СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Экология как наука"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для обучающихся 9 класса. Целью его является расширение  знаний  о науке "Экология" и ее значении в жизни человека. 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Экология как наука"»

Технологическая карта урока

Тема урока: Экология как наука

Класс 9

Цель: Расширить знания обучающихся о науке «экология» и ее значением в жизни человека.

Обучающая

- дать понятие «экология», познакомить с задачами, разделами и ее ролью в жизни человека;

- выполнить задания разного уровня сложности при подготовке к экзамену.

Развивающая

- развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, обобщать, выделять главное в изучаемом материале, стимулировать свою познавательную активность.

Воспитывающая

- прививать интерес и любовь к окружающей природе;

- продолжить воспитание бережного и экономного отношения к окружающей среде.

Планируемые образовательные результаты


Предметные результаты

- раскрыть понятие «экология»;

-систематизировать знания учащихся о задачах экологии;

- изучить этапы становления экологии, разделы;

- показать роль экологических знаний в жизни человека.

Метапредметные

Регулятивные УУД

- осуществлять поиск необходимой информации, осуществлять творческий подход к решению проблемы;

- находить рациональные способы деятельности, осознавать ответственность за результаты своего и совместного труда;

- объективно оценивать и проводить контроль результатов деятельности.

Познавательные УУД

- умение осмысливать учебный материал, выделять главные, существенные признаки, устанавливать связи в учебном материале;

- устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.

Коммуникативные УУД

- осуществлять и строить продуктивное взаимодействие сотрудничество с учителем и сверстниками;

- воспринимать разные точки зрения;

строить речевое монологическое высказывание, вносить свои предложения, уточнения; доказывать свою точку зрения.

Личностные результаты

-- владеть приемами и навыками общения со взрослыми и со сверстниками, готовность к сотрудничеству;

- мотивация к творческому труду, к работе на результат;

- уважительное отношение к чужому мнению;

- бережное отношение к природе.


Ключевые понятия темы урока: экология, экологические факторы, аутэкология, демэкология, синэкология, среда обитания.

Методы, доминирующие на уроке: объяснительно-иллюстративный, интерактивный, проблемный.

Образовательные технологии: системно-деятельного подхода, проблемного обучения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проектор,  карточки с инструкцией, таблицы.



п/п

Этап и цель урока

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты

Метапредметные

Личностные результаты


Организационный момент

1 мин.


Учителя приветствует обучающихся. Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.

Устанавливает контакт

с обучающимися.


Выполняют указания учителей, проявляя готовность к сотрудничеству.



Регулятивные: уметь оперативно включиться в работу урока.

Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителями.

Формирование уважительного отношения к окружающим и учителям.


Актуализация знаний.

2 мин.

Учитель просит ребят решить 1 экологическую задачу, после чего просит назвать тему урока.















Учитель формулирует цель и задачи урока. Ставит проблемный вопрос « Что изучает экология и почему сегодня необходимы знания в области экологии?»


Выслушивает и предлагает определить последовательность учебных действий для решения данной проблемы.

Задача: Известен реальный исторический факт, когда завезённый в Австралию клевер не давал семена. Как вы думаете, с чем это было связано? (Обучающиеся выдвигают предположения).


После решения задачи, тему урока пытаются сформулировать сами обучающиеся. Если не могут, учитель поясняет, что решенная задача является экологической. И что такие задачи решает наука экология.

Тему урока ученики записывают в тетрадь.






Ученики высказывают свое мнение по этому вопросу.


Найти связь между текстом задачи и темой урока.
















Осознание значимости изучаемой темы.


Регулятивные: умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока.

Познавательные: умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока. Коммуникативные:

строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения.


Самоопределение, адекватная мотивация.


2.

Изучение нового материала

16 мин.

3 мин.






4 мин.








4 мин.







Физминутка

(1мин.)

4 мин.

Учитель: предлагает дать определение науки экологии.



Правильное определение после обсуждения учитель показывает на слайде(2).


На слайде(3) презентации учитель показывает портрет Эрнста Геккеля и рассказывает о истории становления науки экологии, о предметах изучения.


Учитель предлагает сформулировать задачи экологии самим ребятам.


Учитель выслушивает ребят и предоставляет правильно сформулированные задачи на(5) слайде.




Учитель ставит проблемный вопрос. Почему сегодня мы слышим в средствам информации о экологии дома, промышленной экологии и т.д. Почему существуют разные разделы экологии? Как развивается наука экология?












Ученики самостоятельно пытаются дать определение.

Анализируют и записывают правильное определение в тетрадь.




Ученики слушают и кратко конспектируют.







Ученики парами составляют задачи экологии и предлагают на обсуждение.


Ученики записывают в тетрадь.




