«Дубровский». Изображение русского барства.
Дубровский-старший и Троекуров
Задача деятельности учителя: способствовать формированию представления об А. С. Пушкине как романисте, мастере художественного слова, реалистично рисующем картины русской жизни поместного дворянства.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: понимать ключевые проблемы произведения, связь литературного произведения с эпохой его написания; выявлять заложенные в нем вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; анализировать литературное произведение (определять его жанр, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев); определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владеть элементарной литературоведческой терминологией (роман, композиция, сюжет);
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям и литературным героям художественного произведения; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: владеть умением создавать собственный текст на основе личного опыта, на основе прочитанного;
эстетическая сфера: понимать роль изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературного произведения.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте романа;
регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, работа со словарем, практическая работа), индивидуальная (выразительное чтение), групповая (практическая работа).
Интернет-ресурсы:
Нащокин, Павел Воинович. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Павел_Воинович_Нащокин
Оборудование: портрет А. С. Пушкина; книжная выставка «Дорога к Пушкину»; плакат – эпиграф к уроку: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека» (В. Г. Белинский).
Основные понятия и термины: роман, композиция, сюжет.
Сценарий урока
Читая Пушкина, можно превосходным
образом воспитать в себе человека.
В. Г. Белинский
I. Постановка целей и задач урока.
– Роман «Дубровский» – еще одно произведение в прозе, которое приоткроет нам в великом Пушкине талант непревзойденного прозаика-романиста. Как у истинного мастера художественного слова, у А. С. Пушкина и в композиции произведения, и в портретных зарисовках, и в картинах пейзажа заключено столько загадок, столько скрытого подтекста, что поверхностное прочтение текста не даст возможности и сотой доли разгадать в романе, а значит, вы просто не поймете замысла произведения. Поэтому призываю быть внимательными, вдумчивыми читателями «Дубровского», роман Пушкина этого стоит.
II. Изучение нового материала.
1. Запись в тетради даты и темы урока.
Учитель просит записать эпиграф к уроку и объяснить, как надо понимать слова эпиграфа.
2. Сообщение учителя «История создания романа “Дубровский”». (См. материал учебника, с. 59–63.)
Вопросы для беседы:
– Какая история, рассказанная П. В. Нащокиным, легла в основу сюжета романа?
– Когда происходит действие, описанное в романе? Чем интересно с точки зрения истории это время?
– Что можете сказать о тематике романа?
– На какие жизненно важные вопросы хотел ответить своим романом автор?
3. Работа со словарем.
– Найдите и запишите в тетради определения следующих терминов: роман, композиция, сюжет.
– Что такое роман?
– Какие особенности романа вы знаете?
– Что называется композицией?
– Что такое сюжет?
4. Чтение первой главы, комментирование.
Вопросы для беседы:
– Кто такой Троекуров?
– Как относились к нему чиновники, соседи и Дубровский-старший?
– Какое хобби было у Троекурова?
– Разделял ли Дубровский-старший это хобби?
– Как Троекуров относился к Андрею Дубровскому и почему?
– Как произошла ссора двух приятелей?
– Какое новое обстоятельство расстроило надежду на примирение?
– Что было в записке? И почему Троекуров не выполнил то, что предлагал Дубровский-старший?
– Какое новое обстоятельство расстроило надежду на примирение?
5. Работа в группах: изображение русского барства.
– Предлагаю разделиться на 4 творческие группы. У каждой группы своя задача. Первая, вторая, третья группы, ваша задача – показать на примере жизни литературного героя, как Пушкиным изображено русское барство, и построить устный рассказ по данной теме. Задача четвертой творческой группы, во-первых, разработать таблицу по обобщению и систематизации материала по данной теме; во-вторых, члены этой группы могут задавать вопросы для уточнения, выяснения подробностей, добывания конкретных фактов и сведений ребятам из других групп.
1-я группа – «Троекуров и его усадьба».
2-я группа – «Дубровский и его усадьба».
3-я группа – «Верейский и его усадьба».
