СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Г.Распутин. «Уроки французского». Законы доброты

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: В.Г.Распутин. «Уроки французского». Законы доброты

Цель и задачи:

- помочь восстановить целостное восприятие рассказа, попытаться раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»;

- содействовать раскрытию учащимися смысла названия рассказа; помочь составить кодекс законов доброты; пробудить стремление к добрым поступкам;

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- заложить крупицы основы воспитания чувства сострадания и любви к людям.

Тип урока: литературное творчество

Оборудование: оформление доски: портрет писателя, год рождения; тема урока; на левом крыле классной доски карточки с именами героев рассказа; на центральной доске «Роль учительницы в судьбе героя» (10 почему); на правом крыле – строки стихотворения:

                  Какая трудная работа –

                  Счастливым сделать хоть кого-то,

                  Цветок удачи принести,

                  От одиночества спасти,

                  А самому потом тихонечко уйти.

почтовый ящик; яблоки с табличками «любовь», «доброта», «доверие», «поддержка», «отзывчивость», «чуткость», «уважение», «душевная щедрость»; плакат «Кодекс законов доброты».

Просмотр содержимого документа
«В.Г.Распутин. «Уроки французского». Законы доброты»

План-конспект урока русской литературы в 6 классе

___________________

Тема: В.Г.Распутин. «Уроки французского». Законы доброты

Цель и задачи:

- помочь восстановить целостное восприятие рассказа, попытаться раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»;

- содействовать раскрытию учащимися смысла названия рассказа; помочь составить кодекс законов доброты; пробудить стремление к добрым поступкам;

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- заложить крупицы основы воспитания чувства сострадания и любви к людям.

Тип урока: литературное творчество

Оборудование: оформление доски: портрет писателя, год рождения; тема урока; на левом крыле классной доски карточки с именами героев рассказа; на центральной доске «Роль учительницы в судьбе героя» (10 почему); на правом крыле – строки стихотворения:

Какая трудная работа –

Счастливым сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести,

От одиночества спасти,

А самому потом тихонечко уйти.

почтовый ящик; яблоки с табличками «любовь», «доброта», «доверие», «поддержка», «отзывчивость», «чуткость», «уважение», «душевная щедрость»; плакат «Кодекс законов доброты».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

3. Сообщение темы урока, постановка цели, задач

- Сегодня мы завершаем разговор по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского». Мы с вами узнали, что Распутин написал о себе. Это автобиографичное произведение, события которого происходят в первые послевоенные годы. Давайте вспомним и кратко перескажем историю мальчика – героя рассказа.

4. Проверка домашнего задания

Рассказ ученика.

Действие происходит в послевоенные, неустроенные годы. Дети тогда очень рано взрослели, им приходилось принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа был старшим из троих детей, хорошо учился и был очень способным. В деревне была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, мальчик едет в город, где ему приходится столкнуться с серьезными испытаниями: с одиночеством, постоянным голодом, разлукой с домом, с несправедливостью, жестокостью, предательством. Надо было быть мужественным, настойчивым и терпеливым, чтобы переносить эти испытания. Кроме того, не забывать о младших брате и сестре.

Во время рассказа учитель вывешивает на доске таблички:


постоянный голод разлука с домом





одиночество герой рассказа предательство





несправедливость жестокость


Учащиеся в подтверждение зачитывают отрывки из текста.


- Попытайтесь представить положение мальчика. Он одинок, ему постоянно хочется есть, он скучает по дому, у него нет друзей, его жестоко избивают и предают. Он нуждается в помощи? Конечно, ведь ему всего 11 лет.

- Давайте вспомним и назовем всех героев рассказа.

Ребята называют. На доске появляются карточки с именами героев.

- Ребята, большой список? Кто же из всех этих героев помог мальчику? Давайте по порядку обсудим каждого. Кто позаботился о нем хоть немного? Кто проявил участие в его судьбе?

Ребята обсуждают каждого героя. Учитель оставляет на доске карточки с именами героев, проявивших участие в судьбе мальчика:

мама,

дядя Ваня,

Лидия Михайловна

- Ребята, но мама мальчика была далеко от него, а дядя Ваня приезжал раз в неделю и видел героя всего несколько минут, когда передавал продукты. Остается одна Лидия Михайловна.

- Итак, сегодняшний урок на тему «Законы доброты» мы посвящаем главной героине рассказа, учительнице французского языка Лидии Михайловне.

