СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "«ДУБРОВСКИЙ». ИЗОБРАЖЕНИЕ РУССКОГО БАРСТВА. ДУБРОВСКИЙ-СТАРШИЙ И ТРОЕКУРОВ"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из методического пособия

Просмотр содержимого документа
«Урок "«ДУБРОВСКИЙ». ИЗОБРАЖЕНИЕ РУССКОГО БАРСТВА. ДУБРОВСКИЙ-СТАРШИЙ И ТРОЕКУРОВ"»

«Дубровский». Изображение русского барства.
Дубровский-старший и Троекуров

Задача деятельности учителя: способствовать формированию представления об А. С. Пушкине как романисте, мастере художественного слова, реалистично рисующем картины русской жизни поместного дворянства.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

познавательная сфера: понимать ключевые проблемы произведения, связь литературного произведения с эпохой его написания; выявлять заложенные в нем вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; анализировать литературное произведение (определять его жанр, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев); определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владеть элементарной литературоведческой терминологией (роман, композиция, сюжет);

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям и литературным героям художественного произведения; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: владеть умением создавать собственный текст на основе личного опыта, на основе прочитанного;

эстетическая сфера: понимать роль изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературного произведения.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте романа;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, работа со словарем, практическая работа), индивидуальная (выразительное чтение), групповая (практическая работа).

Интернет-ресурсы:

Нащокин, Павел Воинович. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Павел_Воинович_Нащокин

Оборудование: портрет А. С. Пушкина; книжная выставка «Дорога к Пушкину»; плакат – эпиграф к уроку: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека» (В. Г. Белинский).

Основные понятия и термины: роман, композиция, сюжет.

Сценарий урока

Читая Пушкина, можно превосходным

образом воспитать в себе человека.

В. Г. Белинский

I. Постановка целей и задач урока.

– Роман «Дубровский» – еще одно произведение в прозе, которое приоткроет нам в великом Пушкине талант непревзойденного прозаика-романиста. Как у истинного мастера художественного слова, у А. С. Пушкина и в композиции произведения, и в портретных зарисовках, и в картинах пейзажа заключено столько загадок, столько скрытого подтекста, что поверхностное прочтение текста не даст возможности и сотой доли разгадать в романе, а значит, вы просто не поймете замысла произведения. Поэтому призываю быть внимательными, вдумчивыми читателями «Дубровского», роман Пушкина этого стоит.

II. Изучение нового материала.

1. Запись в тетради даты и темы урока.

Учитель просит записать эпиграф к уроку и объяснить, как надо понимать слова эпиграфа.

2. Сообщение учителя «История создания романа “Дубровский”». (См. материал учебника, с. 59–63.)

Вопросы для беседы:

– Какая история, рассказанная П. В. Нащокиным, легла в основу сюжета романа?

– Когда происходит действие, описанное в романе? Чем интересно с точки зрения истории это время?

– Что можете сказать о тематике романа?

– На какие жизненно важные вопросы хотел ответить своим романом автор?

3. Работа со словарем.

– Найдите и запишите в тетради определения следующих терминов: роман, композиция, сюжет.

– Что такое роман?

– Какие особенности романа вы знаете?

– Что называется композицией?

– Что такое сюжет?

4. Чтение первой главы, комментирование.

Вопросы для беседы:

– Кто такой Троекуров?

– Как относились к нему чиновники, соседи и Дубровский-старший?

– Какое хобби было у Троекурова?

– Разделял ли Дубровский-старший это хобби?

– Как Троекуров относился к Андрею Дубровскому и почему?

– Как произошла ссора двух приятелей?

– Какое новое обстоятельство расстроило надежду на примирение?

– Что было в записке? И почему Троекуров не выполнил то, что предлагал Дубровский-старший?

– Какое новое обстоятельство расстроило надежду на примирение?

5. Работа в группах: изображение русского барства.

– Предлагаю разделиться на 4 творческие группы. У каждой группы своя задача. Первая, вторая, третья группы, ваша задача – показать на примере жизни литературного героя, как Пушкиным изображено русское барство, и построить устный рассказ по данной теме. Задача четвертой творческой группы, во-первых, разработать таблицу по обобщению и систематизации материала по данной теме; во-вторых, члены этой группы могут задавать вопросы для уточнения, выяснения подробностей, добывания конкретных фактов и сведений ребятам из других групп.