4-я группа – «Давай-ка обобщим!». Обобщение материала в форме таблицы «Изображение русского барства». (См. Ресурсный материал.)
6. Презентация выставки книг «Дорога к Пушкину», рекомендации учителя.
III. Практическая деятельность.
– Составьте план сравнительной характеристики Дубровского-старшего и Троекурова.
Совместная работа учителя и учащихся, план записывается одновременно на доске и в тетрадях.
План сравнительной характеристики
Троекурова и Дубровского-старшего
1. Что сближало Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского?
1) Были товарищами по службе;
2) были ровесниками;
3) «сходствовали отчасти в характерах и в наклонностях»;
4) были оба по любви женаты;
5) оба овдовели.
2. Что отличало Троекурова и Дубровского-старшего?
1) Материальное состояние;
2) жесткий, властный характер у Троекурова, прямолинейный и справедливый у Дубровского-старшего;
3) взаимоотношения с крестьянами.
3. Что сделало друзей врагами?
IV. Чтение второй главы.
Вопросы для беседы:
– Какое впечатление произвела на вас сцена суда?
– Сбылись ли ожидания Троекурова?
– Считаете ли вы сцену суда кульминацией ссоры между Троекуровым и Дубровским?
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Как мы уже отмечали, в романе нет идиллической картины жизни русского барства. Если говорить только о Кириле Троекурове и Андрее Дубровском, то мы понимаем, что их жизнь сильно разнится и показана автором в противопоставлении (использование приема антитезы). Кирила Петрович Троекуров показан как представитель «дикого барства», а образ Андрея Гавриловича Дубровского привлекателен своей независимостью и верой в справедливость. Причину размежевания дворянства и ссоры двух помещиков А. С. Пушкин видит в исторических обстоятельствах и нравах героев, с чем трудно не согласиться.
– Что нового вы узнали на уроке? (Высказывания учащихся.)
– Кому из героев романа вы симпатизируете, всегда ли вы на стороне этого героя? (Высказывания учащихся.)
– Закончите фразу: «Читая Пушкина...».
Домашнее задание.
1. Прочитать главы III–VII. Проследить, как Владимир Дубровский становится разбойником.
2. Дать письменный ответ на проблемный вопрос: «В чем сходство и различие характеров Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского?».
Ресурсный материал
Изображение русского барства
Место нахождения усадьбы | Владелец усадьбы | Описание усадьбы (см. учебник) | Характеристика владельца | Род занятий владельца усадьбы | Взаимоотношения с крестьянами |
Покровское | Кирила Петрович Троекуров | «Вот Покровское...» (с. 77–78). «Старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом...» (с. 117) | Старинный русский барин. Богат, знатного рода, «выказывал все пороки человека необразованного». Пылкого нрава, ограниченного ума. Властолюбив | Постоянные разъезды, пиры, проказы, буйные увеселения, охота, званые обеды до обжорства. Имел псарный двор (более 500 гончих и борзых). Имел несколько медвежат | Строг, своенравен. Крестьяне «тщеславились богатством и славою своего господина». «Сказывают, что он барин гордый, своенравный, жестокий со своими домашними» |
Кистеневка | Андрей Гаврилович Дубровскй | «Перед собой видел он Кистеневку...» (с. 78). «Владел 70 душами» | Нетерпеливый и решительный. Бедный и независимый. «Был горячий охотник». Смелый, упрямый, прямолинейный, справедливый человек. Имел чувство собственного достоинства, гордость | Занимался хозяйством, любил охоту, бывал в гостях у соседа Троекурова | По-человечески добр. Крестьяне преданы своему барину, хотя живут бедно |
Арбатово | Князь Верейский | Богатое поместье, имел «3000 душ родового имения». «...Хозяин предложил пойти в сад...» (с. 119) | Около 50 лет, «казался гораздо старее», «наружность его была приятна, замечательна», «старый волокита», любезен, рассеян, лицемерен | Приехал из чужих краев. «Имением управлял отставной майор». Скучал. «Не мог вынести уединения» и поехал в гости | О крестьянах, о взаимоотношениях с ними нет сведений. Не интересовался их жизнью |