем по структуре СТЁ ЗЕ КЛАСС (перемешай класс). Задача ваша в том, что вы будете молча передвигаться по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей к своему списку. - Я вижу у многих большой список. Давайте попросим Данила прочитать сначала свой список положительных и отрицательных поступков героев, а потом идеи, взятые у других участников. - А у кого есть другие идеи? 9. Работа над образом учительницы - Одним из ярких представителей Добра является Лидия Михайловна. Давайте остановимся на этом образе. Чтобы дать характеристику учительнице, будем использовать обучающую структуру ДЖОТ ТОТС (запишите мысли). Перед вами лежат маленькие листочки, у каждой группы их 16 штук. На этих листочках вы должны написать слова, характеризующие Лидию Михайловну и её поступки. Прежде чем написать, вы должны громко проговорить придуманное слово, чтобы слова не повторялись. Не соблюдая очередности, записываете слова на листочках, кладёте их в центр стола лицевой стороной вверх, в центре стола окажутся у вас 16 листочков. - Участник под № 2 из первой группы прочитай слова, характеризующие учительницу. Участник под № 2 из второй группы прочитай те слова, которые у первой группы не встречались - Из рассказа мы знаем, что учительница потеряла работу, но осталась ее доброта, ее душевная щедрость. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок. 10. Стадия рефлексии – Для чего, как вы думаете, создан этот рассказ? Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который протянет руку помощи, проявить милосердие и любовь, таким человеком оказалась молодая учительница. - Какой урок вы для себя взяли с сегодняшнего урока? 11. Итог урока. - Возвращаемся к эпиграфу урока. Ваше предположение по поводу того, к кому можно отнести высказывание Л. Толстого, подтвердилось? - Так какую роль сыграла доброта в жизни героев рассказа? 12. Оценивание ответов учащихся. 13. Домашнее задание. Написать сочинение «Каким я вижу современного учителя» | Стоя приветствуют гостей. Партнёры по лицу и по плечу приветствуют друг друга. О доброте Высказывают свои мнения о доброте Зачитывают на слайде толкование слов «добро», «доброта» Рассказ «Уроки французского» В рассказе говорится о доброте, о добрых поступках учительницы. О доброте Записывают тему урока в тетради. Один ученик читает слова Л.Н.Толстого Записывают эпиграф в тетради Высказывают свои мнения Высказывают свои мнения В.Распутин родился в 1937 году в Сибири, в деревне Усть- Уде Иркутской области? Детство писателя пришлось на военные и послевоенные годы. Голод, холод, тяжёлая работа – через всё это прошёл Распутин. Автобиографическим называется произведение, в котором автор описывает события из своей личной жизни. Герой рассказа, так же как Распутин, живёт трудной жизнью: он находится далеко от своей семьи, испытывает голод. Прототип Лидии Михайловны – Анастасия Прокопьевна Копылова, учительница Распутина. Встают, задвигают стулья, смешиваются под музыку. Когда музыка останавливается, участники образуют пару с ближайшим человеком. В парах по очереди отвечают на поставленный вопрос. В парах по очереди отвечают на поставленный вопрос. В парах по очереди отвечают на поставленный вопрос. Находят в тексте описание главных героев, читают. Чтобы сравнить этих двух героев. Использовал антитезу. Антитеза – это противопоставление понятий, явлений, мыслей В тетради чертят таблицу из двух граф, в 1-ой графе записывают «Положительные поступки героев», во 2-ой графе – «Отрицательные поступки героев». Заполняют таблицу примерами из рассказа. Молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей к своему списку. Данил зачитывает свою запись. По желанию добавляют что- то новое к списку Данила. Записывают слова, характеризующие Лидию Михайловну и её поступки. Прежде чем написать, громко проговаривают придуманное слово, чтобы слова не повторялись. Не соблюдая очередности, записывают слова на листочках, кладут их в центр стола лицевой стороной вверх. Чтобы показать, какую роль играет доброта в жизни человека. Добрый человек всегда делает добро и видит вокруг только добро. Высказывают свои мнения - Да, подтвердилось. Мнения обучающихся. | |