- В последнем разговоре мы оставили героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили. Давайте еще раз вспомним этот эпизод. Что чувствует герой, что было у него на душе. «Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде», - пишет рассказчик. Это, пожалуй, самые горькие минуты в жизни героя. Но его ждало еще одно испытание: надо было как-то объяснить в школе последствия драки – разбитое лицо. Дома вы готовили пересказ «В школе наутро после драки».

Пересказ эпизода со слов «Утром я со страхом…» до слов «….так домой ехать нельзя».

- В этом эпизоде мы впервые близко знакомимся с Лидией Михайловной. Именно в этот момент она вмешивается в судьбу мальчика. Хотя сам он этого, к сожалению, не понимает.

- Ребята, я сейчас попытаюсь передать опасения героя, чего он боялся, что ждал от разговора с учительницей, а вы мне расскажете, как повела себя Лидия Михайловна.

1) Герой боялся, что, увидев его разбитое лицо, учительница рассердится и потребует объяснений.

2) Герой испугался, когда подлый Тишкин предает его, рассказав об игре на деньги.

3) Герой очень боится, что учительница тут же пойдет к директору и его наверняка исключат из школы за игру на деньги.


1) А Лидия Михайловна все выясняет шуткой, она ведет себя спокойно.

2) А Лидия Михайловна спокойно осаживает подленького Тишкина, так что предательство оказывается наказанным.

3) А Лидия Михайловна прекращает выяснение, чтобы это не дошло до директора. И оставляет героя для разговора после уроков.


- Какую же роль играет Лидия Михайловна в дальнейшей судьбе мальчика. Ответим на 10 «почему».

На доске.

Роль учительницы в жизни мальчика.

- Лидия Михайловна единственная попыталась помочь мальчику. Никого: ни квартирную хозяйку, ни одноклассников, ни учителей, ни директора школы не волновала судьба мальчика. Хотя директор обязан был по должности знать о бедственном положении своего ученика и постараться помочь ему. Но попыталась одна Лидия Михайловна.

- Только попыталась или все-таки помогла? Обратимся к статье «Уроки доброты»

Чтение статьи учителем (1,2 абзацы)

- Итак, учительница не только научила героя французскому языку, но и преподала уроки еще более важные – уроки доброты. Доброты истинной, имеющей свои законы.

- Давайте попробуем на основе понимания рассказа составить «Кодекс законов доброты

Учитель представляет таблицу с законами, среди которых есть лишние. Ребята обсуждают каждый, а лишние вычеркивают жирной чертой (маркер).

Кодекс законов доброты.

- Добро возвращается добром.

- Истинное добро бескорыстно.

- Я помог тебе – изволь и ты мне помогать.

- Истинное добро не требует награды.

- Истинное добро не требует отдачи.

- Сотворивший добро всегда помнит кому и когда он помог.

- Истинное добро не унижает человеческого достоинства.


- Почему рассказ называется «Уроки французского»? (Потому что именно учительница французского языка открыла мальчику новый мир, показала «другую» жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества ).

- Можно было бы назвать этот рассказ «Уроки доброты»? (Да)

- Ребята, что герой нашел в посылке, присланной Лидией Михайловной с Кубани? (Яблоки)

- А что еще? Загляните в этот посылочный ящик.

Учитель предлагает взять из посылочного ящика взять яблоки. На каждом написаны слова:

любовь, доброта, доверие, поддержка, отзывчивость, чуткость, уважение, душевная щедрость.

Ребята берут яблоки, читают слова, угощают гостей, оставляют себе или выкладывают яблоки на доску.

- Ребята, как вы думаете, пригодились эти уроки герою? (Да, ведь он стал хорошим человеком, известным русским человеком)

- А ведь рядом с мальчиком не могло оказаться такого человека, как Лидия Михайловна. И тогда неизвестно, как бы сложилась жизнь у героя.

Директор школы, не разобравшись, обвинил Лидию Михайловну в самых страшных грехах и выгнал из школы. Теперь в ее жизни наступила тяжелая минута, но она по-прежнему думает о своем ученике, беспокоится о нем. Она ничуть не жалеет о случившемся, поддерживает, ободряет мальчика.

Невольно вспоминаются строки из стихотворения:

Какая трудная работа –

Счастливым сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести,

От одиночества спасти,

А самому потом тихонечко уйти.

5. Литературное творчество

Написать письмо от имени Лидии Михайловны мальчику или ответ ей.

6. Подведение итогов урока

7. Домашнее задание.

Если вам приходилось встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал добро людям, приготовьте о нем рассказ. ( на доске д/з – рассказ о добром человеке)

8. Комментированное выставление оценок

9. Рефлексия






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!