1-я группа – «Троекуров и его усадьба».

2-я группа – «Дубровский и его усадьба».

3-я группа – «Верейский и его усадьба».

4-я группа – «Давай-ка обобщим!». Обобщение материала в форме таблицы «Изображение русского барства». (См. Ресурсный материал.)

6. Презентация выставки книг «Дорога к Пушкину», рекомендации учителя.

III. Практическая деятельность.

– Составьте план сравнительной характеристики Дубровского-старшего и Троекурова.

Совместная работа учителя и учащихся, план записывается одновременно на доске и в тетрадях.

План сравнительной характеристики
Троекурова и Дубровского-старшего

1. Что сближало Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского?

1) Были товарищами по службе;

2) были ровесниками;

3) «сходствовали отчасти в характерах и в наклонностях»;

4) были оба по любви женаты;

5) оба овдовели.

2. Что отличало Троекурова и Дубровского-старшего?

1) Материальное состояние;

2) жесткий, властный характер у Троекурова, прямолинейный и справедливый у Дубровского-старшего;

3) взаимоотношения с крестьянами.

3. Что сделало друзей врагами?

IV. Чтение второй главы.

Вопросы для беседы:

– Какое впечатление произвела на вас сцена суда?

– Сбылись ли ожидания Троекурова?

– Считаете ли вы сцену суда кульминацией ссоры между Троекуровым и Дубровским?

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Как мы уже отмечали, в романе нет идиллической картины жизни русского барства. Если говорить только о Кириле Троекурове и Андрее Дубровском, то мы понимаем, что их жизнь сильно разнится и показана автором в противопоставлении (использование приема антитезы). Кирила Петрович Троекуров показан как представитель «дикого барства», а образ Андрея Гавриловича Дубровского привлекателен своей независимостью и верой в справедливость. Причину размежевания дворянства и ссоры двух помещиков А. С. Пушкин видит в исторических обстоятельствах и нравах героев, с чем трудно не согласиться.

– Что нового вы узнали на уроке? (Высказывания учащихся.)

– Кому из героев романа вы симпатизируете, всегда ли вы на стороне этого героя? (Высказывания учащихся.)

– Закончите фразу: «Читая Пушкина...».

Домашнее задание.

1. Прочитать главы III–VII. Проследить, как Владимир Дубровский становится разбойником.

2. Дать письменный ответ на проблемный вопрос: «В чем сходство и различие характеров Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского?».

Ресурсный материал

Изображение русского барства

Место нахождения усадьбы

Владелец усадьбы

Описание усадьбы

(см. учебник)

Характеристика
владельца

Род занятий
владельца усадьбы

Взаимоотношения
с крестьянами

Покровское

Кирила Петрович Троекуров

«Вот Покровское...»
(с. 77–78).

«Старинный сад
с его стрижеными
липами, четвероугольным прудом...»
(с. 117)

Старинный русский барин. Богат, знатного рода, «выказывал все пороки человека необразованного». Пылкого нрава, ограниченного ума.

Властолюбив

Постоянные разъезды, пиры, проказы, буйные увеселения, охота, званые обеды до обжорства. Имел псарный двор (более 500 гончих и борзых). Имел несколько
медвежат

Строг, своенравен. Крестьяне «тщеславились богатством и славою своего господина». «Сказывают, что он барин гордый,
своенравный, жестокий со своими домашними»

Кистеневка

Андрей Гаврилович Дубровскй

«Перед собой видел он Кистеневку...» (с. 78).

«Владел 70 душами»

Нетерпеливый и решительный. Бедный и независимый. «Был горячий охотник». Смелый, упрямый, прямолинейный, справедливый человек. Имел чувство собственного достоинства, гордость

Занимался хозяйством, любил охоту, бывал в гостях у соседа Троекурова

По-человечески добр.

Крестьяне преданы своему барину, хотя живут бедно

Арбатово

Князь Верейский

Богатое поместье, имел «3000 душ
родового имения».

«...Хозяин предложил пойти в сад...» (с. 119)

Около 50 лет, «казался гораздо старее», «наружность его была приятна, замечательна», «старый волокита», любезен, рассеян, лицемерен

Приехал из чужих краев. «Имением управлял отставной майор». Скучал. «Не мог вынести уединения» и поехал в гости

О крестьянах, о взаимоотношениях с ними нет сведений.
Не интересовался их жизнью