Ученики высказывают свое мнение. Аргументируют свои ответы.





(Выступление 2 учащихся)

Сообщение учащихся о развитии экологии, значимости и делении ее на разделы. (Слайды 6-9)




Понимать и давать правильное определения науки экологии.



Знать историю развития экологии.







Уметь формулировать задачи экологии










Уметь объяснять значимость экологических знаний, деление экологии на разделы.

Доказывать необходимость бережного отношения к природе.

Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы, работать по плану, инструкции, алгоритму; находить рациональные способы деятельности распределять задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда.

Познавательные: умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание, аргументируя свой выбор; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения.

Умение осуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству.

Уважительное отношение к чужому мнению.

Мотивация к творческому труду, к работе на результат.


3.

Закрепление знаний

4 мин

Учитель демонстрирует на слайде мудрые высказывания о экологии и предлагает ответить на вопросы. Почему же столь важна наука экология? Почему ее необходимо ее изучать?

Учитель выслушивает мнения ребят. И просит написать опорные слова темы урока в тетради.

Проверку проводит с помощью информации на слайде(опорных слов)


Учащиеся высказывают свое мнение и записывают опорные слова в тетрадь.

Уметь применить полученные знания и свою эрудицию для разрешения данной проблемы.




Использовать опорные слова изученной темы для осмысления и запоминания материала.


Регулятивные: умение преодолевать трудности и препятствия в учебной деятельности.

Познавательные: осмысление значимости знаний, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.


Ценностно-смысловая ориентация обучающихся,

мотивации к творческому труду, к работе на результат. Формирование бережного отношения к природе.

4.

Подготовка обучающихся к экзамену.

14 мин.

Учитель просит обучающихся на следующем этапе урока в течение 14 минут выполнить задания разного уровня сложности демоверсии 2019. Задания представлены на слайдах презентации и индивидуально распечатанным материалом.

После выполнения работы, проводится проверка.

Обучающиеся в тетрадях выполняют работу.






При вторичном повторе слайдов ученики комментируют ответы. Возникшие трудности разбираются и поясняются. Особое внимание уделяется правильному оформлению ответов.









Регулятивные: умение определять последовательность действий для достижения результата.

Познавательные: выбирать эффективные способы деятельности в решении поставленных задачи.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностное самоопределение, умение работать в группе.


6.

Рефлексия

2 мин.

Учителя инициирует рефлексию учеников по поводу их собственной деятельности.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


Проанализировать результаты деятельности по освоению новых знаний и повторения материала при подготовке к экзамену, выявление трудностей.

Регулятивные:

объективно оценивать результаты своей деятельности. Определять степень успешности своей деятельности, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Познавательные:

проводить рефлексию способов и условий действий. Проводить анализ собственной деятельности, сравнивать выполненное действие с эталоном, определять способы устранения ошибок и недочетов.

Коммуникативные:

давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока, точно выражать свои мысли, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.


Осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию.

7.

Итог урока.


3 мин.

Организуют подведение итогов урока, а также совместной и индивидуальной деятельности обучающихся (оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

глубины знаний.

Отмечают успешность усвоения и недостатки.

Кратко планируют работу на последующие уроки.


Ученики участвуют в подведении итогов урока.

Определяют степень решения поставленных задач.

Оценивают глубину своих знаний по теме урока и подготовке к экзамену.

Оценить предметные результаты урока

Регулятивные:

умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности и факторы влияния на ее результативность.

Познавательные:

анализировать достигнутые результаты, выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока.

Коммуникативные:

вступать в диалог с учителем, сотрудничать при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме.

Личностное самоопределение.


Домашнее задание.

2 мин.

Учитель предлагает домашнее задание с учетом уровня сложности:

1.Прочитать пар.23, ответить на вопросы 1-3

2. Прочитать пар.23, ответить на вопросы 1-6,составить краткий рассказ «Экология и мы!»

3. Прочитать пар.23, кроссворд по теме урока(15 слов)


(Домашнее задание оформлено красочно на слайде)

Выбирают задание по желанию.

.

Регулятивные:

умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей,

Познавательные:

умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное, определить способы выполнения задания.

Коммуникативные:

умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное, объяснять свой выбор из предложенных альтернатив.

Самоосмысление и самоопределение в условиях выбора.


Эмоциональный конец урока


Учителя благодарят учащихся за решение проблемы и сотрудничество.


Эмоциональный настрой на завершение урока.

Познавательные:

умение осмыслить поднятую на уроке проблему, установить взаимосвязь с другими явлениями, понять ее значимость.

Личностный выбор на основе социальных, моральных и личностных ценностей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Нравственно-эстетическая ориентация.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!