СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Двойная роль букв е, ё, ю, я"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Двойная роль букв е, ё, ю, я"»



Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

Класс: 5

УМК: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский

Учитель: Остапенко Н. О.

Предметные цели урока:

- Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся. - Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Метапредметные цели урока:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Оборудование: учебник, обобщающие таблицы, проектор

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.

Ход урока:

I. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.

Учитель:

– Здравствуйте! Ребята, вы любите ходить в гости? Сегодня урок наш пройдёт в игровой форме. Мы побываем в гостях у звуков речи и обязательно совершим открытие, разгадаем тайну, которую скрывают от нас гласные буквы. В гости ходят с подарками? Что же нам подарить? Конечно, наши знания. Готовы к испытаниям? И вот первое задание.

II. Актуализация знаний.

Блиц-опрос.

1. Какой раздел сейчас изучаем? Что такое фонетика?

2. Из чего состоят слова, которые мы слышим?

3. Звуки делятся на …

4. Гласные бывают …

5. На какие звуки делятся согласные?

6. Из чего состоят слова, которые мы пишем?

7. Сколько букв в русском алфавите?

8. Сколько гласных звуков в русском языке?

Лингвистическая разминка

Отгадайте загадки:

-Что говорит мама, когда тебя кормит ? (ЕШЬ)

-Словно ёлка

Весь в иголках! (ЁЖ)

-Куда птицы улетают осенью? (НА ЮГ)

Если б не было его ,

Не сказал бы ничего(ЯЗЫК)

9.А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6? ( а э о у ы я е ё ю и), [а], [э], [о], [у], [ы], [и],

С какой буквы начинаются слова, которые вы записали?

III. Формулирование проблемы.

Учитель: - На какой вопрос вы не смогли ответить? Почему?

( Ученики фиксируют возникшее затруднение (буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука).

Причина - не знают позиции, в которых эти буквы обозначают два звука)

IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.

Учитель: - Какой вопрос возникает?

- Какова будет тема нашего урока?

- Чему мы сегодня должны научиться?

Ученики: - Формулируют вопросы:

-В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука?

Делают вывод: тема урока…(коллективное формулирование темы урока). Двойная роль букв е, ё, ю, я. (Окончательный вариант темы записывается на доске и в тетрадях).

Задача: узнать, в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: работа по группам. Каждая группа анализирует слова по столбикам, выполняет транскрипцию, делает вывод, сверяется со слайдом.

Сделаем вывод.

Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласной , то они обозначают один звук [э, о, у, а] и

смягчают предыдущий согласный.

Итак, первая роль букв е, ё, ю, я – это смягчение согласной.

Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях.

Ель

Съел

Боец

Ёлка

Съёмка

Поёт

Юла

Вьюга

Каюта

яма

объяснить

рояль



Из полученных наблюдений сделайте вывод.

(Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после букв ъ и ь и перед гласными обозначают два звука)

– Какую же двойную роль выполняют буквы е ё ю я?

Если буквы е, ё, ю, я стоят между согласными, они обозначают один звук и указывают на

мягкость предыдущего согласного.

Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, после ъ и ь, после гласной, они обозначают два

звука.

VI. Физкультминутка

Ученики формулируют правило, сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике.

Учитель: - Совпадают ли ваши выводы с выводами учебника?

Ученики: - Да.

Учитель: - Хорошо. Давайте вместе составим алгоритм двойной роли букв е, ё, ю, я.

(коллективное формулирование правила - алгоритма.

Таблица-схема №1

Таблица-схема №2

VII. Первичное закрепление во внешней речи.

1.Игра «1 или 2» (устно отрабатывают) Формулируют все «за» и «против»,

проговаривают правило вслух.

Решение задачи по алгоритму.

2. Упражнение № 311 (1 строка) Ученики работают по алгоритму. Фронтально проговаривают изученный материал, определяют количество букв и звуков в словах, обдумывают то, что делают, как делают, выясняют, всё ли понятно.

Учитель: - Молодцы. Выполнили правильно. Теперь вы знаете, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, можете свои знания применить на практике.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (работа в группах)

Учитель: Самостоятельная работа. (Проверка по слайду)

Задание: В левый столбик выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, в правый – слова, в которых эти буквы обозначают два звука.

Белый, вьюн, мера, ёрш, вялый, въезд, мёд, ель, мять, поют.

IX. Включение в систему знаний и повторение.

1.Расположить слова в алфавитном порядке (Взаимопроверка)

Буря, буран, мороз, вьюга, метель, поземка*.

- Указать, что общего в записанных словах.(Это имена существительные. Они подобраны по теме "Зима").

2.Тест.(Выбрать правильный вариант ответа).

X. Рефлексия.

- Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).

- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).

-Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).

- Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).

-Оцените свою деятельность на уроке.

Домашнее задание:

1. Упр.74, стр.41 - 42.

2. Упр.75, стр.42.

3. Правило на стр.41-всем!

Тест

1 Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.

а) якорь; б) светлая; в) мята

2.Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

а) съёмка; б) тёрка; в) приём

3.В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) пень; б) кружка; в) вьют

4.Сколько звуков в слове объявить?

а) 7 б) 8 в) 9

5.В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?

а) кроить; б) моет; в) веять

6.В каком слове есть звук [й]?

а) рябина; б) вперёд; в) армия

Правильные ответы

1. в) мята

2. в) приём

3. а) пень

4. а) 7

5. а) кроить

6. в) армия

"5" - 6 баллов.

"4" - 4 - 5 баллов.

"3" - 3 балла.