Экология. Урок 1 .
Тема. Что такое экология.
Цели: -знакомство с экологией, как наукой о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Оборудование: учебник, иллюстрации.
(Использован фрагмент урока О.Г.Муковниковой.)
Ход занятия.
Организационный момент.
Введение в тему
Вот какая однажды случилась история.
На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное- никто не знал, почему это случилось.
Дети были очень огорчены Но, если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.
А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг лесе, и на лесных полянах. Рвали и распустившиеся цветы, и те, на которых были ещё только бутоны. Словом, всё подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи. Когда приходило время, мухи откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки. И именно эти личинки уничтожали гусениц, вредивших лесу.
Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса цветочных мух. Не осталось мух – и , естественно, не вылупились личинки. Не вылупились личинки – и некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И всё потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.
Изучение нового.
Все мы : люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живём на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились, притёрлись друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы.
Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушают законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы всё-таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникло наука- экология.
Экология – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей среде.
Работа с учебником.
Прочитайте текст учебника (с.146-147)
Обобщение.
- Как вы думаете, ребята, о каких связях рассказала вам я, и вы прочитали в учебнике?
- О связях между природой и человеком.
- Правильно. Но существует ещё множество других связей, таких как связи между живой и неживой природой, между растениями и животными. На следующих занятиях мы познакомимся с ними поближе.
Домашнее задание. С.148-149.
Для учителя.
Масштабы загрязнения среды разного рода отходами настолько значительны, что в ряде регионов мира это угрожает существованию человека как биологического вида. Наиболее крупные нарушения природных условий чаще всего приурочены к индустриальным районам различных стран. Так, например, в Японии было официально зарегистрировано несколько тысяч человек, ставших инвалидами, и несколько сотен людей, умерших от болезней , вызванных загрязнениями природной среды. Эти болезни в Японии называют коротким и страшным словом «когай», что в переводе означает «Вред, наносимый людям», «общественное зло». Один из самых известных случаев когай был зарегистрирован на острове Кюсю в городе Минамата. Болезнь началась с того, что здесь взбесились кошки. Они с воплями бросались и тонули в море. Вскоре странной болезнью заболели сотни людей. Их била дрожь, они корчились в судорогах. Десятки людей скончались в муках. Виновниками всего этого были химические корпорации, чьи заводы сбрасывали в воду отходы химических продуктов без всякой очистки. Эти сбросы содержали много ртути. Ртуть, попав в организм рыб, явилась причиной страшного заболевания. Загрязнение природной среды вызвало массовые протесты людей в стране. Под их давлением химические корпорации были вынуждены принять соответствующие меры. В настоящее время экологическая обстановка в Японии заметно улучшилась. Кстати, это государство, где особенно тщательно следят за состоянием природной среды.