Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Класс: 5
УМК: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский
Учитель: Остапенко Н. О.
Предметные цели урока:
- Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся. - Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
Метапредметные цели урока:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Оборудование: учебник, обобщающие таблицы, проектор
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.
Ход урока:
I. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.
Учитель:
– Здравствуйте! Ребята, вы любите ходить в гости? Сегодня урок наш пройдёт в игровой форме. Мы побываем в гостях у звуков речи и обязательно совершим открытие, разгадаем тайну, которую скрывают от нас гласные буквы. В гости ходят с подарками? Что же нам подарить? Конечно, наши знания. Готовы к испытаниям? И вот первое задание.
II. Актуализация знаний.
Блиц-опрос.
1. Какой раздел сейчас изучаем? Что такое фонетика?
2. Из чего состоят слова, которые мы слышим?
3. Звуки делятся на …
4. Гласные бывают …
5. На какие звуки делятся согласные?
6. Из чего состоят слова, которые мы пишем?
7. Сколько букв в русском алфавите?
8. Сколько гласных звуков в русском языке?
Лингвистическая разминка
Отгадайте загадки:
-Что говорит мама, когда тебя кормит ? (ЕШЬ)
-Словно ёлка
Весь в иголках! (ЁЖ)
-Куда птицы улетают осенью? (НА ЮГ)
Если б не было его ,
Не сказал бы ничего(ЯЗЫК)
9.А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6? ( а э о у ы я е ё ю и), [а], [э], [о], [у], [ы], [и],
С какой буквы начинаются слова, которые вы записали?
III. Формулирование проблемы.
Учитель: - На какой вопрос вы не смогли ответить? Почему?
( Ученики фиксируют возникшее затруднение (буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука).
Причина - не знают позиции, в которых эти буквы обозначают два звука)
IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.
Учитель: - Какой вопрос возникает?
- Какова будет тема нашего урока?
- Чему мы сегодня должны научиться?
Ученики: - Формулируют вопросы:
-В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука?
Делают вывод: тема урока…(коллективное формулирование темы урока). Двойная роль букв е, ё, ю, я. (Окончательный вариант темы записывается на доске и в тетрадях).
Задача: узнать, в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука.
V. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: работа по группам. Каждая группа анализирует слова по столбикам, выполняет транскрипцию, делает вывод, сверяется со слайдом.
Сделаем вывод.
Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласной , то они обозначают один звук [э, о, у, а] и
смягчают предыдущий согласный.
Итак, первая роль букв е, ё, ю, я – это смягчение согласной.
Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях.
Ель | Съел | Боец |
Ёлка | Съёмка | Поёт |
Юла | Вьюга | Каюта |
яма | объяснить | рояль |
Из полученных наблюдений сделайте вывод.
(Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после букв ъ и ь и перед гласными обозначают два звука)
– Какую же двойную роль выполняют буквы е ё ю я?
Если буквы е, ё, ю, я стоят между согласными, они обозначают один звук и указывают на
мягкость предыдущего согласного.
Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, после ъ и ь, после гласной, они обозначают два
звука.
VI. Физкультминутка
Ученики формулируют правило, сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике.
Учитель: - Совпадают ли ваши выводы с выводами учебника?
Ученики: - Да.
Учитель: - Хорошо. Давайте вместе составим алгоритм двойной роли букв е, ё, ю, я.
(коллективное формулирование правила - алгоритма.
Таблица-схема №1
Таблица-схема №2
VII. Первичное закрепление во внешней речи.
1.Игра «1 или 2» (устно отрабатывают) Формулируют все «за» и «против»,
проговаривают правило вслух.
Решение задачи по алгоритму.
2. Упражнение № 311 (1 строка) Ученики работают по алгоритму. Фронтально проговаривают изученный материал, определяют количество букв и звуков в словах, обдумывают то, что делают, как делают, выясняют, всё ли понятно.
Учитель: - Молодцы. Выполнили правильно. Теперь вы знаете, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, можете свои знания применить на практике.
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (работа в группах)
Учитель: Самостоятельная работа. (Проверка по слайду)
Задание: В левый столбик выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, в правый – слова, в которых эти буквы обозначают два звука.
Белый, вьюн, мера, ёрш, вялый, въезд, мёд, ель, мять, поют.
IX. Включение в систему знаний и повторение.
1.Расположить слова в алфавитном порядке (Взаимопроверка)
Буря, буран, мороз, вьюга, метель, поземка*.
- Указать, что общего в записанных словах.(Это имена существительные. Они подобраны по теме "Зима").
2.Тест.(Выбрать правильный вариант ответа).
X. Рефлексия.
- Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).
- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).
-Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).
- Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).
-Оцените свою деятельность на уроке.
Домашнее задание:
1. Упр.74, стр.41 - 42.
2. Упр.75, стр.42.
3. Правило на стр.41-всем!
Тест
1 Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.
а) якорь; б) светлая; в) мята
2.Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) съёмка; б) тёрка; в) приём
3.В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) пень; б) кружка; в) вьют
4.Сколько звуков в слове объявить?
а) 7 б) 8 в) 9
5.В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) кроить; б) моет; в) веять
6.В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) вперёд; в) армия
Правильные ответы
1. в) мята
2. в) приём
3. а) пень
4. а) 7
5. а) кроить
6. в) армия
"5" - 6 баллов.
"4" - 4 - 5 баллов.
"3" - 3 балла.